Главная
АИ #38 (117)
Статьи журнала АИ #38 (117)
Специфика первых лет работы педагога в современных условиях

Специфика первых лет работы педагога в современных условиях

Рубрика

Психология

Ключевые слова

молодой работник
молодой специалист
управление
коллектив
молодой педагог

Аннотация статьи

События последних лет внесли существенные изменения в понятие управления персоналом в образовательных организациях. Стали чаще обсуждаться вопросы адаптации молодых специалистов для предупреждения раннего выгорания и профессиональной деформации. В статье рассматриваются специфические особенности молодого педагога, освещаются вопросы наставничества и принципы управления.

Текст статьи

В течение многих лет управлению персоналом образовательных организаций не уделялось достаточно внимания. Изменения начались в последние несколько лет, цель их – укрепление основного ресурса – персонала [1, c. 61].

Для продуктивной работы с коллективом, необходимо хорошо понимать специфику своего контингента. Педагогический коллектив в большинстве своём – женский. Помимо этого, главной спецификой является – обучение и воспитание детей. Вся работа учителя подразумевает высокий уровень психологической нагрузки, организационные трудности. Так как деятельность подразумевает постоянное общение с людьми, необходимо постоянно «держать лицо», контролировать свои эмоции, речь, внешний вид, так как всё это проходит через регулярное социальное оценивание. Важно выдерживать высокие информационные нагрузки, уживаться с нехваткой времени. При ошибках в управлении таким коллективом и неправильной организации, можно повысить риск проявления симптомов эмоционального выгорания [2, с. 72].

В настоящее время школы стараются активно привлекать молодых педагогов, которые могут привнести свежие идеи, найти новые решения.

Обратимся к определению «молодой специалист», «молодой работник». Как таковой, сам термин не закреплён ни в Трудовом Кодексе РФ, ни в федерльных актах. При этом само понятие встречается в отдельных нормативно-правовых документах.

Зачастую «молодой специалист» - это человек, окончивший учебное заведение высшего или среднего профессионального образования, и направленное на работу в конкретную организацию [3, с. 66]. Часто в этих организациях категория «молодой специалист» определяется как работник до 30 лет. В образовательных организациях молодым сотрудником считается человек, чей стаж до пяти лет.

Также в разных регионах можно встретить соответствующие выплаты для молодых педагогов. Это может быть единовременная выплата или ежемесячная в течение некоторого времени. «Срок годности» звания молодого специалиста также может разниться в зависимости от школы и региона. Чаще всего встречаются сроки от 2 до 3 лет. Иногда выплаты могут компенсироваться предоставлением жилья.

Согласно Трудовому Кодексу РФ к понятию «молодой специалист» можно отнести следующие пункты:

  1. Работник должен получить образование в учреждении, которое имеет аккредитацию государственного образца.
  2. Работник, получивший образование по данной специальности должен поступить на работу впервые.
  3. В течение первого года после получения документа работник должен быть трудоустроен по специальности.

Для успешного управления таким сложным коллективом, как педагогический, необходимо соблюдать следующие принципы:

  1. принцип системности – охват кадрового ресурса, ориентация на решение проблем в формате взаимодействия;
  2. принцип демократизации – реализации адаптации молодых сотрудников, в том числе, учёт мнения работников при принятии решений, справедливость требований, мотивационное поощрение;
  3. принцип индивидуализации – учёт индивидуальности, реализация подхода к сотрудникам в соответствии с их специфическими, профессиональными, возрастными особенностями;
  4. принцип информатизации – важно организовать вовлеченность сотрудников, их ориентацию в рамках своих обязанностей и ответственности;
  5. принцип достижения целей – помощь в достижении успеха со стороны руководства заключается в чёткости требований, регламента и прозрачности систем стимулирования;
  6. принцип подбор сотрудников – основывается на модели организационных и профессиональных компетенций.

Наряду с вышеперечисленными, важно следовать и общим принципам управления персоналом в процессе адаптации учителей на ранних сроках работы: целенаправленность, ответственность, компетентность, дисциплина, иерархичность, стимулирование [4, с. 63].

Для комфортной адаптации «вчерашнего» студента, нынешнего работника важно уделять внимание наставничеству в образовательных организациях. На данный момент далеко не в каждой школе или ВУЗе можно найти официально назначенного наставника, также во многих местах эта крайне ответственная деятельность никак не тарифицируются. У опытных педагогов нет ни времени, ни желания уделять время и силы молодому коллеге. Многие бывшие студенты, которые только что оказались на рабочем месте, уверены, что знают, что им делать. Но их высокие отметки не гарантируют того, что при встрече с реальной учебной деятельностью, они справятся без проблем. Зачастую, такие специалисты умеют хорошо учиться, но пока не учить.

Задачи, которые необходимо реализовывать наставнику при работе с молодым специалистом:

  1. анализ рабочих программ, составление тематического плана;
  2. подбор дидактического материала для работы;
  3. помощь в подготовке к урокам, занятиям и переменам с опережением на 1-2 дня;
  4. помощь при работе с электронным журналом;
  5. посещение уроков молодого специалиста с последующим анализом;
  6. консультирование при работе с родителями и детьми.

Плодотворная работа и результаты работы определяются совместной деятельностью руководства и специалиста. Важно поэтапно включать и адаптировать молодого специалиста в производственную среду. Работник должен адаптироваться к новым условиям, обязанностям, коллективу. Определить для себя нормы поведения и взаимодействия.

Значение стратегического планирования при введении молодых сотрудников в коллектив с учётом кадровой политики сложно переоценить.

Список литературы

  1. Березовская, Л.Г. К вопросу критериев риска развития синдрома «эмоционального выгорания» / Л.Г. Березовская, В.Ю. Слабинский, С.А. Подсадный // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике): сб. науч. ст. / под ред. В.В. Лукьянова, С.А. Подсадного. – Курск: КГУ, 2018. – С.17-19.
  2. Бондарь, В.И. Управленческая деятельность директора школы: дидактический аспект / В.И. Бондарь. – 3-е изд. - К.: Лыбидь, 2019. – 160 с.
  3. Борисова, М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М.В. Борисова // Вопросы психологии. - 2018. - № 2. С. 96-103.
  4. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом: монография / А. Я. Кибанов, Е. А. Митрофанов, В. Г. Коновалов и др. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 155 с.

Поделиться

739

Гросс А. В. Специфика первых лет работы педагога в современных условиях // Актуальные исследования. 2022. №38 (117). С. 67-69. URL: https://apni.ru/article/4629-spetsifika-pervikh-let-raboti-pedagoga-v-sovr

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря