В течение многих лет управлению персоналом образовательных организаций не уделялось достаточно внимания. Изменения начались в последние несколько лет, цель их – укрепление основного ресурса – персонала [1, c. 61].
Для продуктивной работы с коллективом, необходимо хорошо понимать специфику своего контингента. Педагогический коллектив в большинстве своём – женский. Помимо этого, главной спецификой является – обучение и воспитание детей. Вся работа учителя подразумевает высокий уровень психологической нагрузки, организационные трудности. Так как деятельность подразумевает постоянное общение с людьми, необходимо постоянно «держать лицо», контролировать свои эмоции, речь, внешний вид, так как всё это проходит через регулярное социальное оценивание. Важно выдерживать высокие информационные нагрузки, уживаться с нехваткой времени. При ошибках в управлении таким коллективом и неправильной организации, можно повысить риск проявления симптомов эмоционального выгорания [2, с. 72].
В настоящее время школы стараются активно привлекать молодых педагогов, которые могут привнести свежие идеи, найти новые решения.
Обратимся к определению «молодой специалист», «молодой работник». Как таковой, сам термин не закреплён ни в Трудовом Кодексе РФ, ни в федерльных актах. При этом само понятие встречается в отдельных нормативно-правовых документах.
Зачастую «молодой специалист» - это человек, окончивший учебное заведение высшего или среднего профессионального образования, и направленное на работу в конкретную организацию [3, с. 66]. Часто в этих организациях категория «молодой специалист» определяется как работник до 30 лет. В образовательных организациях молодым сотрудником считается человек, чей стаж до пяти лет.
Также в разных регионах можно встретить соответствующие выплаты для молодых педагогов. Это может быть единовременная выплата или ежемесячная в течение некоторого времени. «Срок годности» звания молодого специалиста также может разниться в зависимости от школы и региона. Чаще всего встречаются сроки от 2 до 3 лет. Иногда выплаты могут компенсироваться предоставлением жилья.
Согласно Трудовому Кодексу РФ к понятию «молодой специалист» можно отнести следующие пункты:
- Работник должен получить образование в учреждении, которое имеет аккредитацию государственного образца.
- Работник, получивший образование по данной специальности должен поступить на работу впервые.
- В течение первого года после получения документа работник должен быть трудоустроен по специальности.
Для успешного управления таким сложным коллективом, как педагогический, необходимо соблюдать следующие принципы:
- принцип системности – охват кадрового ресурса, ориентация на решение проблем в формате взаимодействия;
- принцип демократизации – реализации адаптации молодых сотрудников, в том числе, учёт мнения работников при принятии решений, справедливость требований, мотивационное поощрение;
- принцип индивидуализации – учёт индивидуальности, реализация подхода к сотрудникам в соответствии с их специфическими, профессиональными, возрастными особенностями;
- принцип информатизации – важно организовать вовлеченность сотрудников, их ориентацию в рамках своих обязанностей и ответственности;
- принцип достижения целей – помощь в достижении успеха со стороны руководства заключается в чёткости требований, регламента и прозрачности систем стимулирования;
- принцип подбор сотрудников – основывается на модели организационных и профессиональных компетенций.
Наряду с вышеперечисленными, важно следовать и общим принципам управления персоналом в процессе адаптации учителей на ранних сроках работы: целенаправленность, ответственность, компетентность, дисциплина, иерархичность, стимулирование [4, с. 63].
Для комфортной адаптации «вчерашнего» студента, нынешнего работника важно уделять внимание наставничеству в образовательных организациях. На данный момент далеко не в каждой школе или ВУЗе можно найти официально назначенного наставника, также во многих местах эта крайне ответственная деятельность никак не тарифицируются. У опытных педагогов нет ни времени, ни желания уделять время и силы молодому коллеге. Многие бывшие студенты, которые только что оказались на рабочем месте, уверены, что знают, что им делать. Но их высокие отметки не гарантируют того, что при встрече с реальной учебной деятельностью, они справятся без проблем. Зачастую, такие специалисты умеют хорошо учиться, но пока не учить.
Задачи, которые необходимо реализовывать наставнику при работе с молодым специалистом:
- анализ рабочих программ, составление тематического плана;
- подбор дидактического материала для работы;
- помощь в подготовке к урокам, занятиям и переменам с опережением на 1-2 дня;
- помощь при работе с электронным журналом;
- посещение уроков молодого специалиста с последующим анализом;
- консультирование при работе с родителями и детьми.
Плодотворная работа и результаты работы определяются совместной деятельностью руководства и специалиста. Важно поэтапно включать и адаптировать молодого специалиста в производственную среду. Работник должен адаптироваться к новым условиям, обязанностям, коллективу. Определить для себя нормы поведения и взаимодействия.
Значение стратегического планирования при введении молодых сотрудников в коллектив с учётом кадровой политики сложно переоценить.