Оснащение подразделений войск национальной гвардии современными средствами поражения, передачи и управления информации, ведения разведки беспилотными летательными аппаратами гораздо повышают возможности противника по уничтожению и обнаружению объектов службы горючего с запасами горючего и смазочных материалов.
По значимости горючее и смазочные материалы являются вторым после оружия видом материальных средств. Следовательно, в современных условиях, учитывая огромный уровень обеспеченности войск национальной гвардии различными видами вооружения и автобронетанковой техники, эффективное ведение воинскими частями и подразделениями войск национальной гвардии выполнения служебно-боевых задач без своевременного и бесперебойного обеспечения их горючим и смазочными материалами возможно только в течении непродолжительного периода в котором уровень их боеспособности снижается большими темпами.
Принимая во внимание то, что еще в мирное время, задолго до начала выполнения служебно-боевых задач, противником проводится ряд различных мероприятий по выявлению основных объектов, влияющих на уровень экономического потенциала и боеспособность войск национальной гвардии противодействующей стороны, уже в мирное время желательно постоянно проводить мероприятия маскировке запасов горючего и смазочных материалов, объектов службы горючего и объектов нефтеперерабатывающей промышленности нашей страны. В ходе выполнения служебно-боевых задач необходимо должное внимание обращать внимание на вопросы скрытного перемещения и размещения запасов горючего и смазочных материалов и объектов службы горючего, их маскировке, защите, охране и обороне, восстановлению поврежденных транспортных коммуникаций в кратчайшие сроки.
Как показывает практика последних вооруженных конфликтов, ведение боевых действий начинается с проведения воздушно-наступательной операции и нанесения массированных ударов авиации. Вместе с тем в первую очередь огневому влиянию противника испытывают не боевые районы и позиции размещения воинских частей и подразделений, а предприятия нефтеперерабатывающей промышленности, склады с запасами горючего и смазочных материалов и транспортная система коммуникаций. В результате часть объектов инфраструктуры обеспечения войск национальной гвардии горючим и смазочными материалами, запасов горючего и смазочных материалов уничтожаются, а часть – выводятся из строя; часть запасов горючего и смазочных материалов в войсках национальной гвардии уничтожена, а оставшиеся запасы усиленно расходуются в ходе выполнения служебно-боевых задач; из-за значительных повреждений системы транспортных коммуникаций и невысоких темпов ее восстановления, подвоз войскам национальной гвардии горючего и смазочных материалов для восполнения его расхода и потерь не представляется возможным, или ограничен – происходит не своевременно и не в должном объеме. Недостаточность в войсках национальной гвардии горючего и смазочных материалов, невыполнимость организовать подвоз, приводит к снижению уровня боевой готовности и эффективности выполнения ими служебно-боевых задач.
Одним из важнейших проблемных вопросов обеспечения войск национальной гвардии горючим в настоящее время является определение лучшего размера возимых запасов горючего и смазочных материалов. Уменьшение установленных размеров содержания в войсках национальной гвардии запасов горючего и смазочных материалов повышает подвижность войск и снижает вероятность их обнаружения противником за счет уменьшения количества хранимых или возимых запасов горючего и смазочных материалов, автотранспортных средств, а соответственно и площади районов расположения, протяженности колонн техники подразделений материального-технического обеспечения. Между тем в то же время уменьшение размера запасов горючего и смазочных материалов в войсках национальной гвардии повышает зависимость уровня их боеспособности и эффективности действий от поставок горючего и приводит к снижению их автономности в случаях окружения противником, действия на значительном удалении от источников пополнения материальных средств, задержкой с подвозом горючего. Увеличение установленных размеров содержания в войсках национальной гвардии запасов горючего и смазочных материалов, наоборот, повышает их автономность, но снижает мобильность и повышает вероятность их обнаружения противником.
Для разрешения этой проблемы необходимо определить в зависимости от специфики деятельности частей войск национальной гвардии оптимальное соотношение показателей автономность – подвижность и на основании него определить и установить для воинских частей войск национальной гвардии дифференцированные размеры содержания запасов материальных средств.
Заправка техники горючим и подвоз горючего в ходе выполнения служебно-боевых задач производятся, в основном, в темное время суток. Хотя, действующая сейчас в мирное время система специальной подготовки водителей-заправщиков не предусматривает обучения их действиям по перевозке горючего, заправке техники горючим в темное время суток.
Опыт обеспечения войск горючим и смазочными материалами в ходе выполнения служебно-боевых задач в современных условиях позволил выявить недостаточное соответствие ряда технических средств службы горючего, находящихся на вооружении, передовым требованиям. К примеру сказать автомобильные средства заправки и транспортирования горючего не имеют никаких средств защиты от воздействия противника, что приводит в ходе выполнения служебно-боевых задач к их уничтожению, повреждению большого их количества. В результате этого возникают определенные трудности с подвозом подразделениям войск национальной гвардии горючего в виде его несвоевременного подвоза, или подвоза недостаточного количества; в равной мере проблемой являются и непосредственно потери горючего и смазочных материалов в результате уничтожения, повреждения транспортного средства, так как возникает необходимость закупки и доставки такого же количества горючего и смазочных материалов.
Для более эффективного и гарантированного функционирования системы обеспечения войск национальной гвардии горючим необходимы разработка и принятие на вооружение современных технических средств службы горючего.
Ежели в ходе войны в Персидском заливе многонациональные силы впервые применили для доставки непосредственно в подразделения больших объемов боеприпасов и горючего в боевых условиях тяжелые вертолеты, то в настоящее время уже имеются примеры применения вертолетов для заправки горючим наземной техники. Как например в Республике Казахстан успешно проведено переоборудование двух вертолетов Ми–26 под Ми–26ТЗ – топливозаправщик бронированной и автомобильной техники в полевых условиях, оборудование которого позволяет одновременно заправлять до 10 танков. Такое необычное решение позволяет осуществлять заправку техники горючим даже в условиях, когда осуществить подвоз горючего наземным транспортом невозможно.
Для эффективного и гарантированного обеспечения войск национальной гвардии горючим в ходе выполнения служебно-боевых задач в современных условиях необходимы постоянное совершенствование и технической и организационной составляющих системы обеспечения горючим и смазочных материалов, а также поиск новых способов выполнения задач по обеспечению войск национальной гвардии горючим.