Автор(-ы):
Ряписов Николай Александрович
Аликулова Екатерина Дмитриевна
Секция
Информационные технологии
Ключевые слова
Аннотация статьи
В данной статье рассмотрено понятие маркетинга образовательных услуг, особенности организации системы маркетинга для представления образовательных услуг на рынке.
Текст статьи
В настоящее время, в связи с тем, что активно развивается рыночная экономика во всех сферах деятельности человека, продвижение товаров, работ, услуг является актуальным вопросом и для сферы образования. Рекламировать, показывать преимущества услуги, продвигать услугу до конечного потребителя (клиента) возможно только с применением инструментов маркетинга.
Необходимость в маркетинге возникла тогда, когда на рынке преобладал увеличивающийся объем предложения и возникла необходимость сбалансировать его в соответствии со спросом. Такая ситуация особо остро встает на рынке образовательных услуг.
В системе маркетинга выделены особенности понятия «образовательная услуга», которые представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Особенности понятия «услуга»
Маркетинг в системе образования с одной стороны представляет собой программу управления хозяйственной деятельности образовательного учреждения, с целью удовлетворить возникающие потребности человека в образовании, с другой стороны – всестороннее развитие образовательного учреждения на рынке образовательных услуг.
Сейчас образование это быстроизменяющееся пространство, очень перспективное, где активно растут новые образовательные услуги.
Для того чтобы маркетинг в этой сфере был эффективным необходимо владеть достаточной информацией как о рынке в целом, так и об учебном заведении, его конкурентах и клиентах.
Современные авторы маркетинговых исследований в образовании склоняются ко мнению о том, что маркетинг может рассматриваться как эффективный инструмент для продвижения услуг образования, либо может выступать следствием того, как образовательное учреждение формирует спрос на свои услуги.
Такая трактовка отражается в трудах ученых В. Загерса и Ф. Хеберлина, которые занимались изучением маркетинга услуг, утверждают, что маркетинг образования – это не только деятельность по продажи образовательных услуг и создание благоприятного климата в учреждении, но и инструмент использования образования как средства маркетинга для того, чтобы привлечь новых клиентов.
На сегодняшний день существует очень большое количество образовательных учреждений, имеющих разные направления подготовки, профили деятельности и так далее, поэтому эта точка зрения имеет возможность существовать.
Отталкиваясь от этого, можно сформулировать следующее понятие «маркетинг образовательных услуг представляет собой целенаправленную деятельность на обеспечение потребностей человека и общества в образовательных услугах, включающая в себя различные интерактивные методы и приемы работы.
К функциям маркетинга образовательных услуг относится:
Таким образом маркетинг, должен способствовать развитию образовательного учреждения во внешней среде, а также обеспечивать условия для внутреннего развития учреждения, то есть персонала, для организации и проведения маркетинговой деятельности в системе образования.
Любое образовательное учреждение подразумевает осуществление определенной образовательной программы, которая должна быть направлена на изменение в профессиональной подготовке потребителей, согласно требованиям времени с использованием современной ресурсной базы.
В настоящее время в деятельности образовательного учреждения можно выделить проблемы, решение которых предопределяют особенности образовательных услуг:
Круг участников маркетинговых отношений в сфере образования весьма обширный и включает не только образовательные учреждения, но и потребители услуг, посредники, общественные институты, способствующие организации рынка образовательных услуг.
Специфика маркетинга в системе среднего образования частично проявляется как специфика услуг как таковых, частично – как специфика научных, интеллектуальных услуг.
Каждый уровень образования имеет определенную специфику маркетинговой деятельности.
Для уровня общеобразовательного учреждения (школы) предложение его услуг ограничено двумя факторами: это возраст и месторасположение с прилегающей территорией.
Самым важным клиентом является заказчик образовательных услуг, причем не столько сам обучающийся, сколько его родители, который оказывают значительное влияние на выбор учреждения и образовательных услуг.
Отталкиваясь от влияния всех субъектов, пользующихся образовательными услугами, можно выделить ряд особенностей маркетинга в системе среднего образования:
Особенности маркетинга в сфере образования представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Особенности маркетинга в сфере образования
Образовательные услуги предполагают активное взаимодействие исполнителей и потребителей, способствующее повышению качества услуг, а также осуществление взаимодействие на основе принятых стандартов.
В современном образовательном пространстве маркетинг услуг на уровне общеобразовательной школы в России недостаточно развит. В некоторых школах делаются попытки создания отделов маркетинга по продвижению образовательных услуг на рынок.
Заказчик или потребитель образовательных услуг, выбирая образовательное учреждение, учитывает очень много факторов: доступность и расположение учебного заведения; уровень квалификации педагогов; наличие современной материально-технической базы; наличие современных, интерактивных и эффективных программ обучения; наличие дополнительных условий пребывания обучающихся в заведении: питание, охрана и безопасность, группа продленного дня, спортивные секции, кружки и другие дополнительные занятия.
Перечисленные факторы далеко не все, что учитывают родители при выборе школы обучения своих детей.
В России существует рейтинг учебных заведений, руководствуясь которым, родители выбирают лучшее учебное заведение для обучения своих детей. Поэтому очень важно наладить систему маркетинга образовательных услуг, рекламировать свое учебное заведение.
Принцип маркетинга в системе образования заключается в концентрации внимание не на нужды производителя услуг, а на запросы и потребности потребителей.
Известный российский маркетолог А.П. Панкрухин выделяет следующие принципы маркетинга образовательных услуг.
Следовательно, система маркетинга образовательного учреждения заключается в обеспечении высокой ценности образовательных услуг для потребителей.
Таким образом, перспективы развития маркетинга образовательных услуг эксперты связывают с повышением их качества, углублением рыночного позиционирования, совершенствованиям коммуникационных основ маркетинговой деятельности образовательных организаций, а также развитием инструментальной основы продвижения образовательных услуг.
Список литературы
Поделиться
Ряписов Н. А., Аликулова Е. Д. Особенности маркетинга образовательных услуг в общеобразовательном учебном заведении // Актуальные исследования. 2022. №38 (117). С. 27-30. URL: https://apni.ru/article/4633-osobennosti-marketinga-obrazovatelnikh-uslug