Главная
АИ #38 (117)
Статьи журнала АИ #38 (117)
Исследование личностных качеств студентов вуза

Исследование личностных качеств студентов вуза

Рубрика

Психология

Ключевые слова

личностные качества
учебно-профессиональная деятельность
социология
психология
педагогика
психодиагностика
личностный опросник

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается актуальная тема, посвященная исследованию личностных качеств студентов, обучающихся в высшем учебном заведении. В исследовании используется валидный и надежный личностный опросник Кеттелла 16PF, описываются и интерпретируются результаты по каждой шкале с точки зрения того, насколько выявленные качества личности студентов могут помочь или навредить будущей профессии.

Текст статьи

Одним из актуальных вопросов современной психологической науки является личностное развитие профессионала. В.Э. Чудновский [1] отмечает, что личностный аспект обучения в вузе изучен недостаточно. В научной статье на тему «Феномен гуманистической педагогической традиции» Л.В. Романюк утверждает, что «современные исследователи подтверждают тот факт, что в кризисные, переломные периоды развития человеческой цивилизации пробуждается «историческая память народа» и возникает настоятельная потребность в сохранении и вариативной адаптации уже сложившихся общекультурных и национальных ценностей во всех сферах духовной жизни общества, особенно в системе образования» [2]. Основное внимание в современном образовании уделяется деятельности по управлению процессом обучения. Мало изучено соотношение профессиональных и личностных свойств будущего профессионала, влияние профессиональной деятельности студента на процесс развития его личности. Односторонность профессиональной подготовки – одна из причин разочарования студентов в избранной профессии. Проведенный теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что личностные качества студентов вузов нуждаются во всестороннем анализе и коррекции. Нами была поставлена цель эмпирического исследования: изучить личностные качества студентов-социологов. Для этого было необходимо решить ряд задач:

  1. Выявить личностные характеристики студентов-социологов с помощью валидной и надежной методики.
  2. Сделать вывод о профессиональной значимости выявленных качеств личности студентов для будущей профессии.

Исследование проводилось в 2021 г. на базе Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета г. Москва. В исследовании приняли участие 99 студентов вуза в возрасте 18-22 лет, среди которых 71 девушка и 28 юношей, обучающихся на специальности «социология».

Наиболее широкой методикой, исследующей большой спектр личностных качеств, является личностный опросник Р. Кеттелла – 16 PF [3]. В связи с вышесказанным на студентах-социологах нами была проведена методика изучения личностных черт Р. Кеттелла 16PF. Полученные данные представлены на рисунке.

Рис. Личностные особенности студентов-социологов по методике Р. Кеттелла 16PF

Как видно из рисунка, значение по фактору А (теплота) у данной группы испытуемых находится в норме (6 стен), и это, вероятно, свидетельствует об адекватной выраженности таких качеств как теплосердечность, добродушие и открытость. По всей видимости, студенты-социологи обладают хорошим характером, готовы сотрудничать, а также в меру доверчивы и активны. На наш взгляд, в профессиональной деятельности социолога теплота играет важную роль для установления контакта с людьми.

Интеллект (фактор В) у испытуемых развит нормально (6 стен), что, вероятно, говорит о хорошей рассудительности, адекватном уровне интеллектуального развития. Вероятно, интеллект в будущей профессиональной деятельности является не самым главным личностным качеством, что, скорее всего, связано со специфичностью профессии – социолог, как можно видеть из профессиограммы, представленной в Главе I, п. 1.1.1., прежде всего, должен обладать коммуникативными навыками. Однако, мышление, в том числе, его гибкость и нестандартность, также должно быть развито хорошо.

По фактору С (эмоциональная стабильность) испытуемые показали значение нормы (5 стен). На наш взгляд, следует отметить, что, хотя данное качество личности развито в норме, оно является профессионально важным (если конечно в положительном полюсе). Скорее всего, для профессиональной деятельности социолога, необходимо превышение нормы по такому параметру как «эмоциональная стабильность», т.к. ему приходиться встречаться с различными эмоциональными реакциями людей, в том числе и с негативными реакциями по отношению к нему самому.

Доминантность (фактор Е) у данной группы испытуемых принимает значение нормы (6 стен). Вероятно, в исследуемой группе студентов существует оптимальный уровень доминирования, что, по нашему мнению, является благодатной почвой для проявления творческой инициативы и организаторских способностей каждого испытуемого.

Исходя из специфики исследуемой выборки, можно сделать предположение, что оптимальный уровень импульсивности (фактор F) для студентов-социологов (6 стен) создает благоприятную основу развития профессионально-важных качеств. Т.е., чрезмерная серьезность или импульсивность для представителей специальности «социология», по всей вероятности, может стать помехой для коммуникации, а также для адекватного понимания происходящего.

Нормальный уровень наблюдается в значении фактора G (групповая конформность): группа испытуемых не вышла за пределы нормы по данной шкале (6 стен), что, вероятно, обусловлено адекватностью взаимодействия в коллективе студентов и общей слаженностью. Скорее всего, такой уровень данного личностного фактора располагает для появления новых идей, которые, однако, не вызывают общего протеста и неприятия, и являются наиболее адекватными для профессиональных целей.

Значение по фактору Н (смелость) находится в нижней границе нормы (4 стена), что, вероятно, свидетельствует о тенденции данной группы испытуемых к робости, застенчивости, сдержанности, неуверенности, чувствительности к угрозе. Данный факт, скорее всего, будет создавать некоторые затруднения в дальнейшей профессионализации. По всей видимости, студенты-социологи проявляют тенденцию к необщительности, испытывают затруднения в работе с людьми, отступают при встрече с противоположным полом, что также может послужить коммуникативным барьером при взаимодействии с людьми. Такие люди сдержанны, связаны правилами. Однако следует отметить, что студенты-социологи заботливы, внимательны к другим, и это, на наш взгляд, является хорошими предпосылками к будущей профессиональной деятельности, т.к. отношение к людям играет важнейшую роль не только для данной специальности, но и для полного и объективного понимания происходящего.

По шкале I (эмоциональная сенситивность) в группе испытуемых отмечается нормальный уровень (6 стен). Скорее всего, у студентов социологов нет склонности ни к чрезмерной независимости и практичности, но также о них нельзя сказать, что они чересчур чувствительны и сентиментальны. Надо полагать, данный личностный фактор развит у испытуемых на оптимальном уровне и является хорошей предпосылкой к дальнейшей профессионализации, т.к. социолог должен не только уметь применять различные профессиональные навыки, но и проявлять эмпатию, т.к. работает с людьми.

Подозрительность (фактор L) также развита в норме (6 стен). Скорее всего, испытуемые данной группы проявляют адекватный уровень подозрительности и придирчивости, т.к. успех их деятельности зависит от критического отношения к происходящему. Вместе с тем, студенты показывают адекватный уровень доверчивости, что также, вероятно, может способствовать установлению контакта с людьми.

Воображение (фактор М) принимает значение нормы (6 стен) у испытуемых, что, на наш взгляд, говорит о нормальном развитии таких качеств личности как творческое мышление и нестандартность решения задач. Как можно видеть из профессиограммы, представленной в Главе I, п. 1.1.1., такие качества являются профессионально важными для становления будущих профессионалов.

На нормальном уровне (5 стен) отмечается значение по шкале проницательность (фактор N). Можно предположить, что студенты социологи хорошо ориентируются в различных социальных ситуациях, держатся корректно и вежливо. Это, по нашему мнению, также может быть хорошей основой для успешной профессионализации и профессионального развития студентов, т.к. коммуникабельность и хорошая социальная ориентировка являются профессионально важными качествами социолога.

Склонность к чувству вины (фактор О) также выражена в норме (6 стен). Вероятно, испытуемые данной группы проявляют самоуверенность, но не спускаются до беспечности, а также, скорее всего, студенты-социологи в меру тревожны и подвластны настроению. По всей видимости, такой уровень выраженности данного качества является оптимальным и не будет помехой в ходе трудовой деятельности испытуемых.

Верхнюю границу нормы принимает значение по шкале Q1 (мятежность), что, вероятно, говорит о тенденции в группе испытуемых к экспериментированию, либеральности, аналитичности. Скорее всего, студенты-социологи стремятся быть хорошо информированными, но никакую информацию не принимают на веру, никакие принципы для них не являются абсолютными. Такие люди обладают высокой критичностью мышления, что, на наш взгляд, необходимо при осуществлении любой профессиональной деятельности в системе «человек-человек». Социологи имеют дело не только с социальными закономерностями, но и с реальными человеческими отношениями.

В норме выражено среднегрупповое значение по фактору Q2 (самоудовлетворенность) (5 стен), и это, скорее всего, говорит об оптимальном уровне самоудовлетворенности студентов, что не позволяет им ни бросаться на поиски способов самоудовлетворения, ни зависеть полностью от группы. По нашему мнению, такой уровень выраженности данного личностного фактора является наиболее психологически комфортным для испытуемых.

Способность сдерживать тревожность (фактор Q3) аналогично выражена на нормальном уровне (5 стен), из чего можно сделать предположение, что студенты-социологи не выявляют тенденции ни к недостатку контроля, ни к высокой способности сдерживать тревожность. Оптимальность этого фактора также, вероятно, является залогом психологического комфорта испытуемых.

Значения по фактору Q4 (свободно плавающая тревожность) также находятся в норме (6 стен), что говорит об отсутствии выраженности как напряженности, так и расслабленности в группе. Можно предположить, что наибольшей мобилизационной готовности выполнять профессиональные задачи возможно достичь именно на таком уровне данного параметра, т.к. тревожность – это такое психическое состояние, которой должно быть сбалансировано и служить в целях ориентировки и мобилизации активности.

Таким образом, по итогам проведенной методики Р. Кеттелла 16PF, можно сделать вывод, что большинство личностных факторов студентов-социологов выражены в пределах нормы (А, В, С, Е, F, G, I, L, M, N, O, Q2, Q3, Q4), и лишь два из них – Q1 (мятежность) и Н (смелость) – принимают значения в верхней (7 стен) и нижней (4 стена) границе нормы, соответственно.

Данный факт, скорее всего, будет создавать некоторые затруднения в дальнейшей профессионализации. По всей видимости, студенты-социологи проявляют тенденцию к необщительности, испытывают затруднения в работе с людьми, отступают при встрече с противоположным полом, что также может послужить коммуникативным барьером при взаимодействии с людьми. Такие люди сдержанны, связаны правилами. Однако следует отметить, что испытуемые заботливы, внимательны к другим, и это, на наш взгляд, является хорошими предпосылками к будущей профессиональной деятельности, т.к. отношение к людям играет важнейшую роль не только для данной специальности, но и для полного и объективного понимания происходящего.

Кроме того, отмечена тенденция в данной группе испытуемых к экспериментированию, либеральности, аналитичности. Скорее всего, студенты-социологи стремятся быть хорошо информированными, но никакую информацию не принимают на веру, никакие принципы для них не являются абсолютными. Такие люди, вероятно, обладают высокой критичностью мышления, что, на наш взгляд, необходимо при осуществлении любой профессиональной деятельности в системе «человек-человек». Социологи имеют дело не только с социальными закономерностями, но и с реальными человеческими отношениями.

Таким образом, можно заключить, что студенты-социологи показали амбивалентную выраженность личностных качеств, что в определенной степени не устраивает нас в рамках выполнения задачи по формированию успешного профессионала. В перспективе исследования необходимо обратить внимание на корректирующие действия для соотнесения личностных качеств будущих специалистов с профессиограммой по профессии «Социолог».

Список литературы

  1. Нижегородцева Н.В., Карпова Е.В., Ансимова Н.П. Проблемы системогенеза учебной деятельности / под ред. А.В. Карпова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. – 409 с.
  2. Романюк Л. В. Феномен гуманистической педагогической традиции / «Знание. Понимание. Умение», 2009. №1.
  3. Рукавишников А.А., Соколова М.Б. Пособие по применению личностного опросника Р.Кеттелла 16 PF 3-е изд, - Ярославль, НПЦ «Психодиагностика», 2000-09-20, 24 с.

Поделиться

1206

Фомичева Я. М. Исследование личностных качеств студентов вуза // Актуальные исследования. 2022. №38 (117). С. 70-73. URL: https://apni.ru/article/4634-issledovanie-lichnostnikh-kachestv-studentov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января