Структурная организация влияния личностных факторов студентов-социологов на компоненты саморегуляции учебно-профессиональной деятельности

В данной статье показано исследование структурной организации влияния личностных факторов студентов-социологов на компоненты саморегуляции учебно-профессиональной деятельности. В исследовании используются методы математической статистики – интеркорреляционный анализ К. Пирсона и метод максимального корреляционного пути Л.К. Выханду.

Аннотация статьи
педагогика
математическая статистика
учебно-профессиональная деятельность
психодиагностика
личностные факторы
социология
факторный анализ
корреляционный анализ
психология
Ключевые слова

Одним из важных аспектов профессионального становления личности будущего специалиста с высшим образованием является волевая саморегуляция. В работах зарубежных психологов волевая регуляция представляется, чаще всего, как проекция мотивационной, интеллектуальной или эмоциональной активности (В. Вундт, К. Левин, Дж. Нютген, Х. Хекхаузен) [1]. Отечественными учеными вопросы воли изначально рассматривались в контексте проблем психической регуляции (М.Я. Басов, Л.С. Выготский, В.А. Иванников, В.И. Селиванов, Т.И. Шульга) [3]. Однако недостаточно хорошо изучена взаимосвязь компонентов саморегуляции учебно-профессиональной деятельности и личностных факторов учащихся вузов.

В связи с этим нами была поставлена цель эмпирического исследования: изучить влияние личностных факторов студентов-социологов на компоненты саморегуляции учебно-профессиональной деятельности. Для этого необходимо решить ряд задач:

  1. Определить набор личностных факторов студентов-социологов в учебно-профессиональной деятельности.
  2. Выделить перечень компонентов саморегуляции учебно-профессиональной деятельности.
  3. Определить структурную организацию влияний личностных факторов студентов-социологов на компоненты саморегуляции учебно-профессиональной деятельности.

Исследование проводилось в 2022 г. на базе Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета г. Москва. В исследовании приняли участие 99 студентов вуза в возрасте 18-22 лет, среди которых 71 девушка и 28 юношей, обучающихся на специальности «социология».

Итак, нами будут исследованы особенности влияния личностных факторов студентов-социологов на компоненты саморегуляции учебно-профессиональной деятельности. В предыдущих работах нами был выделены такие личностные факторы как направленность личности, самосознание, индивидуально-типологические качества, личностные качества, волевые качества и фактор, отражающий продуктивность деятельности студентов – их успеваемость; кроме того, мы определили компоненты саморегуляции учебно-профессиональной деятельности. На рисунке отражена схема влияния личностных факторов студентов-социологов на компоненты саморегуляции учебно-профессиональной деятельности. Влияние параметров оценено последовательно с использованием двух методов математической статистики – интеркорреляционного анализа К. Пирсона и факторного анализа по методу максимального корреляционного пули Л.К. Выханду [2]. В итоговый анализ мы включили только достоверные связи-корреляции (при p≤0,05 и при p≤0,01).

Рис. Структурная организация влияний личностных факторов студентов-социологов на компоненты саморегуляции учебно-профессиональной деятельности

Наибольшее количество прямых и обратных влияний на компоненты саморегуляции отмечается со стороны фактора «самосознание», в который вошли элементы самоотношения и личностно-престижная мотивация с завышенной самооценкой.

Отраженное самоотношение оказывает прямое влияние на общий уровень саморегуляции студентов. Осознаваемое положительное мнение окружающих о себе, скорее всего, способствует росту уровня саморегуляции, что выражается в общем развитии всех компонентов – можно предположить, что отраженное самоотношение служит еще и фактором мотивации к профессиональному развитию студентов.

Самоценность оказывает прямое влияние на компонент саморегуляции «оценивание результатов». Отметим, что на самоценность напрямую влияет академическая успеваемость исследуемой группы студентов, то есть, чем выше уровень успеваемости, тем выше студенты начинают себя ценить – следовательно, повышается роль компонента «оценивание результатов», так как, вероятно, испытуемые желают контролировать свои успехи в учебно-профессиональной деятельности, и они ценят себя за эти успехи.

На самостоятельность как на компонент саморегуляции студентов гуманитарного направления оказывает прямое влияние самоуверенность. По всей видимости, все самостоятельные поступки и решения способны осуществлять только уверенные в себе гуманитарии.

«Гибкость» подвержена прямому и косвенному влиянию двух компонентов фактора «самосознание»: открытость и личностно-престижная мотивация с завышенной самооценкой. Открытость студентов прямо пропорционально влияет на развитие активных социальных контактов, что, в свою очередь, влечет развитие гибкости, умения адаптироваться в нестандартных ситуациях. Обратно пропорционально влияет на гибкость гуманитариев личностно-престижная мотивация с завышенной самооценкой – студентам трудно приспосабливаться к окружающим событиям из-за их завышенной самооценки с ориентацией на собственные достижения. Кроме того, открытость как компонент самосознания оказывает косвенное влияние через фактор «направленность личности» на множество компонентов саморегуляции: выстраивается цепочка «открытость – активные социальные контакты – духовное удовлетворение – высокое материальное положение – сфера образования – стремление к лидерству». Активные социальные контакты, как отмечалось выше, оказывают воздействие на развитие гибкости, духовное удовлетворение и высокое материальное положение прямо пропорционально влияют на планирование (скорее всего, оба этих компонента играют мотивирующую роль в построении планов деятельности, от которой получаются полезные результаты), развитие сферы образования влечет за собой усиление оценивания результатов деятельности, стремление к лидерству способствует развитию самостоятельности (лидерам часто приходится принимать решения самостоятельно).

Самопринятие опосредованно оказывает влияние на общий уровень саморегуляции деятельности студентов гуманитарного направления через целеустремленность. Характер этой связи прямой. Вероятно, принятие студентами своих качеств, осознание их сочетаний в своей личности способствует желанию ставить перспективные цели, что влечет за собой развитие всех компонентов саморегуляции. Кроме того, целеустремленность, как промежуточное звено, оказывает воздействие на развитие таких волевых качеств личности как выдержка, настойчивость и внимательность.

Особняком стоят в рассматриваемой структуре два фактора: личностные качества и индивидуально-типологические качества. Среди личностных качеств интернальность в области достижений имеет прямое влияние на программирование, импульсивность оказывает обратное влияние на общий уровень саморегуляции, воображение напрямую влияет на развитие креативности, проницательность также напрямую воздействует на оценивание результатов. Из набора индивидуально-типологических качеств только эргичность воздействует с отрицательной силой на общий уровень саморегуляции, что согласуется с обратной зависимостью общего уровня саморегуляции от импульсивности. Скорее всего, спокойные и уравновешенные испытуемые обладают более высоким уровнем саморегуляции.

Таким образом, в группе студентов-социологов отмечается наибольшее количество прямых и обратных связей-влияний между личностным фактором «самосознание» и компонентами саморегуляции учебно-профессиональной деятельности.

Текст статьи
  1. Попова, Т.В. Формирование мотивационной составляющей психической саморегуляции учебной деятельности студентов филологического факультета. Автореферат канд. псих. наук. - Казань, 2002. - 25 с.
  2. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. - СПб.: «Речь», 2007. – 350 с. ISBN: 5-9268-0010-2
  3. Сова, Ю.И. Способы поведения студента в субъективно-значимых ситуациях / Ю.И. Сова // XIV Державинские чтения: Мат-лы науч. конф. преподавателей и аспирантов. - Тамбов, 2009. 0,2 п.л.
Список литературы