Трудности при организации работы отделений горючего и смазочных материалов войск национальной гвардии Российской Федерации при выполнении служебных, служебно-боевых задач соединениями и воинскими частями в военное время существуют и требуют особого внимания для решения.
Как показывает опыт, значение горючего для обеспечения боевых действий войск и для ведения войны в целом стремительно возрастает. Вторая мировая война со всей очевидностью показала важность и единство понятий «обороноспособность» и «обеспеченность горючим» для любого государства, как бы ни было оно велико и хорошо вооружено. Современная история также убедительно доказала, что одним из важнейших факторов, способствующих достижению победы в войне, является обеспеченность армии именно горючим.
Прогнозируемое снижение уровня запасов нефти в стране уже сейчас заставляет нефтеперерабатывающую промышленность проводить научно-исследовательские и опытно-промышленные работы по увеличению глубины переработки нефти и повышению выхода из нее горючего. Увеличение номенклатуры (количества) присадок, вовлекаемых в производство нефтепродуктов и ориентированных в большей степени на гражданский сектор экономики, приведет к снижению эксплуатационных свойств горючего, прежде всего его качества при длительном хранении и смешении. Снижение сроков длительного хранения горючего создаст серьезные проблемы с наличием и освежением его мобилизационных запасов и отрицательно скажется на мобилизационной готовности войск национальной гвардии.
Еще одним негативным, на наш взгляд, явлением становится слияние нефтяных компаний, которое идет очень интенсивно во всем мире. Укрупнение нефтяных компаний, обладающих мощными финансовыми ресурсами, происходит не только с целью их развития, но и для поглощения более мелких компаний, что может привести к появлению супермонополиста, неподконтрольного государству. Эксперты в России говорят пока не о монополизации, а о консолидации нефтяного сектора. Но государство в интересах своей энергетической безопасности должно позаботиться, чтобы не произошло перехода от второго к первому, ведь в существующих экономических условиях установление высоких монопольных цен на горючее негативно отразится на обеспеченности горючим войск (сил).
На протяжении последних лет остро стоит проблема обеспечения ВНГ РФ отдельными марками ГСМ в связи с прекращением их производства и поставок отечественной промышленностью. Разрыв в начале 90-х годов экономических и производственных связей в нефтеперерабатывающем комплексе на территории бывшего СССР послужил причиной резкого сокращения, а по ряду позиций и прекращения производства штатных марок ГСМ и присадок к ним. В результате на российский рынок нефтепродуктов стали поступать и реализовываться в большом объеме импортные присадки (пакеты присадок). Зависимость таких поставок непосредственно влияет на надежное и устойчивое обеспечение горючим войск национальной гвардии и, следовательно, на оборонную безопасность страны.
К сожалению, имеют место случаи, когда конструкторские бюро промышленности при разработке образцов техники двойного назначения зачастую назначают для их эксплуатации марки ГСМ без учета возможностей отечественной промышленной и сырьевой базы. Обеспечение указанных образцов в войсках национальной гвардии «нештатными» ГСМ в военное время (когда поставки зарубежных нефтепродуктов и присадок к ним будут прекращены) станет невозможным, а перевод их на другие (штатные) марки ГСМ потребует дополнительных финансовых и материальных расходов. Указанная проблема должна решаться сегодня, в мирное время, причем незамедлительно.
В настоящее время разные регионы Российской Федерации имеют крайне неравномерную насыщенность объектами производства, хранения и транспортировки нефтепродуктов. Оценка возможного грузопотока материальных средств в условиях мирного и военного времени на территории Российской Федерации показывает, что при обеспечении горючим войск (сил), ведущих боевые действия на отдельных стратегических направлениях, может возникнуть его дефицит.
Таким образом, к основным проблемам обеспечения горючим войск национальной гвардии можно отнести: снижение уровня запасов нефти в России; монополизацию рынка нефтепродуктов; возможность ухода нефтяных запасов под контроль зарубежных компаний и фирм; ослабление государственного контроля и надзора за эффективным использованием нефти и качеством продуктов ее переработки; неоправданно широкую номенклатуру нефтепродуктов; прекращение производства в России ряда основных марок ГСМ; отсутствие в России производства ряда присадок к нефтепродуктам и как следствие применение их производителями импортных пакетов присадок; недостаточно развитую инфраструктуру системы нефтепродуктообеспечения страны; низкий уровень ежегодного финансирования военной организации государства.
Одна из главных задач, стоящих перед службой на современном этапе, — оптимизация ее структуры, а также полное, своевременное и качественное обеспечение войск национальной гвардии горючим (при рациональном расходовании материальных ресурсов и финансовых средств). Принципиально важным здесь является выполнение требований достаточности сил и средств службы горючего для обеспечения группировок войск и войск национальной гвардии в целом в любых условиях развязывания войн и вооруженных конфликтов, а также соответствие ее состава и организационно-штатной структуры задачам обеспечиваемых войск.
Совершенствование инфраструктуры службы горючего необходимо планировать в рамках развития инфраструктуры военной организации государства.
В настоящее время российский нефтяной рынок поделен на сферы влияния между крупными вертикально интегрированными (т.е. имеющими добывающие, перерабатывающие и сбытовые предприятия) нефтяными компаниями. Росгвардия заключает на конкурсной основе государственные контракты с ними на поставку необходимых объемов горючего с конкретных нефтеперерабатывающих заводов с территориальной привязкой к военным округам, что позволяет значительно сократить транспортные расходы и, следовательно, сэкономить выделенные финансовые средства федерального бюджета.
Актуальными остаются и вопросы состояния технических средств службы горючего и технической обеспеченности ими Вооруженных Сил. Эти технические средства представлены в Вооруженных Силах в основном образцами, разработанными и поставленными предприятиями промышленности в войска в 1990-2000-е годы. Объемы их заказов и поставок для федеральных (государственных) нужд в последнее время были незначительны, а по ряду номенклатурных позиций отсутствовали вообще. Для сохранения технологических линий в организациях промышленности заказывались лишь единичные образцы данных средств. Ряд предприятий, где доля серийного производства продукции для федеральных (государственных) нужд составляла незначительную часть, вообще отказался от выполнения военных заказов, обосновывая это нерентабельностью мелкосерийного производства. Существующий же объем бюджетного финансирования государственного оборонного заказа последних лет по закупкам технических средств позволяет восполнять их естественную убыль в среднем только на 10-12%. Поэтому обеспеченность войск национальной гвардии, например, автомобильными средствами заправки и транспортирования горючего (АСЗТГ) неуклонно снижается.
Кардинальное изменение существующего положения дел по техническому обеспечению службы горючего возможно только при условии обеспечения соответствующего уровня финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, закупок и ремонта технических средств в рамках Государственной программы вооружения. Анализ за последние 5 лет показывает, что ожидаемый с 2015 года уровень финансирования значительно ниже потребного. В этих условиях главной целью в техническом обеспечении по службе горючего остается совершенствование материально-технической базы за счет опережающего развития технического потенциала и поддержания его на уровне, позволяющем в мирное и военное время выполнять поставленные задачи. Для этого необходимо упорядочить состав имеющегося в наличии парка технических средств (в первую очередь — техники со сверхнормативными сроками хранения и незначительным эксплуатационным ресурсом); создать перспективные образцы технических средств и организовать их серийную поставку в войска национальной гвардии; усовершенствовать систему технического обслуживания и ремонта технических средств службы горючего и обеспечить ее переход от эксплуатации по ресурсу (планово-предупредительный метод ремонта технических средств службы горючего) к эксплуатации по техническому состоянию (ремонт по фактическому состоянию); создать единую для войск национальной гвардии Российской Федерации систему технического обеспечения по службе горючего, функционирующую по территориальному принципу.
Материально-техническая база службы горючего должна соответствовать заданным уровням боевой и мобилизационной готовности службы, задачам по обеспечению своевременного стратегического развертывания в угрожаемый период при минимальных материальных и финансовых затратах, требованиям обеспечения живучести объектов инфраструктуры системы нефтепродуктообеспечения, оперативной готовности и сохраняемости запасов горючего.