В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, – не только не блага, но несомненное и очевидное зло.
Лев Толстой
Осознанно-правильное отношение ориентирует педагога на воспитание в детях гуманного отношения к природе. В настоящее время проблема экологического воспитания является наиболее актуальной. Это связано с происходящими изменениями во всём мире: экологическим кризисом, катастрофой, нависшей над всем человечеством. Всему этому предшествовала безответственная, безграмотная с экологической точки зрения, деятельность людей, приведшая к таким последствиям (изменение озоновой оболочки, климата, истощение природных ресурсов).
Как же сохранить то, что осталось и исправить допущенные ошибки? Нужно правильно воспитывать последующие поколения, начиная с дошкольного возраста.
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, поэтому именно на педагогов детских садов возложена важная миссия – воспитание экологически грамотных детей. Воспитатели – первые, кто должны заложить в своих воспитанниках основы экологической культуры. А для этого нужно грамотно построить педагогический процесс, постоянно взаимодействуя с природой.
Невозможно воспитывать в детях экологическую культуру в отрыве от природы, также как нельзя полюбить природу, не посадив деревце, цветок, не покормив птиц зимой. Только в процессе созидательной деятельности ребёнок может почувствовать свою значимость, востребованность; ощутить себя защитником и любителем природы.
Для воспитанников детского сада нужно постоянно создавать условия для ежедневного и полноценного общения с природой; развивать в них чувства сопереживания и сострадания.
С детьми дошкольного возраста необходимо проводить разнообразные мероприятия, используя разные формы работы: организованная образовательная деятельность (далее – ООД), экскурсии, наблюдения, беседы, игровая и трудовая деятельность, пешие прогулки, позволяющие ребёнку наблюдать, восхищаться объектами природы.
Какова же роль планируемых мероприятий?
- Организованная образовательная деятельность (далее ООД), как основная форма организации экологического воспитания дошкольников, способствует формированию основ экологической культуры. ООД имеет определённую структуру и дидактическую цель. Педагогом используются учебные пособия, демонстрационный и раздаточный материал, позволяющие формировать достоверные представления.
- Экскурсии позволяют расширить и обогатить знания детей, увидеть редкие объекты, которых нет в поле зрения ребёнка.
- Составление экологической сказки. При её составлении ребёнок должен самостоятельно придумать название сказки, обозначить проблему и решить её в процессе кульминации сказки.
- Занятие – путешествие. Педагог совместно с детьми отправляется путешествовать, в процессе путешествия ребёнок знакомиться с чем – то новым, неизвестным, получает интересную, познавательную информацию.
- Игровая деятельность. В процессе развивающих игр у ребёнка формируются и уточняются новые знания, закрепляются полученные ранее.
- Продуктивная деятельность. В процессе лепки, выполнения аппликации дети знакомятся с особенностями строения цветка (листа, дерева), узнают об их характерных особенностях. Во время работы с природным материалом удовлетворяется любознательность детей. При экспериментировании с шишкой (камешком, ракушкой) происходит запоминание форм, свойств, красок; развивается творческое воображение.
- Опыты и простейшая экспериментальная деятельность. Проводя опыты и эксперименты под руководством воспитателя, ребёнок путём проб и ошибок самостоятельно добывает нужную информацию, учиться размышлять, делает простейшие умозаключения и выводы.
- Чтение художественной литературы о природе великих писателей-природоведов (М. Пришвин, В. Бианки, Б. Жидков, К. Паустовский и др.), чьи произведения пропитаны любовью и восхищением, образно и живо описывают природные явления, передают достоверные факты, побуждают детей к наблюдению.
- Проектная деятельность. Позволяет создать проект, в создании и реализации которого должна быть проведена большая работа: изучена литература, подобраны иллюстрации, фотографии, представлены результаты и, что самое главное, ребёнок должен самостоятельно продумать последовательность изложения материала и рассказать его сверстникам.
- Просмотр фильмов. Используя мультимедиа, можно показать слайды и фильмы о растениях, не произрастающих в данной местности и животных, редко встречающих в природе.
- Проведение досугов и праздников, посвящённых природе. Досуги и праздники являются одной из эффективных форм педагогического воздействия на воспитанников, способствуют решению задач экологического воспитания,
- Закреплению полученных знаний, духовно обогащают ребёнка. Зрелищность и яркость проводимых мероприятий вызывает эмоциональный отклик у малышей, создаёт радостное настроение. Праздники и досуги являются показателем достижений ребёнка (поёт, танцует, читает стихи).
- Проведение конкурсов поделок из природного материала. «Осенняя фантазия», «Чудеса природы», «Огородные фантазии» и др. В процессе изготовления поделок ребёнок даёт волю своему воображению, старается не только отразить увиденный ранее сюжет, но и пытается придумать что-то новое, используя разнообразный материал.
Создание насыщенной, полифункциональной предметно-пространственной развивающей среды способствует реализации потребностей и возможностей ребёнка, проявлению любознательности, пытливости.
Чтобы научить детей любить природу, нужно взрослым уметь ею восхищаться. Если взрослый, увидев цветущую вишню, яблоню, не пройдёт мимо, восторженно отреагирует на увиденное, то и ребёнок, проходя мимо в следующий раз – будет восторгаться.
Встречи с природой расширяют представления воспитанников об окружающем их мире. Работая с детьми, педагогу необходимо проводить просветительскую работу и с родителями (законными представителями) через организацию родительских собраний, мастер-классов, консультаций, проектов.
Семья играет огромную роль в формировании у малышей основ экологического мировоззрения. К сожалению, не все взрослые могут быть примером для подражания. Зачастую можно услышать на замечание: «Нельзя рвать цветы, отламывая ветку!», ответ ребёнка: «А мой папа так делает», «А моя мама сказала можно!» И очень сложно бывает переубедить ребёнка, что его папа (мама) не прав(а). Поэтому родители должны быть положительным примером для своих детей.
В качестве дополнения к образовательной деятельности могут быть созданы кружки дополнительного образования экологической направленности, способствующие ознакомление с миром природы.
Наша цель – сформировать у воспитанников экологически целесообразное поведение, научить грамотно взаимодействовать с природой.