Автор(-ы):
Петрова Светлана Владимировна
Бредихина Татьяна Павловна
Рябова Елена Валерьевна
Лобарева Светлана Федоровна
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье даны рекомендации по проведению мероприятий и использованию форм работы по экологическому воспитанию с воспитанниками и родителями (законными представителями).
Текст статьи
В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, – не только не блага, но несомненное и очевидное зло.
Лев Толстой
Осознанно-правильное отношение ориентирует педагога на воспитание в детях гуманного отношения к природе. В настоящее время проблема экологического воспитания является наиболее актуальной. Это связано с происходящими изменениями во всём мире: экологическим кризисом, катастрофой, нависшей над всем человечеством. Всему этому предшествовала безответственная, безграмотная с экологической точки зрения, деятельность людей, приведшая к таким последствиям (изменение озоновой оболочки, климата, истощение природных ресурсов).
Как же сохранить то, что осталось и исправить допущенные ошибки? Нужно правильно воспитывать последующие поколения, начиная с дошкольного возраста.
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, поэтому именно на педагогов детских садов возложена важная миссия – воспитание экологически грамотных детей. Воспитатели – первые, кто должны заложить в своих воспитанниках основы экологической культуры. А для этого нужно грамотно построить педагогический процесс, постоянно взаимодействуя с природой.
Невозможно воспитывать в детях экологическую культуру в отрыве от природы, также как нельзя полюбить природу, не посадив деревце, цветок, не покормив птиц зимой. Только в процессе созидательной деятельности ребёнок может почувствовать свою значимость, востребованность; ощутить себя защитником и любителем природы.
Для воспитанников детского сада нужно постоянно создавать условия для ежедневного и полноценного общения с природой; развивать в них чувства сопереживания и сострадания.
С детьми дошкольного возраста необходимо проводить разнообразные мероприятия, используя разные формы работы: организованная образовательная деятельность (далее – ООД), экскурсии, наблюдения, беседы, игровая и трудовая деятельность, пешие прогулки, позволяющие ребёнку наблюдать, восхищаться объектами природы.
Какова же роль планируемых мероприятий?
Создание насыщенной, полифункциональной предметно-пространственной развивающей среды способствует реализации потребностей и возможностей ребёнка, проявлению любознательности, пытливости.
Чтобы научить детей любить природу, нужно взрослым уметь ею восхищаться. Если взрослый, увидев цветущую вишню, яблоню, не пройдёт мимо, восторженно отреагирует на увиденное, то и ребёнок, проходя мимо в следующий раз – будет восторгаться.
Встречи с природой расширяют представления воспитанников об окружающем их мире. Работая с детьми, педагогу необходимо проводить просветительскую работу и с родителями (законными представителями) через организацию родительских собраний, мастер-классов, консультаций, проектов.
Семья играет огромную роль в формировании у малышей основ экологического мировоззрения. К сожалению, не все взрослые могут быть примером для подражания. Зачастую можно услышать на замечание: «Нельзя рвать цветы, отламывая ветку!», ответ ребёнка: «А мой папа так делает», «А моя мама сказала можно!» И очень сложно бывает переубедить ребёнка, что его папа (мама) не прав(а). Поэтому родители должны быть положительным примером для своих детей.
В качестве дополнения к образовательной деятельности могут быть созданы кружки дополнительного образования экологической направленности, способствующие ознакомление с миром природы.
Наша цель – сформировать у воспитанников экологически целесообразное поведение, научить грамотно взаимодействовать с природой.
Список литературы
Поделиться
Петрова С. В., Бредихина Т. П., Рябова Е. В., Лобарева С. Ф. Воспитание экологически грамотных детей в ДОУ в современных условиях // Образование, наука, технологии: современные парадигмы и практические разработки : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 октября 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 42-45. URL: https://apni.ru/article/4640-vospitanie-ekologicheski-gramotnikh-detej