Аксиологические основы формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством проектно-исследовательской деятельности

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является приоритетным направлением деятельности организаций социальной сферы.

Аннотация статьи
история
патриотическое воспитание
проектная деятельность
образовательная деятельность
дошкольный возраст
Ключевые слова

Проблема военно-патриотического воспитания детей и молодежи сегодня очень актуальна. Повышение уровня гражданственности и патриотичности остается важной составной частью деятельности по формированию личности ребенка. Чувство патриотизма воспитывать просто необходимо. Дети должны любить свою страну, радоваться её достижениям, знать её историю.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чувство патриотизма возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Очень важно именно в это время напитать душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории, приобщить к литературе, так как именно книга является источником информации о мире.

Место, где ты родился и живёшь — твоя малая Родина. Именно это имел в виду Л. Н. Толстой, когда отмечал: «Без Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней». В иной форме, но об этом же писал известный русский писатель Л. М. Леонов: «Большой патриотизм, – отмечал он, – начинается с любви к тому, где живешь». Мы учим дошкольников гордиться своим городом, рассказывая о традициях, культуре, исторических ценностях и событиях, приводя в пример судьбы героев – старооскольцев.

Старый Оскол — Город воинской славы. В 2011 году, 5 мая президентом Российской Федерации подписаны указы о присвоении городам Старый Оскол, Колпино и Анапе почетного звания "Город воинской славы" "За мужество, стойкость и героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества, присвоить г.Старый Оскол почётное звание Российской Федерации "Город воинской славы".

К сожалению, большинство современных детей не знают, когда была Великая Отечественная Война и кто с кем воевал. Уже с дошкольного возраста надо знакомить детей с событиями военных лет. «Любовь к Отечеству», «Долг перед Родиной», – эти важные понятия необходимо объяснять детям на конкретных примерах из жизни участников Великой Отечественной войны, их трудовых и фронтовых подвигах. Важно объяснить ребёнку, что мы победили, потому что любим свою Родину. И Отчизна помнит своих героев, отдавших жизнь за мирное небо над головой.

Формирование чувства патриотизма у детей дошкольного возраста происходит через игровую деятельность, оно достигается через ознакомление детей с сюжетно-ролевыми и дидактическими играми, данной направленности, приобщение дошкольников к истории родного города, местным достопримечательностям, организацию взаимодействия с родителями, совместных проектов.

Задачи патриотического воспитания решаются во всех видах детской деятельности: во время непосредственной образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту.

Дети (особенно мальчики) часто играют в ролевые игры военного типа. Необходимо научить детей выполнять правила в таких играх, рассказать об обращении с военнопленными и этике уставных отношений. Хороший пример для детей – в рассказе Л. Пантелеева «Честное слово», мальчик-часовой настолько серьезно относился к обязанностям часового, что согласен был уйти с поста только по разрешению настоящего военного командира. Одна из любимых книг детей – книга Льва Кассиля «Твои защитники». Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Малыши любят песни военной тематики. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А.Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю.Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.

Произведения народного творчества могут жить присущей им жизнью: ведь сказка должна сказываться, загадка – загадываться, игра – играться.

Сказки волнуют ребёнка, заставляют плакать и смеяться, показывают ему, что трудолюбие, дружба, взаимопомощь важны для человека. Загадки, поговорки – это жемчужины народной мудрости, они воспринимаются ребёнком легко, естественно. Отбирая пословицы, необходимо учитывать, чтобы они были доступными пониманию детей дошкольного возраста. Наиболее легко усваиваются образные пословицы о Родине: «Нет в мире краше Родины нашей», «Родина любимая – мать родная» и др.

В преддверии Дня Победы проводится целенаправленная работа по воспитанию патриотических чувств: инсценировки, прослушивание военных песен, беседы, выставки книг и рисунков, дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, в которых дети имеют возможность перевоплотиться, стать моряками, летчиками, пограничниками и т.д. Мы уверены в том, что наши дети вырастут настоящими защитниками Родины и будут укреплять рубежи нашей Отчизны.

5 февраля наш любимый Старый Оскол празднует очень важную дату – освобождение города от немецко-фашистских захватчиков. Дети и взрослые с огромным желанием, с гордостью принимают участие в мероприятиях, посвященных этой дате. С каждым годом редеют ряды тех, кто участвовал в обороне нашего города. Мы, взрослые, обязаны сохранить воспоминания о тяжёлых месяцах оккупации, о дне освобождения Старого Оскола и передавать знания детям.

Очень важно приобщить к этой работе родителей и заинтересовать их. Совместная проектная деятельность детей и взрослых – это очень эффективный инструмент для развития познавательной активности ребенка.

Дети с удовольствием рассматривают фотографии и иллюстрации военных лет. Совместно с родителями создаем семейные альбомы, презентации, в которых рассказывается о дедах, прадедах, которые стояли на защите нашей страны во время Великой Отечественной войны, о памятных местах нашего края, художественные произведения, стихотворения наших земляков. Этот материал широко используется в течение года.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.

Вместе с родителями воспитанников мы создаем презентации «Наши герои», «Старый Оскол – моя малая Родина», «Достопримечательности Старого Оскола», интерактивную карту «Мой любимый город». Созданные электронные пособия используем в различных видах деятельности.

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является приоритетным направлением деятельности организаций социальной сферы.

Вся работа по патриотическому воспитанию предусматривает создание разнообразной развивающей среды, насыщенной положительными эмоциями, способствующей развитию эмоциональной сферы ребёнка, приобретению им собственного опыта, нравственных переживаний и желание преобразовывать окружающий мир.

Таким образом, формирование личности в аспекте формирования гражданской позиции – это длительный процесс и происходит не вдруг, не в один час. Гражданская позиция формируется под влиянием условий, в которых находится личность.

Достойная жизнь возможна только в той стране, которую любят ее граждане, на той земле, которую украшают и берегут, знают, гордятся ее историей и готовы взять ответственность и заботу на себя.

Текст статьи
  1. Гогоберидзе А. Маленькие граждане большой страны / А. Гогоберидзе // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3.
  2. Денисенко Н.Г. Ваш ребёнок познаёт мир // Дошкольное воспитание. – 2000. – №1. – с. 100.
  3. Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников / В. Деркунская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 4.
  4. Ермакова Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Т.В. Ермакова // Методист. – 2014. - № 3. – С. 66-68.
Список литературы