Запрос современного общества на получение услуг в электронном виде постоянно растет, что требует проведения реформ, направленных на сокращение традиционного, бумажного документооборота в судах и совершенствования процедуры подачи исковых заявлений и письменных доказательств в цифровом формате. Вследствие принятия и последовательной реализации Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2024 годы» [1] правосудие в РФ становится ориентированным на цифровизацию судебной деятельности. Кроме того, Председатель Верховного Суда Российской Федерации Лебедев В.М. доложил о поступлении более 3 млн процессуальных документов в электронном виде за 2021 год.[2], а по состоянию на сентябрь 2022 года этот показатель уже превысил отметку в 3,8 млн документов, что свидетельствует о значительном увеличении нагрузки на судей и растущему приобщению общества к цифровой трансформации. С целью оптимизации деятельности судов все чаще используются электронные уведомления – электронные письма и СМС-уведомления. Очевидно, что процесс доставки электронного письма существенно снижает затраты на почтовые отправления и риски утраты документов, кроме того ускоряет процесс доставки документа до адресата. Несмотря на это, отправка электронных писем и СМС-уведомлений несет такие риски как не прочтение письма получателем ввиду загруженности электронной почтой множеством рассылок или возможностью перехвата содержания письма злоумышленниками.
Все вышесказанное определяет, что развитие и поддержание судебной системы на высоком уровне, внедрение в нее актуальных информационных технологий, позволяющих активно использовать электронную систему судопроизводства, является важной задачей государства.
По мнению Шатковской Т.В., использование информационных технологий в деятельности судов позволит не только сократить процессуальные сроки рассмотрения дел и споров, но и значительно уменьшить количество нарушений в этой сфере [3, с. 131].
В настоящее время порядок обращения в электронной форме регламентируется приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 251 «Об утверждении порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа», приказ устанавливает требования, которым должен соответствовать документ подаваемый в электронной форме. По большей части, требования носят технический характер, регламентируют формат, размер, наименование электронного документа и другое.
Очевидно, что названный приказ требует доработок и конкретизации, например в исчерпывающем списке форматов файлов допустимых для подачи документов отсутствуют необходимые форматы, доступные пользователям некоторых операционных систем.
Одной из проблем на пути совершенствования взаимодействия судов в электронном формате, могут стать действия недружественных государств в 2022 году. Так, согласно аналитике агентства TelecomDaily, скорость интернета по стране в среднем упала на 5% и снижение может продолжаться из-за невозможности своевременной замены оборудования. Снижение скорости интернет-соединения может повлиять на качество взаимодействия между судами, особенно с этим столкнуться удаленные от центральной России регионы. Помимо снижения скорости, проблема существует и с доступностью серверов, в настоящее время невозможно достигнуть работоспособности в 100% времени. Снижение скорости загрузки документа на сервер и с сервера приводит к замедлению документооборота, что в свою очередь приводит к снижению эффективности работы суда.
Другой проблемой при получении судом электронных документов является идентификация личности отправителя и аутентификация доказательства — только специалист узкого профиля может определить, что в электронный документ были внесены изменения. Надежным способом подтверждения личности является применение квалифицированной электронно-цифровой подписи заявителя, однако её получение может вызвать сложность у большинства граждан ввиду низкой информационной грамотности. Другим способом подтверждения личности является подача документов через портал государственных услуг или авторизация на сайте ГАС РФ «Правосудие» через подтвержденную учетную запись ЕСИА, но и здесь существует существенная проблема в безопасности. В настоящее время, в так называемом «DarkNet» где любой желающий без труда может приобрести учетные записи реальных людей. Остаётся только догадываться, в каких целях они могут быть использованы. Решение данной проблемы возможно только путем повышения уровня знаний населения в сфере информационной безопасности. Внедрение обязательной двухфакторной авторизации.
В то же время процессуальные кодексы в существующей редакции «не предусматривают полномочий суда по проверке подлинности подписи заявителя на стадии принятия искового заявления к производству и предусматривают возможность возврата только неподписанного искового заявления или поданного лицом, не имеющим полномочий на его подписание и предъявление в суд» [4].
По вопросу аутентификация доказательств, арбитражные суды, как отмечает И.А. Калинина, на практике выработали основные критерии достоверности, к которым относятся следующие: читаемость, наличие достаточных и необходимых реквизитов, целостность и полнота электронного доказательства, комплиментарность в отношении иных доказательств по одному и тому же делу [5].
Процесс цифровизации не может пройти без потерь, в скором времени из зала судебного заседания может пропасть секретарь судебного заседания, ведения протокола может полностью перейти на аудиопротоколирование.
При проведении цифровизации судебных органов заметен парадокс, согласно которому, наименее подготовленными к переходу на безбумажный документооборот являются наиболее опытные сотрудники. Во многом это связано с возрастным критерием, молодые сотрудники быстрее ориентируются в современных сервисах и имея за счёт этого преимущество в продуктивности зачастую вытесняют опытных работников. Для решения названой проблемы следует уделять большое внимание повышению уровня цифровой грамотности действующих сотрудников, а также повышению уровня их квалификации.
Делая выводы, важно отметить, что в Российской Федерации принят ряд нормативных актов, регулирующих процесс перехода судов на электронный документооборот, однако процесс цифровой трансформации требует еще огромной работы и доработок. Потребуется не один год, чтобы суды на практике смогли оценить новые технологии и поэтапно устранять появляющиеся пробелы в нормативно-правовой базе. Много времени и средств уйдет и на процесс адаптации и обучения сотрудников для эффективного выполнения своих должностных обязанностей в новых условиях.