Главная
Конференции
Образование, наука, технологии: современные парадигмы и практические разработки
Взаимодействие педагогов и семьи в вопросах познавательного развития детей дошко...

Взаимодействие педагогов и семьи в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

взаимодействие
познавательное развитие
организация

Аннотация статьи

В статье говорится о формах и методах взаимодействия педагогов и семьи в вопросах познавательного развития дошкольников. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОО и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Текст статьи

Возрастные особенности детей дошкольного возраста являются главными для планирования работы с детьми по развитию познавательных способностей, которые являются основным условием для благополучного овладения при выполнении деятельности, планомерного познавательного развития.

Под познавательным развитием понимают совокупность врожденных и приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения ребенком различных видов деятельности.

Основная роль при взаимодействии педагогов с родителями в вопросах познавательного развития дошкольников принадлежит познавательным формам, которые предназначены для ознакомления родителей с индивидуальными особенностями психологического и возрастного развития детей, объективными приемами и методами воспитания и обучения для формирования у родителей практических умений и навыков.

Познавательные формы организации сотрудничества воспитателей и родителей призваны выполнять ведущую роль в повышении педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов на воспитание и развитие ребенка в условиях семьи, развивая рефлексию.

Ведущая роль отводится таким коллективным формам взаимодействия как, групповые консультации, собрания, и др.

Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания и познавательного развития на основе учета индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

Родительская конференция – одна из форм повышения психолого­-педагогической компетентности родителей и законных представителей. В данной деятельности участвуют как родители, так и общественность. На конференциях выступают воспитатели, специалисты отдела образования, работники медицинской службы, педагоги детского сада и т.д. Данная форма позволяет всем участникам конференции моделировать и проигрывать реальные жизненные ситуации.

Целью организации тематических консультаций являются ответы на интересующие вопросы, возникающие у родителей по познавательному развитию детей. Консультации посвящаются трудностям обучения и развития воспитанников. Они проводятся специалистами ДО по общим и интересующим родителей вопросам, например, «как поддержать познавательный интерес?», познавательные способности детей. Консультации схожи с беседами, основное их различие в том, что последние подразумевают диалог, который ведет инициатор бесед. Педагог дает родителям квалифицированный совет. Благодаря этой форме воспитатель имеет возможность узнать особенность жизни семьи, оказывая помощь там, где больше всего она нужна, стимулируя родителей серьезно присмотреться к детям и тем самым решая какими их лучше воспитывать и развивать.

Через электронную почту родители получают большой объем информации, о проблемах и успехах детей, тем самым осуществляется индивидуальное взаимодействие с родителями, что дает возможность установить обратную связь.

Групповые собрания родителей – это форма организованного ознакомления родителей с содержанием, задачами и методами обучения детей определенной возрастной группы в условиях дошкольной организации и семьи.

«Круглый стол». В нетрадиционной форме с родителями обсуждаются проблемы познавательного развития детей, с обязательным участием специалистов. Родители, выразившие желание участвовать в обсуждении той или иной темы, приглашаются на заседание "круглого стола" письменно или устно. Например: «Что мешает ребенку развиваться?».

Открытые занятия с воспитанниками в детском саду для родителей и законных представителей. Родителей знакомят со спецификой и структурой проведения занятий в области «Познавательное развитие». В занятие можно включать элементы беседы с семьями.

Нетрадиционный подход к организации и проведению форм взаимодействия ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.

Родительские клубы. Такая форма взаимодействия предусматривает осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями – что воспитатели могут оказать им помощь в решении возникающих трудностей в развитии детей, установление между педагогами и родителями доверительных отношений. Родительские клубы проводятся регулярно. Темы для обсуждения выбираются исходя из задач, направлений и запросов родителей в области «Познавательное развитие». Педагоги и специалисты ДОУ готовят полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме.

Устный педагогический журнал. Информация журнала должна быть краткой, так как родители в силу различных объективных и субъективных причин бывают ограничены во времени. Важно, чтобы размещенная информация, представляла значительный интерес для семей. Каждая страница журнала – это устное сообщение, которое может быть дополнено дидактическими пособиями, поделками, выставками рисунков, прослушиванием магнитофонных записей.

Вечера вопросов и ответов. Данная форма позволяет родителям закрепить психолого-педагогические знания в вопросах познавательного развития детей, применить в воспитании детей, узнать что-то новое, обменяться опытом с другими семьями, обсудить актуальные проблемы развития детей.

Мини-собрания. Выбирается активная семья, с изучением ее опыта воспитания. Эта семья приглашает к себе другие семьи, разделяющие их опыт воспитания. В тесном кругу обсуждается выбранная тема. Например: «Детское экспериментирование».

Тренинги. Тренинговые упражнения, игры и задания дают оценку разным способам взаимодействия с детьми, выбирая эффективные формы обращения и общения с ними, нежелательные менять на конструктивные. Родители, вовлекаемые в игровой тренинг, начинают взаимодействие с ребенком, постигают новые грани его развития.

Дни добрых дел. Совместная форма позволяющая наладить атмосферу доброжелательных, теплых взаимоотношений между педагогами и семьями воспитанников. Исходя из плана деятельности, составляется график помощи родителям, вид помощи, которую может оказать родитель, обговаривается каждое посещение и т.д.

Педагогические беседы с родителями. Оказание своевременной помощи семьям по вопросу познавательного развития. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с родителями. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.

Посещение семьи. Цель посещения — знакомство с ребенком и его близкими в домашних условиях. Через игру с ребенком, в беседе с его окружением педагог узнает необходимую информацию о ребенке, его интересах и увлечениях. Визит несет пользу родителям и педагогу: родители видят, как педагог общается с малышом, имеют возможность задать волнующие их вопросы относительно воспитания и развития своего ребёнка в привычной для себя обстановке, а педагогу позволяет познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с атмосферой в семье, традициями и нравами.

Индивидуальные консультации. По своему характеру консультации близки к беседе. Существуют определенные различия между беседой и консультацией. Беседа – это диалог педагога и родителей, а консультация – это ответы на вопросы, где педагог старается дать квалифицированный ответ.

Телефон доверия. Родители в форме игры имеют возможность задать любые интересующие вопросы, как в письменном виде, так и вслух. Записки анализируются, и на их основе планируется работа с семьями в определенной форме.

Таким образом, используя данные формы и методы взаимодействия познавательное развитие дошкольников будет наиболее эффективным. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом семейного воспитания, а родителями – условий воспитания и образования в детском саду.

Список литературы

  1. Богомолова, З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ [Текст] / З.А. Богомолова // Дошкольная педагогика. - 2010. - №2. - С.54-58.
  2. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В.А. Болотов, В.В.Сериков // Педагогика. - 2003.- №10. - С. 33-38.
  3. Галеева, Н.П. Организация взаимодействия педагога ДОУ с семьёй [Текст]: учебно-методическое пособие. СПб., 2011. - 52 с.
  4. Козлова, А. В. Работа ДОУ с семьей [Текст] / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина М.: Сфера, 2004. - 112 с.
  5. Мухина, В.С. Детская психология [Текст]: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л.А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 272с.

Поделиться

732

Селиверстенко А. В., Вараксина О. В., Ломоносова З. В. Взаимодействие педагогов и семьи в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста // Образование, наука, технологии: современные парадигмы и практические разработки : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 октября 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 46-49. URL: https://apni.ru/article/4643-vzaimodejstvie-pedagogov-i-semi-v-voprosakh

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа