Поддержка семьи, обеспечение социальной защиты семей с детьми является одним из приоритетных направлений любого правового государства. В России обеспечение социальной защиты семей с детьми находит свое правовое отражение в Основном законе государства, а именно в ст. 38 Конституции Российской Федерации, в которой говорится о том, что семья находится под государственной защитой [1].
Социальная защита населения является одним из важнейших звеньев в системе социального управления обществом. Целью системы социальной защиты населения является оказание поддержки и помощи нуждающимся группам населения Российской Федерации посредством нормативных, правовых, экономических, финансовых и технических средств.
Ведущий аспект социальной защиты населения — защита семей с детьми. Именно поэтому социальная защита материнства и детства занимает особое место в законодательстве многих стран. Она закреплена законами, актами, и остается самой динамичной, приспосабливающейся к изменениям в других областях.
Но, к сожалению, в наше время, согласно статистике, число разводов неуклонно растет. Хотя, конечно, создается много новых союзов. Так, согласно рисунку 1, за последние пять лет только в 2017 году насчитывается более миллиона заключенных брачных союзов, также в 2021 году в брак вступило на 12% больше населения, чем в предыдущий год. Однако статистика разводов неутешительна, в сравнении с 2020 годом, в 2021 браков распалось на 13% больше [4].
Рис. 1. Количество браков и разводов в РФ
Несмотря на количество разводов, каждый год в нашей стране регистрируется огромное количество браков, рождаются дети. Поэтому реализация мер социальной защиты семей, имеющих детей, в Российской Федерации представляет особый интерес.
На сегодняшний день в условиях современной экономики предпринимаются различные меры, которые направлены на смягчение негативных последствий резкого снижения уровня и качества жизни и на частичную компенсацию потерь понесенных наиболее нуждающимися слоями населения. Создаются программы социальной поддержки не только для семей с детьми, но и для ветеранов, инвалидов, граждан, потерявших работу и других категорий населения. При введении льгот, компенсаций, социальных выплат и других пособий часто не учитывается действительное материальное положение семьи и реальные возможности граждан обеспечить собственное благосостояние. Вследствие чего оказание помощи людям, которые в этом нуждаются, является невозможным или проблематичным.
Одним из важнейших элементов социальной защиты населения является непосредственное оказание социальной помощи в денежной или натуральной форме в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством.
Большую роль в осуществлении социальной защиты различных категорий граждан играет принятый целый ряд социальных программ. Основным преимуществом таких программ является специальное выделение «программных ресурсов» и их ориентация на достижение подцелей, задач и, в конечном итоге – целей программ. В настоящее время в Российской Федерации действует ряд различных социальных программ, которые представлены на рисунке 2 [3].
Рис. 2. Социальные программы, действующие в Российской Федерации
Помимо федеральных социальных программ, в каждом субъекте Российской Федерации реализуются региональные и муниципальные программы в области социальной защиты. Использование данных программ позволяет учитывать интересы малых групп населения, кроме того, такие программы ориентируются на конкретные проблемы, которые существуют в определенном регионе или городе.
В качестве примера можно рассмотреть государственную программу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Социальное и демографическое развитие", которая была утверждена 31.10.2021 года на период 2022 - 2025 годы и на период до 2030 года [2]. В первую очередь программа направлена на создание условий для устойчивого естественного роста численности населения автономного округа, снижение уровня бедности, повышение качества жизни жителей Югры. Для достижения данной цели в программе предусмотрен детальный план-график, согласно которому будет реализовываться программа. Государственная программа включает в себя более узкие подпрограммы, что позволяет учитывать интересы граждан, проживающих на территории автономного округа. Действенность программы подтверждается успешными результатами ее реализации. Программа рассчитана на 4 года, и все поставленные задачи и цели за прошедшие 8 месяцев успешно достигаются, за исключением тех задач, решение которых было невозможно из-за нововведений в законодательстве [5].
Социальная защита населения является важнейшим фактором реализации конституционных прав граждан. Существующая система социальной защиты имеет свои недостатки, которые, безусловно, должны быть исправлены в ближайшее время, поскольку обеспечение социальной защиты и поддержки населения является механизмом, который непосредственно направлен на поддержание достойного уровня жизни граждан Российской Федерации, именно этот принцип заложен в Конституции РФ. Необходимо модернизировать государственные и региональные программы социальной защиты и адаптировать их под каждый отдельный субъект Российской Федерации, поскольку в условиях нашей страны особенность традиций, обычаев и норм конкретного региона играет особенно важную роль. Прежде всего, такого рода адаптация необходима для повышения уровня обеспеченности людей и, как следствие, повышения стабильности в обществе.
Таким образом, совершенствование системы социальной защиты населения за счет совершенствования федеральных и региональных программ позволит повысить уровень и качество жизни населения в регионах, улучшить социально-экономические отношения в обществе и, как следствие, улучшить отношения между гражданами и органами власти. Улучшение социальной жизни регионов и муниципалитетов напрямую влечет за собой позитивные изменения в структуре отношений между гражданами и государством в целом.