Обучение русскому языку детей младшего школьного возраста сопряжено с задачей развития языковой компетенции на доступном им уровне в важных видах речевой деятельности, а также в ходе лексической работы на уроках русского языка. На современном этапе методической работы по преподаванию русского языка лексика в качестве важнейшего средства коммуникации вышла на первостепенные позиции. Кроме того, формирование языковой компетенции у обучающихся в младшем школьном возрасте в большой степени связано с работой учителя, направленной на увеличение объема словарного запаса. Данный фактор лежит в основе актуальности решения вопроса эффективного формирования языковой компетенции у обучающихся начальной школы.
Под языковой компетенцией понимается «способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры и средства в соответствии с нормами литературного языка благодаря изучению лексики, фразеологии, усвоению морфологических нормы согласования, управления, построения предложений разных видов» [1, с. 43]. Как видим, формирование языковой компетенции представляет достаточно сложную задачу для педагога начальной школы.
В литературе представлены многочисленные технологии, стратегии и методы формирования языковой компетенции, однако эти технологии мало применимы для работы с лексикой на уроках русского языка. Между тем, формирование языковой компетенции как научная проблема достаточно основательно разработана в методике преподавания иностранных языков, при этом методические находки вполне применимы при изучении лексики на уроках русского языка. Заимствуя и адаптируя некоторые из идей из иноязычной методики, представим возможные варианты формирования языковой компетенции на уроках русского языка посредством изучения лексики как важнейшего раздела.
Обобщение методической литературы, посвященной разработке технологий формирования языковой компетенции посредством изучения лексических тем, позволяет выделить основные методы и приемы в работе учителя начальных классов:
- проблемно-поисковую технологию в обучении лексике;
- контекстное обучение как средство усвоения лексического материала;
- технология компьютерной поддержки в расширении лексического запаса;
- технология использования проблемной наглядности в усвоении лексического запаса;
- технология использования графических организаторов в обучении лексике;
- технология активизации ассоциативных связей при формировании языковой компетенции;
- игровая технология в лексической работе;
- тестовая технология;
- технология самостоятельной работы по накоплению и активизации словарного запаса [3].
Основная суть проблемно-поискового обучения заключается в том, что «под руководством педагога обучающийся участвует в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям» [4, с. 457].
По определению А.А. Вербицкого, «проблемная ситуация представляет собой интеллектуальное затруднение, возникающие при невозможности объяснить некоторое явление» [2, с. 89]. На наш взгляд, формирование языковой компетенции на уроках русского языка затруднено именно по причине того, что педагогу сложно организовать проблемную ситуацию. Если она будет связана с конкретной коммуникативной задачей преодоления трудности в общении, то цель будет достигнута, а лексический материал, пройденный заблаговременно, окажется помощью в разрешении коммуникативного затруднения.
Применение проблемно-поисковой технологии в процессе формировании языковой компетенции младшего школьника связано с организацией педагогической работы, состоящей из нескольких этапов:
Первым этапом является когнитивный. На нем происходит деятельность по формированию у обучающихся начальной школы мотивации на освоение лексического материала. Для выработки мотивации у младших школьников применяется: красочная иллюстративная наглядность; компьютерные занимательные и интерактивные программы; кадры детских мультфильмов и др. Используя данный материал при обучении, младшие школьники участвуют в обсуждении, общаясь между собой, рассматривая новые незнакомые слова и их применение в речевой деятельности, что напрямую формирует языковую компетенцию.
Второй этап характеризуется интериоризацией – формирование внутренних коммуникативных структур. В процессе обучения на данном этапе, в первую очередь происходит обнаружение и исправление лексических ошибок. Возможно использование следующих приемов работы с лексическим материалом:
1) работа с карточками со словами;
2) самостоятельное составление младшими школьниками таблиц и схем, однокоренных слов;
в) решение кроссвордов или ребусов;
г) составление подписей для рисунков;
д) придумывание обучающимися сочетательных возможностей новых слов.
Третьим этапом в выработке навыков является автономный этап, когда освоенный младшими школьниками лексический материал легко используется в языковой ситуации коммуникации. На автономном этапе формирования языковой компетенции в ходе лексической работы на уроках русского языка применяются следующие приемы: проблемно-поисковые; игровые; сценарно-контекстные; проектные и другие. Особую роль на автономном этапе играет использование интерактивных и информационно-коммуникационных технологий. По мнению С.Р. Алыкововой и Н.Г. Скрипниченко возможности указанных технологий «позволяют создать интеллектуальные карты, графические схемы как способ моделирования логической структуры текста во взаимосвязи их частей или ментальные карты для запоминания большого количества информации» [1, с. 44].
Технология использования графических организаторов при формировании языковой компетенции в ходе лексической работы на уроках русского языка может предполагать применение на уроках в начальных классах таких интересных приемов, как: «ассоциограммы, кластерные модели, матрицы, диаграммы, модель дерева, вилки, «рыбья кость», идейной сетки и семантической карты» [5, с. 121]. И хотя данные приемы представлены в методике преподавания иностранного языка, но их использование учителями начальных классов при изучении лексических тем русского языка вполне возможно и перспективно.
Процесс развития языковой компетенции младшего школьника при изучении лексического материала происходит при помощи специально подобранных тестовых заданий. Это могут быть тесты на множественный выбор или установление значение слова, на знание процессов словообразования или тест на знание оттенков лексических значений слов, задания на самостоятельное установление активного антонима или синонима. Диапазон таких заданий неисчерпаем. Помимо названных можно упомянуть такие мнемотехнические приемы работы как: группировка и классификация, систематизация и выделение опорных пунктов, составление плана, структурирование, схематизация; использование ассоциаций и повторение.
Таким образом, теоретический анализ литературы показывает, что проблема формирования языковой компетенции в последние годы рассматривалась в методике преподавания русского языка достаточно широко. В то же время целый ряд конкретных вопросов, связанных с изучением лексического материала при обучении русскому языку в начальной школе, остается мало разработанным. Одной из менее изученных остается проблема использования современных и активных методов обучения. Между тем, в процессе формирования языковой компетенции младшего школьника в ходе лексической работы на уроках русского языка могут применяться следующие учебные стратегии: проблемно-поисковая технология, контекстное обучение, технология компьютерной поддержки, технология использования проблемной наглядности в усвоении лексического запаса, технология использования графических организаторов, игровая технология, тестовая технология и др. Необходимость использования остальных стратегий зависит от этапа развития языковой компетенции у младших школьников.