Роль масс-медиа в развитии креативных (творческих) индустрий в России

Статья посвящена роли масс-медиа в развитии креативных индустрий в современной России и Республике Татарстан. Примечательно, что в палитре экспертных мнений содержались как позитивные прогнозы влияния масс-медиа на развитие креативных индустрий, так и предостережения относительно негативного влияния Интернета на эстетические потребности людей и развитие эмоциональной сферы.

Аннотация статьи
новые медиа
креативные индустрии
масс-медиа
Ключевые слова

О феномене «креативных (или творческих) индустрий» в культурной сфере России заговорили сравнительно недавно. Само понятие «креативный» вошло в широкий обиход около 15 лет назад. В 2010 году номер журнала «Медиа Тренды» факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова был целиком посвящён осмыслению влияния масс-медиа на «креативные индустрии». На страницах журнала высказывались разные суждения относительно взаимоотношений между журналистикой и практиками потребления, искусством и модой. Примечательно, что в палитре экспертных мнений содержались как позитивные прогнозы влияния масс-медиа на развитие креативных индустрий, так и предостережения относительно негативного влияния Интернета на эстетические потребности людей и развитие эмоциональной сферы [1, с. 4].

Подобное упомянутому критическое осмысление влияния масс-медиа на креативные индустрии особенно востребовано в наши дни, поскольку с 2014 года понятие «творческие индустрии» закрепилось на формальном уровне – в «Основах государственной культурной политики» (далее – Указ) [4]. В этом документе творческие индустрии определяются как «компании, организации и объединения, производящие экономические ценности в процессе творческой деятельности, а также деятельность по капитализации культурных продуктов и их представлению на рынке». Далее в Указе перечислены конкретные сферы деятельности: кино и телевидение, мода, реклама, промышленный дизайн, издательский и галерейный бизнес. В последующие годы специалисты отмечали, что, несмотря на наличие формального определения, содержание феномена «креативных индустрий» по-прежнему остаётся неясным, в том числе и потому что список видов деятельности, которые можно отнести к творческим индустриям, постоянно расширяется [5].

В определении, которое содержится в Указе наиболее значимо, по мнению автора настоящей статьи, указание на экономическую значимость культурного производства. Этот подход закреплён и в «Концепции развития творческих индустрий» (далее – Концепция), действие которой рассчитано на девять лет, до 2030 года. Текст Концепции содержит расширенное определение творческих (креативных) индустрий. Так, к их числу относятся: «индустрии, основанные на использовании историко-культурного наследия (народно-художественные промыслы и ремесла, музейная деятельность); индустрии, основанные на искусстве (театр, музыка, кино, анимация, живопись, деятельность галерей и др.); современные медиа и производство цифрового контента (кино-, видео-, аудио-, анимационное производство, обработка данных и разработка программного обеспечения, виртуальная и дополненная реальность, компьютерные и видеоигры, блогерство, печатная индустрия, средства массовой информации, реклама и пр.); прикладные творческие (креативные) индустрии (архитектура, промышленный дизайн, индустрия моды, гастрономическая индустрия и т.п.)» [3, с.2]. Документ содержит и ряд других уточняющих терминов: «инвестиционные творческие (креативные) индустрии», «творческий (креативный инкубатор)», «творческое (креативное) предпринимательство» и пр.

Таким образом, креативные индустрии занимают пограничное положение между деятельностью сугубо творческой, не направленной на извлечение прибыли, и бизнесом, который всегда ориентирован на экономическую выгоду. Эта оговорка принципиально важна для понимания процессов взаимодействия масс-медиа и креативных индустрий.

Размышляя о роли масс-медиа в развитии креативных индустрий, хотелось бы обратить внимание на три аспекта. Во-первых, число занятых в креативных индустриях в России по разным оценкам варьируется в пределах 5-7%. Творческие индустрии непопулярны отчасти потому, что людям сложно представить перспективу превращения художественной идеи в продукт, который будут потреблять. При этом речь идёт не только об индивидуальном потреблении, но и о потенциальной привлекательности креативных продуктов для крупного бизнеса. В последние годы в нашей стране реализуются инициативы СМИ, ориентированных на креативные индустрии, по выстраиванию взаимодействия «создателей» (креаторов, творческих людей) с крупным бизнесом из «традиционных» секторов экономики, который может выступать как потребителем, так и партнёром, инвестором творческих проектов.

Во-вторых, масс-медиа являются мощным инструментом развития рынка креативных индустрий, поскольку именно СМИ способны превратить неизвестного автора в знаменитость, обеспечив ему увеличение не только социального капитала, но и финансовый успех. При этом успех реализации творческой затеи не всегда «со знаком плюс». В качестве примера можно привести рост неоднозначной популярности фильма «Дау» Ильи Хржановского: дискуссия о специфических приёмах, которые режиссёр применял в процессе создания фильма, развернувшаяся в средствах массовой информации и социальных сетях, привела к росту популярности «Дау» и вывела его за пределы кинотеатров. Фильм Хржановского обсуждался в самых разных сообществах, в том числе в сугубо академических.

В-третьих, стоит отметить, что традиционные СМИ, освещающие деятельность креативных индустрий, уже не имеют монополии влияния на формирование вкусов потребителей. Новые масс-медиа, функционирующие преимущественно в сети Интернет, а также блогеры и инфлюенсеры, ведущие деятельность преимущественно в социальных сетях, составляют конкуренцию традиционным СМИ. В отличие от СМИ блогеры не ограничены редакционными правилами, они обладают большей свободой самовыражения и нередко сами являются акторами креативных индустрий.

Стоит сказать и о том, что рекомендациям в социальных сетях (в том числе и продуктов креативных индустрий) люди доверяют больше, чем рекламным сообщениям, размещённым на традиционных рекламных площадках. Художники, музыканты, режиссёры, журналисты, кинокритики, которые стали популярными блогерами, нередко имеют больший вес в глазах аудиторий, нежели «специлизированные» СМИ.

Таким образом, и традиционные СМИ и новые медиа могут выступать эффективным инструментом продвижения продуктов культуры и искусства. Этот факт признаётся на уровне министерств и ведомств, а также отдельных государственных учреждений сферы культуры. Так, за последние пять-семь лет множество музеев, галерей, выставочных центров, театров и т.д. в России запустили собственные сайты в Интернете, интегрировали их со своими «представительствами» в социальных сетях и к настоящему моменту продолжают развивать медиасреды, разрабатывая новые технологические решения для выстраивания полноценного диалога с потребителями своих продуктов. Результаты этой деятельности особенно отчётливо проявились в период пандемии COVID-19. Несмотря на невозможность вести работу в привычном формате, организации (учреждения, компании) креативных индустрий, как государственные, так и частные, продолжили деятельность и смогли не просто сохранить своих потребителей, но и привлечь новых за счёт создания онлайн-платформ с трансляциями мероприятий, организации виртуальных встреч с пользователями и т.д. [2].

Выше уже было сказано о значимости СМИ как драйвера развития диалога между креативными индустриями и крупным бизнесом. Однако стоит упомянуть и важную роль масс-медиа в формировании сетей поддержки акторов креативных индустрий. В качестве примера можно привести «теплицу социальных технологий», которая аккумулирует в себе творческие идеи и является площадкой для взаимодействия креаторов. Информирование о деятельности «Теплицы» и подобных ей проектов посредством масс-медиа способствует передачи знаний от опытных креаторов начинающим, что позитивно влияет на развитие рынка креативных индустрий.

В завершении стоит сказать и о роли масс-медиа в развитии локальных культурных проектов. Так, например, международный фестиваль медиаискусства «НУР», который проводится в г.Казань, стал широко известен благодаря публикационной активности современных татарстанских СМИ (например, интернет-журналы «Инде» и Enter и др.) и продвижению в социальных сетях. Благодаря новым медиа развиваются и становятся известны за пределами региона также и локальные бренды, чья продукция обладает национальным колоритом (например, одежда и аксессуары с татарским колоритом, которые создают мастера из Татарстана).

В завершении стоит сказать о том, что отмеченные выше особенности взаимодействия масс-медиа и креативных индустрий трансформируют и журналистский дискурс. К качеству освещения культурных событий и проектов предъявляются новые требования. Современный журналист не просто описывает происходящее в культуре и искусстве, но является участником события и в какой-то степени креатором.

Текст статьи
  1. Лободанов А. Классическое искусство – это корни, а современное – плоды на дереве // Медиа Тренды, 2010. - № 2 (7). - URL: http://www.journ.msu.ru/files/specialprojects/MediaTrends/MediaTrends_7.pdf
  2. Ограничительные меры и культурная жизнь. – URL: https://artsg.ru/ogranichitelnye-mery-i-kulturnaya-zhizn/
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. № 2613-р. http://static.government.ru/media/files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf
  4. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208
  5. Фоминова Л.А., Шкурат А.Г. Роль средств массовой информации в сфере креативных индустрий // Сборник научных статей «Современные исследования в гуманитарных и естественнонаучных отраслях», 2021. – 7 с.
Список литературы