Модульное обучение современным образовательным технологиям на занятиях в вузе

Модульное обучение современным образовательным технологиям на занятиях в вузе

В статье рассматривается теоретические аспекты модульного обучения приемлемому процессу обучения сельскохозяйственных ВУЗ как личностно ориентированному технологию обеспечивавший результативность при достижении цели, определённой государственным образовательным стандартом высшего образовании Республики Узбекистан.

Аннотация статьи
компетентность
технология обучения
модульное обучения
обучающий модуль
дидактические цели
мотивацию
банк информации
качество знаний
Ключевые слова

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование различных форм и методов организации учебной деятельности. Обучение в сотрудничестве предполагает организацию групп учащихся, работающих совместно над решением какого-либо вопроса или изучением темы. Эта технология ориентирована на то, чтобы обучающихся научился учиться.

Для эффективной реализации идей дифференцированного обучения необходима качественное выявление обще учебных способностей обучающихся, а также выявление уровня компетенции студентов в различных сферах деятельности, которая позволяла бы учителю своевременно и достоверно выявлять дидактическое состояние каждого обучаемого.

Вопросы организации компетентностного подхода в вопросе обучения на сегодня являются очень актуальными. Одним из направлений деятельности преподавателя может быть направление формирования и развитие студентов навыков самостоятельной работы, в частности творческого поиска. Это направление является современным и должен предусмотрен в рамках государственных образовательных стандартах нового поколения.

Формирование направленной познавательной деятельности студентов на занятиях физики во многом зависит от структуры урока. Использование модульной технологии на уроках позволяет поэтапно (модульно) организовать познавательный процесс учащихся.

В своём первоначальном виде модульное обучение зародилось в конце 60-х годов XX столетия и быстро распространилось в англоязычных странах. Сущность его состояла в том, что обучающийся с небольшой помощью учителя или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога стали варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей. Взаимодействие педагога и обучающегося в учебном процессе стало осуществляться на принципиально иной основе: с помощью модулей обеспечивалось осознанное самостоятельное достижение обучающимся определённого уровня предварительной подготовленности. Успешность модульного обучения предопределялось соблюдением паритетных взаимодействий между педагогом и учащимися.

Как и любая педагогическая технология, модульная предполагает целенаправленный процесс проектирования содержания, способов деятельности специально организованными средствами для достижения прогнозируемого результата.

Основной задачей занятий должно быть создание особых условий для включения каждого обучающегося в деятельность, соответствующую его зоне ближайшего развития. Чтобы реализовать данную систему, необходимо придерживаться следующих принципов:

– не навредить обучающемуся;

– дать установку на успех. Первыми успехами обучающийся вдохновляется. У него возникает уверенность в своих силах и главное – желание продолжать;

– признать всеобщую талантливость с учетом неизбежности перемен, согласно чему суждение о человеке не может быть окончательным;

– снять тревожность, страх перед «двойкой», напряженность в отношениях преподавателя и обучающегося.

Отсюда основные правила работы:

– не сравнивать детей друг с другом;

– сравнивать успехи обучающегося с его личными результатами для установления зоны развития;

– работа в положительном эмоциональном фоне. Доверительные отношения в системах «преподаватель- обучающийся» и «обучающийся-обучающийся», отсутствие чувства неуверенности, вера в свои силы и успех, постоянная возможность вовлечения всех в совместную учебную деятельность с учетом интереса каждого способствует успешности обучения.

Идея модульной технологии, ее внедрение в учебный процесс предполагает почти самостоятельное усвоение обучающимся учебного материала при работе с модулем. Проектирование учебной деятельностью характерной признак педагогической технологии. Это и отличает технологию от методики.

Модульное обучение – это, прежде всего, личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому студенту выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения. Учащиеся могут реализовать себя в различных видах деятельности: выполнении упражнений, выполнение лабораторных работ, написании творческих инновационных работ, участии в семинарах, изготовлении проектов по применению знаний по физике в сельскохозяйственном производстве

Данная технология предполагает, что студент должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, получать готовый продукт. Учитель при этом выступает в качестве руководителя, направляющего и контролирующего деятельность учащихся.

Блочное-модульную технологию целесообразно вводить в рамках одного урока, серии уроков по изучению целого раздела или целому курсу физики. Ограничений временных в использовании не существует: рациональность определяется учителем.

Понятие «блок» и «модуль» практически равнозначны и представляют любую автономную, укрупненную часть учебного материала, состоящую из нескольких учебных элементов:

– учебная цель (целевая программа);

– банк информации (собственно учебный материал в виде обучающих программ);

– методическое руководство;

– контрольная работа.

Блок – группа знаний и навыков, которые студенты должен продемонстрировать после его изучения. Блок устанавливает границы, в которых студенты оценивается, и стандарты, в соответствии с которыми приходит обучение и оценка. Сам по себе блок не является учебной программой или планом. В свою очередь каждый блок состоит из нескольких модулей:

Цель использования технологии сотрудничества:

  1. Обеспечение максимального вовлечения студентов в учебный процесс.
  2. Создание условий для качественного усвоения нового материала.
  3. Создание рабочего психологического климата в группе.
  4. Улучшение взаимопонимания между участниками учебного процесса.
  5. Создание условий, чтобы обучающиеся, не стесняясь, делали попытку объяснить свою точку зрения, а в случае ошибочного мнения им помогли найти правильное решение товарищи из группы.

Основной целью модульного обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения.

Реализация данной цели позволит:

– повысить мотивацию изучения предмета;

– повысить качество знаний;

– повысить уровень образовательного процесса в целом.

Данное обучение также делает акцент на «ключевые навыки», которые необходимы на любом месте, при получении дальнейшего образования, т. е. является компетентностным. Этими ключевыми навыками являются: самостоятельно добывать знаний, навык общения, грамотность, способность выполнения упражнений, использование информационных технологий и способность работы в группе, команде.

Модульная технология обучения «обеспечивает каждому учащемуся достижение поставленных дидактических задач, представляет учащимся самостоятельный выбор индивидуального темпа продвижения по программе и само регуляции своих учебных достижениях (максимальная индивидуализация продвижения в обучении)».

Обучение ведется по принципу постепенного накопления знаний, переход к следующему модулю осуществляется после полного усвоения предыдущего, причем каждым студентам индивидуально. Поскольку необходима система телесного, сенсорного и психомоторного раскрепощения учащихся в учебном процессе для сохранения психического и физического здоровья, можно сделать вывод о том, что блочно-модульное обучение позволяет каждому учащемуся достигать запланированных результатов за счет:

– организации обучения индивидуально, парами и в малых группах;

– индивидуального темпа продвижения и само регуляции своих учебных достижений;

– организации индивидуальной работы с отдельными учащимися, дозирование индивидуальной помощи;

– организации оценки по конечному результату, контроль внутри модуля без оценочный, диагностический, что снимает напряжение, неуверенность, страх перед оценкой.

Изучение каждого модуля является логическим продолжением предыдущего. Это позволяет наиболее полно узнать уровень подготовленности и учесть индивидуальные особенности обучаемых. Студент сам оперирует учебным содержанием, только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, при этом развивается интеллект, формируется способность к самообучению, самообразованию, самоорганизации, исчезает неуверенность, повышается творческая активность. И, наконец, самое главное – повышается интерес к учебному процессу, что положительно сказывается на уровне знаний и навыков учащихся.

Целесообразность применения блочной-модульной технологии обусловлена рядом факторов:

– «уплотнение» программы. Объём информации остался без изменения, а число часов уменьшилось;

– существование большого числа плохо отрецензированных и дорогих учебных пособий по физике;

– общая перегруженность студентов; снижение уровня их подготовленности к восприятию нового материала; несоответствие программ и современным требованиям, требующее дополнительных затрат времени на их коррекцию.

Преимущества модульной системы

– позволяет формировать прочные и систематизированные знания,

– осуществлять дифференцированный и личностно-ориентированный подход к обучению;

– проводить широкие меж предметные связи, особенно с математикой и информатикой;

– значительно снижает нагрузку на учащихся.

– даёт студенту свободу в рамках времени, отведённого на изучение блока.

– студенту может сам планировать свою домашнюю работу по предмету с учётом других нагрузок;

– применение активных форм обучения приучает видеть суть, учиться самостоятельно и продуктивно;

- позволяет перенести центр тяжести студенту на урок и исключить традиционные репродуктивные домашние задания, заменив их творческими;

– активизирует познавательную деятельность всех студентов в группе, содействует всестороннему сотрудничеству школьников в процессе обучения;

– позволяет несколько раз повторить учебный материал, причём в разных аспектах и связях, она способствует полному и глубокому усвоению учебного материала всеми учениками независимо от уровня их развития.

Текст статьи
  1. Блохин Н. В. Психологические основы модульного профессионально ориентированного обучения: Методическое пособие / Н. В. Блохин, И. В. Травин. – Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова. – 2009. – С.3.
  2. Гараев В. М. Принципы модульного обучения / В. М. Гараев, С. И. Куликов, Е. М. Дурко // Вестник высшей школы. – 2008. – №8. – С. 30-33.
  3. Васильева И. Н. Интерактивное обучение и модульные педагогические технологии / И. Н. Васильева, О.А. Чепенко // Специалист. – 2010. – № 6.- С. 18-22.
  4. Цявичене П. Ю. Теория и практика модульного обучения / П. Ю. Цявичене // Сов. Педагогика. – 2009. – №1. – С. 55-60.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 мая по 31 мая
Осталось 6 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
04 июня
Загрузка в elibrary
04 июня
Рассылка печатных экземпляров
08 июня