Главная
АИ #39 (118)
Статьи журнала АИ #39 (118)
Интеграция среднего профессионального и дополнительного образования

Интеграция среднего профессионального и дополнительного образования

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

среднее профессиональное образование
дополнительное образование
интеграция
качество образования
конкурентоспособность выпускников

Аннотация статьи

В статье обосновывается значение интеграции среднего профессионального и дополнительного образования как для системы образования, так и для обучающегося и выпускника. Перечислены организационные механизмы интеграции среднего профессионального и дополнительного образования, принципы реализации образовательных программ.

Текст статьи

Профессиональное развитие современного человека требует постоянного обновления и накопления знаний, совершенствование и углубление профессиональных компетенций. Как правило, одного профессионального образования в современных реалиях оказывается недостаточно. Будучи студентом или выпускником учреждения среднего профессионального образования (далее – СПО), молодой человек может повышать свой образовательный уровень и через программы дополнительного образования. На стыке среднего профессионального и дополнительного образования возникает такой конструкт, как «дополнительное профессиональное образование», нормативные основы которого закреплены в статье 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1].

Интеграция среднего профессионального и дополнительного образования видится нам очень важным и перспективным процессом развития системы образования в нашей стране. Не секрет, что программы профессионального образования, реализуемые в школах, колледжах, вузах достаточно статичны, сложно поддаются коррекции, и нередки ситуации, когда студентам преподаются «устаревшие» знания. При этом потребность в постоянном обновлении образовательных программ, их ориентации на конкретные и актуальные запросы рынка труда, работодателей является актуальной – насколько быстро меняется окружающий мир, настолько быстро должно меняться, адаптироваться и образование. В особенной степени это касается, к примеру, сферы информационных технологий, экономики, юриспруденции и т.д., поскольку обновление технологий, социального опыта, появление новых практик в этих сферах постоянно. Современное образование делает акцент на компетентностный (в противовес знаниевому) подход, на непрерывность в образовании. В этой связи более гибкими и ориентированными на современные знания, на практику, на передовой опыт оказываются программы дополнительного образования, которые могут реализовываться на разных уровнях профессионального образования, в том числе и среднем.

Поэтому можно говорить о том, что дополнительное образование в системе СПО позволяет восполнять недостатки профессионального образования (обобщенность и излишняя теоретизированность преподаваемого материала, слабая связь с практикой, с рынком труда), повышать его качество посредством реализации таких принципов, как принцип личностной ориентации содержания образования, принципы комплексности, преемственности содержания образования, принцип усиления творческого компонента образования [3]. С.И. Вершинин в своей статье систематизировал достоинства дополнительного образования [2]:

  • вариативность программ и гибкость расписания занятий;
  • свобода выбора объединения, профиля деятельности, педагога;
  • большие возможности для самореализации обучающегося;
  • более тесное межличностное неформальное общение обучающихся и преподавателей̆;
  • отсутствие классно-урочной системы и образовательных стандартов;
  • большая свобода в отборе содержания, форм, методов и средств обучения;
  • сочетание высокого уровня мотивации обучения с эффективными методами персонифицированного образования.

Однако программы дополнительного образования на то и остаются дополнительными, что не могут существовать без базового, профессионального образования. Потому наибольший эффект будет достигнут, когда программы СПО будут гармонично сочетаться с программами дополнительного образования, что возможно при запуске процесса их интеграции. Здесь необходимо взаимодействие образовательных организаций или функционирование отделения дополнительного образования в структуре СПО, что сделает возможным согласование содержания образовательных программ, их методического инструментария, соответствие в квалификации преподавателей, обмен образовательным и практическим опытом, что в конечном счете позитивным образом скажется на качестве образования, и т.д.

Организационными механизмами интеграции среднего профессионального и дополнительного образования могут выступать [3]:

  • проектирование и реализация совместных образовательных программ, комплексных проектов;
  • расширение материально-технической и методической базы образования за счет взаимообмена ресурсами среднего профессионального и дополнительного образования;
  • взаимообучение педагогов, обмен опытом, взаимопомощь в решении образовательных трудностей;
  • совместная экспертиза качества образовательной деятельности и реализации образовательных задач в рамках интегрированной системы взаимодействия среднего профессионального и дополнительного образования;
  • построение индивидуальных образовательных маршрутов.

За счет интеграции среднего профессионального и дополнительного образования будет повышаться качество образования, его актуальность и практическая ориентированность. При такой интеграции студент СПО сможет сформировать целостное видение того, каким может его профессиональное развитие, его образовательное пространство будет существенно расширено и вариативно. На наш взгляд, интеграция среднего профессионального и дополнительного образования будет иметь такое значение для обучающихся и выпускников:

  1. Расширение и даже углубление, спецификация профессиональных компетенций (особенно – метапредметных). Это связано с тем, что дополнительное образование более вариативно, гибко, разнообразно, как уже было сказано выше, – студент, обучаясь в учреждении СПО, получая базовые знания, может их углублять через выбор определенного направления в дополнительном образовании (в соответствии со своими личными интересами, актуальными запросами рынка труда и пр.).
  2. Содействие профессиональному развитию и профессиональному самоопределению студента и выпускника СПО предполагает формирование у обучающихся и выпускников более широкого взгляда на свой профессиональный путь, на ориентиры в профессиональном развитии, на понимание значения непрерывного образования как важного условия профессионального роста.
  3. Личностное развитие, развитие творческих способностей обучающихся, их адаптивного потенциала – любая интеграция при верной ее организации дает личностно-развивающий эффект: обучающиеся выпускники не только углубляют свои знания, но и учатся применять их вариативно, гибко, что повышает их способность к творчеству, адаптивный потенциал.
  4. Повышение конкурентоспособности выпускника учреждения СПО. Конечная цель любого учреждения профессионального образования – трудоустроить своего выпускника. Безусловно, выпускник с более широкими и развитыми, и что важно, актуальными по знаниевому содержанию компетенциями, учитывающими потребности современного рынка труда за счет прохождения дополнительных образовательных программ, будет более конкурентоспособен, чем выпускник с базовым образованием.

Таким образом, основное назначение интеграции среднего профессионального и дополнительного образования заключается в повышении качества и актуализации образования для обучающихся. Эффектами такой интеграции для личности являются расширение и углубление профессиональных компетенций, личностное развитие и профессиональное самоопределение, повышение конкурентоспособности. На сегодняшний день известны базовые организационные механизмы, обеспечивающие интеграцию среднего профессионального и дополнительного образования (совместные образовательные проекты, программы; взаимопомощь; взаимообучение; обмен ресурсами и т.д.), но тема должна изучаться и дальше, поскольку актуальные сейчас формы интеграции могут потерять свою эффективность, устареть. Жизнь современного человека меняется стремительно – образование должно соответствовать темпам таких изменений.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.09.2022) «Об образовании в Российской Федерации». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/18ecc06c654c0f2e1ffdf7fa3f8c1ef137f01615/ (дата обращения: 30.09.2022).
  2. Вершинин, С. И. Интеграция среднего профессионального и дополнительного образования / С. И. Вершинин. – URL: https://prodod.moscow/wp-content/uploads/2018/04/Integratsiya-srednego-professionalnogo-i-dopolnitelnogo-obrazovaniya.pdf (дата обращения: 30.09.2022).
  3. Воробьев, С. В. Интеграция основного и дополнительного образования / С. В. Воробьев, А. П. Мягкова, И. Л. Самосадная // Среднее профессиональное образование. – 2017. – № 4. – С. 11-16.

Поделиться

1638

Пусенкова Д. В. Интеграция среднего профессионального и дополнительного образования // Актуальные исследования. 2022. №39 (118). С. 69-71. URL: https://apni.ru/article/4650-integratsiya-srednego-professionalnogo-i-dopo

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января