Профессиональное развитие современного человека требует постоянного обновления и накопления знаний, совершенствование и углубление профессиональных компетенций. Как правило, одного профессионального образования в современных реалиях оказывается недостаточно. Будучи студентом или выпускником учреждения среднего профессионального образования (далее – СПО), молодой человек может повышать свой образовательный уровень и через программы дополнительного образования. На стыке среднего профессионального и дополнительного образования возникает такой конструкт, как «дополнительное профессиональное образование», нормативные основы которого закреплены в статье 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1].
Интеграция среднего профессионального и дополнительного образования видится нам очень важным и перспективным процессом развития системы образования в нашей стране. Не секрет, что программы профессионального образования, реализуемые в школах, колледжах, вузах достаточно статичны, сложно поддаются коррекции, и нередки ситуации, когда студентам преподаются «устаревшие» знания. При этом потребность в постоянном обновлении образовательных программ, их ориентации на конкретные и актуальные запросы рынка труда, работодателей является актуальной – насколько быстро меняется окружающий мир, настолько быстро должно меняться, адаптироваться и образование. В особенной степени это касается, к примеру, сферы информационных технологий, экономики, юриспруденции и т.д., поскольку обновление технологий, социального опыта, появление новых практик в этих сферах постоянно. Современное образование делает акцент на компетентностный (в противовес знаниевому) подход, на непрерывность в образовании. В этой связи более гибкими и ориентированными на современные знания, на практику, на передовой опыт оказываются программы дополнительного образования, которые могут реализовываться на разных уровнях профессионального образования, в том числе и среднем.
Поэтому можно говорить о том, что дополнительное образование в системе СПО позволяет восполнять недостатки профессионального образования (обобщенность и излишняя теоретизированность преподаваемого материала, слабая связь с практикой, с рынком труда), повышать его качество посредством реализации таких принципов, как принцип личностной ориентации содержания образования, принципы комплексности, преемственности содержания образования, принцип усиления творческого компонента образования [3]. С.И. Вершинин в своей статье систематизировал достоинства дополнительного образования [2]:
- вариативность программ и гибкость расписания занятий;
- свобода выбора объединения, профиля деятельности, педагога;
- большие возможности для самореализации обучающегося;
- более тесное межличностное неформальное общение обучающихся и преподавателей̆;
- отсутствие классно-урочной системы и образовательных стандартов;
- большая свобода в отборе содержания, форм, методов и средств обучения;
- сочетание высокого уровня мотивации обучения с эффективными методами персонифицированного образования.
Однако программы дополнительного образования на то и остаются дополнительными, что не могут существовать без базового, профессионального образования. Потому наибольший эффект будет достигнут, когда программы СПО будут гармонично сочетаться с программами дополнительного образования, что возможно при запуске процесса их интеграции. Здесь необходимо взаимодействие образовательных организаций или функционирование отделения дополнительного образования в структуре СПО, что сделает возможным согласование содержания образовательных программ, их методического инструментария, соответствие в квалификации преподавателей, обмен образовательным и практическим опытом, что в конечном счете позитивным образом скажется на качестве образования, и т.д.
Организационными механизмами интеграции среднего профессионального и дополнительного образования могут выступать [3]:
- проектирование и реализация совместных образовательных программ, комплексных проектов;
- расширение материально-технической и методической базы образования за счет взаимообмена ресурсами среднего профессионального и дополнительного образования;
- взаимообучение педагогов, обмен опытом, взаимопомощь в решении образовательных трудностей;
- совместная экспертиза качества образовательной деятельности и реализации образовательных задач в рамках интегрированной системы взаимодействия среднего профессионального и дополнительного образования;
- построение индивидуальных образовательных маршрутов.
За счет интеграции среднего профессионального и дополнительного образования будет повышаться качество образования, его актуальность и практическая ориентированность. При такой интеграции студент СПО сможет сформировать целостное видение того, каким может его профессиональное развитие, его образовательное пространство будет существенно расширено и вариативно. На наш взгляд, интеграция среднего профессионального и дополнительного образования будет иметь такое значение для обучающихся и выпускников:
- Расширение и даже углубление, спецификация профессиональных компетенций (особенно – метапредметных). Это связано с тем, что дополнительное образование более вариативно, гибко, разнообразно, как уже было сказано выше, – студент, обучаясь в учреждении СПО, получая базовые знания, может их углублять через выбор определенного направления в дополнительном образовании (в соответствии со своими личными интересами, актуальными запросами рынка труда и пр.).
- Содействие профессиональному развитию и профессиональному самоопределению студента и выпускника СПО предполагает формирование у обучающихся и выпускников более широкого взгляда на свой профессиональный путь, на ориентиры в профессиональном развитии, на понимание значения непрерывного образования как важного условия профессионального роста.
- Личностное развитие, развитие творческих способностей обучающихся, их адаптивного потенциала – любая интеграция при верной ее организации дает личностно-развивающий эффект: обучающиеся выпускники не только углубляют свои знания, но и учатся применять их вариативно, гибко, что повышает их способность к творчеству, адаптивный потенциал.
- Повышение конкурентоспособности выпускника учреждения СПО. Конечная цель любого учреждения профессионального образования – трудоустроить своего выпускника. Безусловно, выпускник с более широкими и развитыми, и что важно, актуальными по знаниевому содержанию компетенциями, учитывающими потребности современного рынка труда за счет прохождения дополнительных образовательных программ, будет более конкурентоспособен, чем выпускник с базовым образованием.
Таким образом, основное назначение интеграции среднего профессионального и дополнительного образования заключается в повышении качества и актуализации образования для обучающихся. Эффектами такой интеграции для личности являются расширение и углубление профессиональных компетенций, личностное развитие и профессиональное самоопределение, повышение конкурентоспособности. На сегодняшний день известны базовые организационные механизмы, обеспечивающие интеграцию среднего профессионального и дополнительного образования (совместные образовательные проекты, программы; взаимопомощь; взаимообучение; обмен ресурсами и т.д.), но тема должна изучаться и дальше, поскольку актуальные сейчас формы интеграции могут потерять свою эффективность, устареть. Жизнь современного человека меняется стремительно – образование должно соответствовать темпам таких изменений.