Авторы:
Пусенкова Дарья Владимировна
Рубрика
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
Профессиональное развитие современного человека требует постоянного обновления и накопления знаний, совершенствование и углубление профессиональных компетенций. Как правило, одного профессионального образования в современных реалиях оказывается недостаточно. Будучи студентом или выпускником учреждения среднего профессионального образования (далее – СПО), молодой человек может повышать свой образовательный уровень и через программы дополнительного образования. На стыке среднего профессионального и дополнительного образования возникает такой конструкт, как «дополнительное профессиональное образование», нормативные основы которого закреплены в статье 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1].
Интеграция среднего профессионального и дополнительного образования видится нам очень важным и перспективным процессом развития системы образования в нашей стране. Не секрет, что программы профессионального образования, реализуемые в школах, колледжах, вузах достаточно статичны, сложно поддаются коррекции, и нередки ситуации, когда студентам преподаются «устаревшие» знания. При этом потребность в постоянном обновлении образовательных программ, их ориентации на конкретные и актуальные запросы рынка труда, работодателей является актуальной – насколько быстро меняется окружающий мир, настолько быстро должно меняться, адаптироваться и образование. В особенной степени это касается, к примеру, сферы информационных технологий, экономики, юриспруденции и т.д., поскольку обновление технологий, социального опыта, появление новых практик в этих сферах постоянно. Современное образование делает акцент на компетентностный (в противовес знаниевому) подход, на непрерывность в образовании. В этой связи более гибкими и ориентированными на современные знания, на практику, на передовой опыт оказываются программы дополнительного образования, которые могут реализовываться на разных уровнях профессионального образования, в том числе и среднем.
Поэтому можно говорить о том, что дополнительное образование в системе СПО позволяет восполнять недостатки профессионального образования (обобщенность и излишняя теоретизированность преподаваемого материала, слабая связь с практикой, с рынком труда), повышать его качество посредством реализации таких принципов, как принцип личностной ориентации содержания образования, принципы комплексности, преемственности содержания образования, принцип усиления творческого компонента образования [3]. С.И. Вершинин в своей статье систематизировал достоинства дополнительного образования [2]:
Однако программы дополнительного образования на то и остаются дополнительными, что не могут существовать без базового, профессионального образования. Потому наибольший эффект будет достигнут, когда программы СПО будут гармонично сочетаться с программами дополнительного образования, что возможно при запуске процесса их интеграции. Здесь необходимо взаимодействие образовательных организаций или функционирование отделения дополнительного образования в структуре СПО, что сделает возможным согласование содержания образовательных программ, их методического инструментария, соответствие в квалификации преподавателей, обмен образовательным и практическим опытом, что в конечном счете позитивным образом скажется на качестве образования, и т.д.
Организационными механизмами интеграции среднего профессионального и дополнительного образования могут выступать [3]:
За счет интеграции среднего профессионального и дополнительного образования будет повышаться качество образования, его актуальность и практическая ориентированность. При такой интеграции студент СПО сможет сформировать целостное видение того, каким может его профессиональное развитие, его образовательное пространство будет существенно расширено и вариативно. На наш взгляд, интеграция среднего профессионального и дополнительного образования будет иметь такое значение для обучающихся и выпускников:
Таким образом, основное назначение интеграции среднего профессионального и дополнительного образования заключается в повышении качества и актуализации образования для обучающихся. Эффектами такой интеграции для личности являются расширение и углубление профессиональных компетенций, личностное развитие и профессиональное самоопределение, повышение конкурентоспособности. На сегодняшний день известны базовые организационные механизмы, обеспечивающие интеграцию среднего профессионального и дополнительного образования (совместные образовательные проекты, программы; взаимопомощь; взаимообучение; обмен ресурсами и т.д.), но тема должна изучаться и дальше, поскольку актуальные сейчас формы интеграции могут потерять свою эффективность, устареть. Жизнь современного человека меняется стремительно – образование должно соответствовать темпам таких изменений.
Список литературы
Поделиться
Пусенкова Д. В. Интеграция среднего профессионального и дополнительного образования // Актуальные исследования. 2022. №39 (118). С. 69-71. URL: https://apni.ru/article/4650-integratsiya-srednego-professionalnogo-i-dopo
8 800 200-75-17
Звонок бесплатный
info@apni.ru