Методы управления как часть механизма управления образовательными системами

В статье рассматривается сущность и характеристика основных методов управления образовательными системами. Раскрываются их возможности и специфика применения в условиях управления современными образовательными организациями.

Аннотация статьи
качество образования
управление
методы управления
система образования
менеджер образования
Ключевые слова

Современные социальные условия, обусловленные технологическими, информационными, нравственными, демографическими вызовами времени, предъявляют особые требования к совершенствованию деятельности системы образования, которое во многом определяется организацией процесса ее управления. От того, как будет решаться проблема управления образовательными системами, зависит эффективность образования и развитие российского общества в целом.

Требование обеспечения высокого качества образования, внедрение инновационных процессов объективно диктует необходимость строить процесс управления на основе новых научных подходов, их оптимального и целесообразного сочетания. Управление современными образовательными системами должно основываться на создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе и развитии корпоративной культуры организации, когда происходит переориентация на взаимодействие и стремление к достижению единых целей при учете личных и общественных интересов. Такое управление основывается на принципах, функциях, а также методах и технологических приемах управления, обеспечивающих комплексное воздействие, направленное на повышение качества и эффективность деятельности образовательной системы.

В образовании под методами управления понимают – способы и приемы осуществления воздействия на объект управления для реализации целей [2].

Основой метода управления в менеджменте является мотивационный аспект, который определяет направление влияния на объект. В связи с этим можно выделить три направления воздействия:

  • на материальные интересы, т.е. материальная мотивация;
  • на чувство долга и ответственности, осознание стремления соблюдать дисциплину и следовать корпоративным правилам;
  • на духовные и социальные интересы, т.е. нравственное воздействие.

Опираясь на мотивационную характеристику методов, существует классификация, в которой выделяют следующие группы методов:

  • экономические;
  • организационно-педагогические (организационно-распорядительные), или административные;
  • социально-психологические.

Экономические методы основаны на законах экономики – оплата труда, плановое ведение хозяйства, производительность труда, конкурентоспособная продукция и т.д. Они опираются на экономические показатели, нормы. В образовании экономические методы в основном реализуются через систему поощрения деятельности, в зависимости от ее эффективности и экономии ресурсов. Действенным механизмом менеджмента управления современной образовательной организации является введение «эффективного контракта». Заработная плата педагогического работника складывается из двух частей: базовой и стимулирующей. И если базовая часть является стабильной, и зависит от образования, стажа, наличия наград и категории, то стимулирующая, определяется реальным качеством работы, достижениями в профессиональной деятельности.

Организационно-педагогические (организационно-распорядительные), или административные методы основаны на регламентировании, инструктировании и нормировании деятельности коллектива образовательной организации в целом и каждого участника в частности. Эта группа методов реализуется через нормативно-правовые, юридические средства воздействия на людей, путем издания приказов, распоряжений, требований и др. С их помощью менеджер эффективно формирует организационно-производственные отношения внутри коллектива для достижения социально-значимой цели образовательной организации.

Рассматривая данную группу с позиции средств организационного воздействия, можно выделить три группы организационно-распорядительных (административных) методов управления:

  • организационно-стабилизирующие,
  • распорядительные,
  • стимулирующего воздействия.

Организационно-стабилизирующие методы основаны на следовании определенным нормативно-управленческим документам, таким как Федеральные Законы, Устав школы, приказы и т.д. К этой группе методов управления относят – организационные положения, нормирование, регламентирование, инструктирование. Их основное назначение состоит в стабилизации деятельности образовательной организации на правовой основе. Положения, которые разрабатываются в различных органах управления или в самой образовательной организации, предусматривают порядок деятельности или организации всего объекта управления, или одной из ее подструктур. Например, Положение о сетевом взаимодействии образовательной организации, Положении о работе родительского комитета и др. Штатное расписание образовательной организации, включающее перечь должностей, является определенным регламентом в подборе кадров. Следование определенным нормативам – времени (учебной нагрузки), численности (количество обучающихся), экономических показателей – обеспечивает эффективное и рациональное использование трудовых, финансовых и др. ресурсов, а следовательно, эффективное управление образовательной организацией. Инструктирование менеджером образования, в устной или письменной форме, также обеспечивает продуктивную деятельность каждого исполнителя и соответственно всей организации в целом.

Распорядительные методы реализуются путем издания постановлений, приказов, распоряжений, решений и т.д. Менеджмент образовательной организации предполагает разработку как единоначальных распоряжений, так и коллегиально-коллективных (например, решение Совета школы, педагогического совета и т.д.).

Приемы морального поощрения и дисциплинарного воздействия связаны с использованием методов стимулирующего влияния (соревнование, поощрение, наказание). Они могут усиливать действие других методов путем стимулирования деятельности.

Для эффективного управления образовательной организацией очень важно сформировать коллектив единомышленников, в котором будет царить благоприятный социально-психологический климат, настраивающий на творческую и активную работу. На достижение этого направлены социально-психологические методы, при условии эффективного использования их менеджером образования. Недооценивание их значимости или некомпетентное применение приводит к возникновению конфликтных ситуаций в коллективе, неэффективную расстановку и текучесть кадров и т.д.

Структура социально-психологических методов представляет собой единство двух составляющих:

  • социологические (или социальные) методы – воздействие на группу или достаточно большой коллектив,
  • психологические методы – воздействие на сознание человека, как объекта управления.

Социальные методы управления позволяют определить социальную и личностную позицию работников в коллективе, управлять социальными процессами, возникающими в любом коллективе. Причем, главное для менеджмента образовательной организации – применять эти методы для целенаправленного развития социальных взаимоотношений в коллективе. К социальным методам управления относят как инструментарий социологических исследований, так и воспитательные методы. Если к первой группе методов относятся социометрия, опросные методы (анкетирование, беседа), то ко второй – выдвижение перспективных линий, формирование традиций, организация целенаправленной совместной деятельности, формирование сознания и др. Анализируя полученные результаты социологических исследований, менеджер принимает определенные решения, разрабатывает план действий с применением воспитательных методов, направленных на формирование и развитие конкретного коллектива организации.

Психологические методы в управлении образовательной организации позволяют руководителю узнать личностные особенности каждого члена коллектива, его индивидуальные мотивы и интересы. Опираясь на эти знания, менеджер строит свою деятельность таким образом, чтобы в процессе достижения социально-значимых коллективных целей, удовлетворялись потребности каждого работника (интеллектуальные, в самореализации и др.) с учетом его способностей и интересов.

Выявляя и развивая способности, волю, чувство долга педагогов, мотивируя их на ответственное отношение к своей работе, руководитель воздействует не только на личность, но и создает условия для формирования благоприятного психологического климата в коллективе [2].

Выбор того или иного метода управления определяется различными факторами, но в основном, субъективными качествами менеджера – профессиональной компетентностью руководителя образовательной организации; доминирующим стилем управления; открытостью и мобильностью в управлении, умение адаптироваться в новых условиях; отношением к инновациям и творчеству в управлении и др. [1].

Таким образом, основополагающая задача современного менеджера образования, состоит в том, чтобы из всего многообразия методов управления выбрать наиболее эффективные с учетом конкретных условий и обстоятельств.

Текст статьи
  1. Кирюшина О.Н. Менеджмент образовательной организации / Менеджмент в образовании. Ч.1. Сущностно-онтологический подход к проблеме менеджмента в образовании: учебное пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2018. – С. 145-168.
  2. Теория управления: Учебник / Под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А.Л. Панкрухина. М.: Изд-во РАГС, 2003. 558 с. URL: https://refdb.ru/look/1654483.html.
Список литературы