Главная
Конференции
Образование, наука, технологии: современные парадигмы и практические разработки
Методы управления как часть механизма управления образовательными системами

Методы управления как часть механизма управления образовательными системами

Автор(-ы):

Кирюшина Ольга Николаевна

Поленцов Вадим Геннадьевич

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

система образования
управление
методы управления
менеджер образования
качество образования

Аннотация статьи

В статье рассматривается сущность и характеристика основных методов управления образовательными системами. Раскрываются их возможности и специфика применения в условиях управления современными образовательными организациями.

Текст статьи

Современные социальные условия, обусловленные технологическими, информационными, нравственными, демографическими вызовами времени, предъявляют особые требования к совершенствованию деятельности системы образования, которое во многом определяется организацией процесса ее управления. От того, как будет решаться проблема управления образовательными системами, зависит эффективность образования и развитие российского общества в целом.

Требование обеспечения высокого качества образования, внедрение инновационных процессов объективно диктует необходимость строить процесс управления на основе новых научных подходов, их оптимального и целесообразного сочетания. Управление современными образовательными системами должно основываться на создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе и развитии корпоративной культуры организации, когда происходит переориентация на взаимодействие и стремление к достижению единых целей при учете личных и общественных интересов. Такое управление основывается на принципах, функциях, а также методах и технологических приемах управления, обеспечивающих комплексное воздействие, направленное на повышение качества и эффективность деятельности образовательной системы.

В образовании под методами управления понимают – способы и приемы осуществления воздействия на объект управления для реализации целей [2].

Основой метода управления в менеджменте является мотивационный аспект, который определяет направление влияния на объект. В связи с этим можно выделить три направления воздействия:

  • на материальные интересы, т.е. материальная мотивация;
  • на чувство долга и ответственности, осознание стремления соблюдать дисциплину и следовать корпоративным правилам;
  • на духовные и социальные интересы, т.е. нравственное воздействие.

Опираясь на мотивационную характеристику методов, существует классификация, в которой выделяют следующие группы методов:

  • экономические;
  • организационно-педагогические (организационно-распорядительные), или административные;
  • социально-психологические.

Экономические методы основаны на законах экономики – оплата труда, плановое ведение хозяйства, производительность труда, конкурентоспособная продукция и т.д. Они опираются на экономические показатели, нормы. В образовании экономические методы в основном реализуются через систему поощрения деятельности, в зависимости от ее эффективности и экономии ресурсов. Действенным механизмом менеджмента управления современной образовательной организации является введение «эффективного контракта». Заработная плата педагогического работника складывается из двух частей: базовой и стимулирующей. И если базовая часть является стабильной, и зависит от образования, стажа, наличия наград и категории, то стимулирующая, определяется реальным качеством работы, достижениями в профессиональной деятельности.

Организационно-педагогические (организационно-распорядительные), или административные методы основаны на регламентировании, инструктировании и нормировании деятельности коллектива образовательной организации в целом и каждого участника в частности. Эта группа методов реализуется через нормативно-правовые, юридические средства воздействия на людей, путем издания приказов, распоряжений, требований и др. С их помощью менеджер эффективно формирует организационно-производственные отношения внутри коллектива для достижения социально-значимой цели образовательной организации.

Рассматривая данную группу с позиции средств организационного воздействия, можно выделить три группы организационно-распорядительных (административных) методов управления:

  • организационно-стабилизирующие,
  • распорядительные,
  • стимулирующего воздействия.

Организационно-стабилизирующие методы основаны на следовании определенным нормативно-управленческим документам, таким как Федеральные Законы, Устав школы, приказы и т.д. К этой группе методов управления относят – организационные положения, нормирование, регламентирование, инструктирование. Их основное назначение состоит в стабилизации деятельности образовательной организации на правовой основе. Положения, которые разрабатываются в различных органах управления или в самой образовательной организации, предусматривают порядок деятельности или организации всего объекта управления, или одной из ее подструктур. Например, Положение о сетевом взаимодействии образовательной организации, Положении о работе родительского комитета и др. Штатное расписание образовательной организации, включающее перечь должностей, является определенным регламентом в подборе кадров. Следование определенным нормативам – времени (учебной нагрузки), численности (количество обучающихся), экономических показателей – обеспечивает эффективное и рациональное использование трудовых, финансовых и др. ресурсов, а следовательно, эффективное управление образовательной организацией. Инструктирование менеджером образования, в устной или письменной форме, также обеспечивает продуктивную деятельность каждого исполнителя и соответственно всей организации в целом.

Распорядительные методы реализуются путем издания постановлений, приказов, распоряжений, решений и т.д. Менеджмент образовательной организации предполагает разработку как единоначальных распоряжений, так и коллегиально-коллективных (например, решение Совета школы, педагогического совета и т.д.).

Приемы морального поощрения и дисциплинарного воздействия связаны с использованием методов стимулирующего влияния (соревнование, поощрение, наказание). Они могут усиливать действие других методов путем стимулирования деятельности.

Для эффективного управления образовательной организацией очень важно сформировать коллектив единомышленников, в котором будет царить благоприятный социально-психологический климат, настраивающий на творческую и активную работу. На достижение этого направлены социально-психологические методы, при условии эффективного использования их менеджером образования. Недооценивание их значимости или некомпетентное применение приводит к возникновению конфликтных ситуаций в коллективе, неэффективную расстановку и текучесть кадров и т.д.

Структура социально-психологических методов представляет собой единство двух составляющих:

  • социологические (или социальные) методы – воздействие на группу или достаточно большой коллектив,
  • психологические методы – воздействие на сознание человека, как объекта управления.

Социальные методы управления позволяют определить социальную и личностную позицию работников в коллективе, управлять социальными процессами, возникающими в любом коллективе. Причем, главное для менеджмента образовательной организации – применять эти методы для целенаправленного развития социальных взаимоотношений в коллективе. К социальным методам управления относят как инструментарий социологических исследований, так и воспитательные методы. Если к первой группе методов относятся социометрия, опросные методы (анкетирование, беседа), то ко второй – выдвижение перспективных линий, формирование традиций, организация целенаправленной совместной деятельности, формирование сознания и др. Анализируя полученные результаты социологических исследований, менеджер принимает определенные решения, разрабатывает план действий с применением воспитательных методов, направленных на формирование и развитие конкретного коллектива организации.

Психологические методы в управлении образовательной организации позволяют руководителю узнать личностные особенности каждого члена коллектива, его индивидуальные мотивы и интересы. Опираясь на эти знания, менеджер строит свою деятельность таким образом, чтобы в процессе достижения социально-значимых коллективных целей, удовлетворялись потребности каждого работника (интеллектуальные, в самореализации и др.) с учетом его способностей и интересов.

Выявляя и развивая способности, волю, чувство долга педагогов, мотивируя их на ответственное отношение к своей работе, руководитель воздействует не только на личность, но и создает условия для формирования благоприятного психологического климата в коллективе [2].

Выбор того или иного метода управления определяется различными факторами, но в основном, субъективными качествами менеджера – профессиональной компетентностью руководителя образовательной организации; доминирующим стилем управления; открытостью и мобильностью в управлении, умение адаптироваться в новых условиях; отношением к инновациям и творчеству в управлении и др. [1].

Таким образом, основополагающая задача современного менеджера образования, состоит в том, чтобы из всего многообразия методов управления выбрать наиболее эффективные с учетом конкретных условий и обстоятельств.

Список литературы

  1. Кирюшина О.Н. Менеджмент образовательной организации / Менеджмент в образовании. Ч.1. Сущностно-онтологический подход к проблеме менеджмента в образовании: учебное пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2018. – С. 145-168.
  2. Теория управления: Учебник / Под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А.Л. Панкрухина. М.: Изд-во РАГС, 2003. 558 с. URL: https://refdb.ru/look/1654483.html.

Поделиться

825

Кирюшина О. Н., Поленцов В. Г. Методы управления как часть механизма управления образовательными системами // Образование, наука, технологии: современные парадигмы и практические разработки : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 октября 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 34-37. URL: https://apni.ru/article/4654-metodi-upravleniya-kak-chast-mekhanizma-uprav

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля