Введение. Вопросам физической подготовки юных футболистов посвящено много научных трудов: А. А. Рязанов, 2012 [8]; Г. А. Лисенчук, 2013 [5]; А. А. Федотова, 2015 [9]; С. С. Николаенко, 2015 [6], Тренировочный процесс становится более специализированным по мере роста спортивного мастерства юных футболистов.
По мнению Болотина A. [1], во время скоростно-силовых тренировок, особенно во время использования скоростных и подвижных упражнений, большинство молодых игроков фокусируются исключительно на мяче и поэтому не могут проявить свой физический потенциал.
Специальная физическая подготовленность футболистов проявляется в упражнениях с мячом. Эти упражнения требуют максимальной координации проявления большинства физических качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости [4].
Ж. И. Бушева и А. Б. Бушев [3] рекомендуют проведение тренировочных занятий, с применением соревновательно-игровых заданий, что способствует повышению уровня физической подготовленности юных футболистов.
В основе формирования структуры специальной физической подготовки футболистов лежат системные принципы теории периодизации спортивной подготовки. На данном этапе спортивной подготовки, футболисты решают задачи повышения уровня функциональных возможностей и достижения спортивного результата, в процессе участия в чемпионате страны по футболу среди молодежных команд [2].
Проблемой является определение количественных и качественных характеристик структуры подготовки, когда футболисты могут использовать средства и методы спортивной тренировки, которые обеспечивают рост функциональных возможностей, при условии сохранения позитивной динамики технико-тактического совершенствования.
В этой связи, особенно важным является систематизация опыта специалистов в футболе по этому вопросу, что позволяет уточнить параметры планирования тренировочных средств и использовать их в процессе совершенствования системы специальной подготовки, с учетом специфических требований к подготовленности юных футболистов.
Это делает решение данной проблемы актуальным направлением исследований.
Цель исследования – определить факторы совершенствования структуры специальной физической подготовки юных футболистов 13-14 лет.
Задачи исследования:
- Провести анкетирование среди тренеров, на предмет соотношения общей и специальной физической подготовки в годичном цикле подготовки.
- Определить основные количественные и качественные характеристики подготовительного этапа, для подготовки молодых игроков.
Установлено определенное противоречие между необходимостью развития функциональных возможностей юных футболистов, что требует применения жестко детерминированных режимов работы и выполнения большого объема специальной работы. Устранение такого противоречия представляется одним из важных факторов совершенствования специальной функциональной подготовки футболистов.
Исследование поможет тренерам детско-юношеского футбола, при составлении годовых планов подготовки, правильно разработать соотношение нагрузок, оптимизировать учебно-тренировочный процесс.
Методы исследования: Проведен опрос 22 тренеров по футболу, специалистов в области теории и методики футбола. Анкетирование проведено с целью, получения дополнительной информации, по организации и проведению подготовки юных футболистов в подготовительном периоде, годичного цикла подготовки.
Использовалась беседа – метод получения информации, путем двустороннего или многостороннего (интерактивного) обсуждения интересующего исследователя вопроса.
Принципиальное значение, беседа приобретала при анализе противоречивых мнений экспертов, а также, уточнения позиций экспертов, относительно их мнения по определенному вопросу.
Результаты анкетного опроса специалистов представлены на рисунке 1 – это обобщенные данные ответов респондентов на вопрос: «Считаете ли Вы необходимым, выделение в годичном цикле специального этапа подготовки, на развитие функциональных возможностей юных футболистов?»
Большинство респондентов предполагают необходимость планирования и реализации специального периода подготовки, направленного на увеличение преимущественно функциональных возможностей юных футболистов.
При целесообразном использовании средств, направленных на развитие физических качеств футболистов, не всегда присутствует понимание механизмов функционального обеспечения работоспособности спортсменов, при работе в разных зонах интенсивности. Установлено, что реализация такого подхода требует учета закономерного протекания срочных и долгосрочных адаптационных реакций организма.
Примечание: 1 – да, 2 – нет, 3 – не уверен
Рис. 1. Мнения специалистов о необходимости выделения в годичном цикле специального этапа подготовки, на развитие функциональных возможностей
Тренеры, которые высказались против использования специальных тренировочных средств (3 %) или сомневаются в необходимости их целевого использования (6 %) для развития функциональных возможностей выбирают упражнения циклического характера (как правило, кросс) во время зарядки или в подготовительной части тренировочного занятия.
Большинство респондентов высказались за два подхода к формированию структуры специального подготовительного периода: на основе практических знаний тренера и с учетом расписания игр. В ходе беседы большинство экспертов высказалось за возможность использования третьего подхода.
Условием является формирование критериев оценки функциональных изменений специальной работоспособности и разработки специальных рекомендаций по формированию и планированию таких средств в понятных нам естественных условиях тренировочного процесса.
Примечание: 1 – да, 2 – нет, 3 – не уверен
Рис. 2. Мнения специалистов о длительности обще-подготовительного и специально-подготовительного этапов подготовки
На рисунке 3 представлены обобщенные данные, об ответах респондентов на вопрос «Какую долю времени на общую и специальную подготовку вы считаете целесообразной на подготовительном этапе цикла?» Ранее, в ходе беседы была разъяснена цель этих подготовительных шагов.
Таким образом, большинство респондентов поддерживают необходимость использования, в основном, специальной подготовительной фазы обучения. Процентные соотношения скоростно-силовых качеств, выносливости при работе анаэробного характера, выносливости при работе аэробного характера, в соответствии с необходимостью коррекции тренировочного процесса.
Рис. 3. Мнения специалистов о соотношении тренировочных средств, направленных на развитие специальной выносливости
Как видно из рисунка, большинство респондентов отдают предпочтение развитию выносливости в первую очередь во время анаэробной работы. В ходе беседы было разъяснено, что выполнение такого типа тренировочного воздействия наиболее эффективно в контексте активации сердечно-сосудистой системы (СВС) как функции обеспечения функциональной поддержки (поддержания ответных характеристик организма) в направлении режимов анаэробного гликолиза.
Наличие незначительного количества мнений респондентов свидетельствует о преимущественном развитии скоростно-силового фактора, в условиях небольшого объема аэробной среды.
В ходе беседы стало ясно, что эти занятия используются для обязательной подготовки к сезону. При этом, подчеркивалось, что тренеры готовы использовать рекомендации по умению поддерживать функцию тела для увеличения массы и повышения эффективности этой работы.
Кроме того, в ходе беседы стало понятно, что этот тип анализа информации закладывает основу для улучшения понимания тренерами целевых параметров тренировки на подготовительном этапе.
При этом одним из самых сложных вопросов является определение соотношения общих и специальных средств физической подготовки. Отмечается, что мнения по этому вопросу существенно различаются по данным литературы [7, 10].
Рис. 4. Мнений специалистов о соотношении тренировочных средств физической подготовки в подготовительный период
Рис. 5. Мнения специалистов о соотношении тренировочных средств физической подготовки в специально-подготовительном периоде
На рисунке 5 представлены общие данные по ответам респондентов на вопрос: «В каких рамках необходимо использовать средства физической подготовки в специально-подготовительном периоде. На сколько важно физическое совершенствование юных игроков при подготовке к соревнованиям». По мнению респондентов, на этапах общей и специальной подготовки пред-тренировочного периода преобладают средства физического воспитания.
Однако, респонденты отметили трудности, возникающие при нормировании тренировочной нагрузки функциональной направленности при использовании специальных футбольных упражнений. Как правило, необходимо давать рекомендации, где, при реализации вариаций игры, характер нагрузок направлен на улучшение составляющих удельной выносливости компонентов.
Результаты исследования. Таким образом, по результатам экспертного исследования были сделаны выводы, на основании которых, были определены основные количественные и качественные характеристики подготовительного этапа, для подготовки молодых игроков.
Также по результатам экспертного опроса было установлено, что длительность обще-подготовительного периода снижена, по сравнению со специально-подготовительным. При этом у 42 % респондентов есть понимание того, что длительность обще-подготовительного этапа не должна быть менее 50 % общего времени (у 22 % – не менее 60 %), что важно на этапе специализированной базовой подготовки юных футболистов.
Следовательно, оптимальная структура обще-подготовительного и специально-подготовительного периодов подготовки состоит из тренировочных занятий, преимущественно специализированного характера, при условии формирования тренировочных нагрузок, направленных на развитие скоростно-силовых качеств, выносливости при работе аэробного и анаэробного характера, в соотношении, близком к пропорциональному распределению тренировочных нагрузок разной направленности.
Обращает на себя внимание то, что 31 % респондентов отводят доли аэробной работы всего 20 % общего объема специальной функциональной подготовки. Это вызывает определенную тревогу, поскольку необходимо сформировать функциональный фундамент специальной выносливости, в основе которого — эффективное кислородное обеспечение работоспособности организма спортсменов.
В связи с этим в процессе индивидуального общения с тренерами, мы поняли, что причиной такого подхода является, не понимание сути, функции аэробного энергообеспечения. По их мнению, функции аэробного энергообеспечения, часто сводятся к выполнению длительных монотонных нагрузок. Такого рода подход к формированию нагрузок аэробного характера нередко встречается в специальной литературе, в которой рассматриваются вопросы, связанные с проявлением видов выносливости.
Следует понимать, что развитие аэробного энергообеспечения футболистов во многом связано с увеличением доли экономичного аэробного энергообеспечения в условиях нагрузок высокой интенсивности. Этот подход обоснован в специальной литературе и получил применение на практике.
Анализ количественного и качественного соотношения тренировочных средств в структуре обще-подготовительного и специально-подготовительного этапов подготовительного периода, свидетельствует о необходимости преимущественного использования средств специальной физической подготовки.
Установлено также определенное противоречие между необходимостью развития функциональных возможностей юных футболистов, что требует применения жестко детерминированных режимов работы и выполнения большого объема специальной работы. Устранение такого противоречия представляется одним из важных факторов совершенствования специальной функциональной подготовки футболистов.
Выводы
- Установлена необходимость выделения в структуре годичного цикла юных квалифицированных футболистов в подготовительный период подготовки для увеличения функциональных возможностей спортсменов. Соотношение общего подготовительного и специально-подготовительного этапов подготовки составляет 40:60 %, соотношение тренировочных средств, направленных на развитие скоростно-силовых качеств, выносливости при работе анаэробного характера, выносливости при работе аэробного характера, а также средств, планируемых из-за необходимости коррекции тренировочного процесса – 30:30:30:10 %.
- Подчеркнута потребность систематизации факторов, которые влияют на формирование структуры подготовительного периода подготовки. Об этом свидетельствуют различия ответов респондентов: соответственно времени, отведенному календарем соревнований (49 %); эмпирическому знанию тренера (37 %), системе контроля и оценки функциональных сдвигов под воздействием тренировочных занятий, направленных на развитие конкретных функциональных систем обеспечения работоспособности футболистов (14 %). Констатируем, что этот вопрос остается дискуссионным и требует проведения специального анализа, что является перспективным направлением исследований.