Статья 210.1 УК РФ была введена в Уголовный Кодекс Российской Федерации Федеральным Законом от 1 апреля 2019 года № 46-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации и Уголовно-Процессуальный Кодекс Российской Федерации в части противодействия организованной преступности».
Согласно статье 210.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации ответственность за занятие высшего положения в криминальной иерархии наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
В.С. Ишигеев и В.Л. Лапша заметили, что на законодательном уровне было признано существование лиц, обладающих особым статусом, занимающих высшее положение в криминальной иерархии, что позволило признать их субъектами нового состава, обладающими специфическими признаками.
Согласно докладу Министра внутренних дел Российской Федерации Генерала Полиции В.А. Колокольцеву в 2020 году 45 криминальных авторитетов было привлечено к уголовной ответственности за занятие высшего положения в криминальной иерархии.
Первым судебным решением, согласно которому было установлено, что подсудимый занимает высшее положение в криминальной иерархии стал приговор Московского городского суда от 7 октября 2020 года – Шалва Озманов был признан виновным в занятии высшего положения в криминальной иерархии.
Стоит сказать, что для вменения данной статьи не требуется доказательство того, что конкретное преступное сообщество существует и лицо занимает в нем руководящую роль.
В.И. Гладких считает, что статья 210.1 УК РФ не соответствует такому признаку уголовного права, как законность. Он полагает, что является незаконным наказывать лицо за обладание статусом авторитета преступного мира, особенно с учетом того, что такой статус не имеет законодательного закрепления.
Стоит заметить, что признаки субъекта преступления, предусмотренного данной статьей, носят ярко выраженный оценочный характер.
В заключение следует признать наличие актуальной потребности в судебном толковании вопросов квалификации преступления, предусмотренного статьей 210.1 УК РФ.