Проблема взаимодействия человека и природы всегда имела место, но в современных условиях влияние человеческого общества на окружающую среду приобретает катастрофический характер. Предотвратить экологическую катастрофу могут люди, имеющие достаточный уровень экологической культуры, формирование которой начинается с детства и продолжается всю жизнь, поэтому одной из актуальнейших проблем современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.
Экологическую культуру можно рассматривать как результат экологического образования, которое начинается в дошкольном детстве и в этом возрасте осуществляется в основном как процесс формирования природоведческих знаний и представлений и на этой основе формирование осознанно-правильного отношения детей к природе (Н. Н. Вересова, Н. В. Виноградова, Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Т. В. Потапова, Н. А. Рыжова, П. Г. Саморукова, Е. Ф. Терентьева и др.). Природоведческие знания дошкольников достаточно разнообразны: это знания о животных, растениях разных экосистем, о закономерностях развития и существования природных сообществ, некоторых биоценозов и др. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на ее чувственном восприятии, эмоциональном отношении и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, обеспечивающих ребенку понимание конкретных ситуаций в состоянии объектов природы, возможность дать правильную оценку и адекватно реагировать на ситуацию в природе.
Знания детей старшего дошкольного возраста о растениях луга являются важной частью природоведческих знаний. У детей формируются представления о многообразии луговых растений, их строении и характерных признаках, особенностях развития и произрастания и др., а также воспитывается положительно-активное отношение к луговому сообществу.
Одним из эффективных средств формирования у старших дошкольников природоведческих знаний о луговых растениях является художественно-познавательная (природоведческая) литература. Основное назначение такой литературы заключается в том, чтобы средствами художественного слова дать читателю представления об отдельных научных фактах или явлениях природы.
По мнению М. С. Костюхиной, выбор формы изложения природоведческого материала зависит, прежде всего, от того, какие задачи, ставит перед собой писатель: популярно изложить материал, дать ему нравственно-философское осмысление, выразить эмоциональную оценку или предложить практические рекомендации [1]. В основе всех произведений познавательно-художественной литературы лежат точные факты, экспедиционные материалы, документальные наблюдения, лабораторные исследования. Авторы произведений познавательно-художественной литературы излагают научный (познавательный) материл, как правило, на основе личного, субъективного отношения к природе, которое проявляется в эмоциональной окрашенности повествования, образности, присутствии художественного вымысла, что очень важно для старших дошкольников.
Жанры и стили познавательно-художественной литературы очень разнообразны: это рассказы, описания, сказки, сказы, повести, фантастические романы и даже оригинальные произведения в виде годовой подборки газеты («Лесная газета» В. Бианки).
Художественно-познавательные рассказы, сказы, повести, сказки, стихи о растениях луга написаны З. А. Александровой, А. А Блоком, О. И. Высотской, А. С. Онеговым, Н. М. Павловой, К. Г. Паустовским, Е. А. Пермяком, А. С. Плешаковым, М. М. Пришвиным, Е. А. Серовой, И. З. Суриковым и др.
Особое место в природоведческой литературе для детей занимают книги Н. М. Павловой: как учёный – растениевод, автор даёт научные знания о растениях, привыкнув говорить с природой языком опытов и наблюдений; как детский писатель, Н. М. Павлова пишет свои рассказы в лёгкой, нередко в сказочной форме, поэтому ее произведения привлекают внимание детей к растениям как к живым существам. Особенно интересны сказки о луговых растениях Н. М. Павловой, такие как «Травка Пупавка», «Хитрый одуванчик», «Живая бусинка», «Желтый, белый и лиловый», «Ранняя весна», «Под кустом», «Как облачко». Автор сказок в течение двадцати лет вела фенологические наблюдения, в результате которых появилась одна из интереснейших детских книг о луговых растениях «Желтый, белый и лиловый» [3].
Вопросы использования природоведческой литературы в работе с детьми дошкольного возраста отражены в исследованиях Е. Ф. Виноградовой, Л. М. Гурович, М. С. Костюхиной, С. Н. Николаевой и др.
Формирование представлений о луговых растениях у детей осуществляется в процессе чтения познавательно-художественной литературы, игровых обучающих ситуаций, целевых прогулок, конкурсов чтецов, викторин, игр-путешествий и др. Эффективной формой совместной деятельности детей и взрослых в процессе формирования представлений о растениях луга, с нашей точки зрения, является проектная деятельность, т.к. все вышеозначенные организационные формы и методы могут быть объединены в проекте для того, чтобы дать детям более полные представления о луговых растениях.
Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о растениях луга и эмоционального отношения к луговому растительному сообществу средствами художественно-познавательной литературы проводилась на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений Судиславского муниципального района Костромской области в течение учебного года и включала три этапа. На первом этапе было проведено диагностическое обследование детей, направленное на выявление уровня знаний старших дошкольников о растениях луга, составлен примерный круг детского чтения «Что растет на лугу», а также разработан проект «Добрый луг». На втором этапе проект «Добрый луг» был реализован. Проведение повторной диагностики, анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы стали целью третьего этапа.
Диагностическое обследование детей, проведенное с целью выявления начального уровня знаний старших дошкольников о растениях луга, включало авторскую диагностическую беседу «Что ты знаешь о растениях луга» и рисуночный тест «Я – часть природы» [3]. По результатам начальной диагностики испытуемые продемонстрировали в основном средний и низкий уровни знаний о растениях луга (58,33% и 16,67% соответственно). При этом дети называли 3-4 общеизвестных луговых цветка; не смогли объяснить, что такое луг. Дети не назвали ни одного художественного произведения о растениях луга, не рассказали ни одного стихотворения о луговых цветах. Кроме того, большинство детей не смогли объяснить своё отношение к лугу и миру природы в целом.
С целью формирования представлений о растениях луга и эмоционального отношения к луговому растительному сообществу у детей старшего дошкольного возраста был разработан и реализован проект «Добрый луг», основным педагогическим средством реализации которого стала художественно-познавательная литература о растениях луга.
Для реализации проекта при активном участии педагогов, воспитанников и их родителей были созданы определенные условия. В группах оборудовали специальный «Уголок луга», в котором расположили наглядно-дидактический материал (гербарии, иллюстрации с изображением растений луга, разрезные картинки, пазлы, детские энциклопедии и тематические журналы, альбомы и др.), настольно-печатные игры для детей старшего дошкольного возраста («Найди лишнее», «Составь цветок», «Найди отгадку», «Весёлый луг» и др.). В «Уголке луга» детям была представлена подборка красочно иллюстрированных книг, содержащих художественные произведения о растениях луга. Кроме того, в уголках разместилась зона изобразительного творчества с соответствующими материалами (белые и тонированные листы бумаги, разноцветные карандаши, акварельные краски, восковые мелки, цветной картон, цветная бумага и др.)
Основными формами совместной деятельности детей и педагогов по реализации проекта стали: чтение художественно-познавательной литературы о луговом разнотравье и общение по содержанию прочитанного; рассматривание иллюстраций с изображением луговых растений; игровые обучающие ситуации на основе чтения сказок, рассказов, стихов о растениях луга; игры-поиски, игры-загадки, экологические игры, дидактические и подвижные игры соответствующего содержания. Дети составляли описания луговых растений, принимали активное участие в конкурсах чтецов («Мои любимые луговые цветы», «Одуванчик» и др.), в викторине «Луговые цветы и травы», придумывали сказки о любимых луговых цветах, вместе с родителями изготавливали книжки-малышки «Наши друзья», «Ядовитые растения луга».
В ходе целевых прогулок на луга (все детские сады расположены в сельской местности) дети находили знакомые им луговые растения, определяли вид луга, отгадывали загадки, решали проблемные ситуации, содержанием которых стали экологические связи лугового сообщества.
Кратко опишем некоторые формы совместной деятельности.
В ходе игровой обучающей ситуации «Какие цветы растут на лугу» у детей формировали представления о луговых цветах (алтей, ромашка, василек, клевер, колокольчик, вьюнок, гвоздика луговая, герань луговая и др.), а также обобщенное понятие «луг». Кроме того, дети учились эмоционально воспринимать и понимать смысл легенды, сказок, загадок, стихов, примет. При проведении игровой обучающей ситуации были прочитаны сказки и стихи о растениях луга, рассматривались картинки с изображением луга и луговых цветов, книжные иллюстрации, альбомы соответствующей тематики, организован диалог по содержанию прочитанного.
Большой интерес вызвала у детей экологическая игра «Узнай целебную траву». В ходе игры дети отгадывали загадки, слушали рассказы из детских энциклопедий о лекарственных растениях луга; в процессе общения выясняли полезные свойства растений, рассматривали иллюстрации и растения гербария, пробовали отвары из лекарственных трав, угадывали состав отваров.
С целью проверки эффективности опытно-экспериментальной работы была проведена повторная диагностика детей старшего дошкольного возраста. Количественные результаты диагностики свидетельствуют о том, что уровень знаний детей о растениях луга значительно повысился: 48% детей продемонстрировали высокий уровень знаний, 41,7% средний уровень; низкий уровень знаний продемонстрировало лишь 8,3% от общего количества дошкольников. Положительная динамика составила: на высоком уровне – 23%; на среднем уровне – 16,63%. Качественный анализ результатов повторной диагностики показал, что дети свободно перечисляли 15 и более растений луга, составляли описательные рассказы о луговых растениях, делая упор не только на внешние особенности, но и дополняя свой рассказ информацией о пользе данного растения, его лекарственных свойствах. Дошкольники называли сказки, рассказы, стихи разных авторов; могли сказать, кто познакомил их с той или иной книгой. Кроме того, большинство детей старались пересказать содержание художественного произведения или прочитать стихотворение о любимом луговом растении, выражая определенное эмоциональное отношение к природным объектам. Таким образом, результаты повторной диагностики подтверждают возможность использования художественно-познавательной литературы как эффективного средства формирования у дошкольников представлений о растениях луга и эмоционального отношения к луговому растительному сообществу.