Главная
АИ #39 (118)
Статьи журнала АИ #39 (118)
Профессиональная компетентность педагога в общении с родителями

Профессиональная компетентность педагога в общении с родителями

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

профессиональная компетентность
педагог
профессионализм
коммуникация

Аннотация статьи

В статье рассматривается отдельные аспекты профессиональной компетентности, проявляющиеся в процессе взаимодействия педагога с родителями.

Текст статьи

Работа с родителями является чуть ли ни самым сложным в работе педагогов. Поэтому наиважнейшая роль во взаимодействии с родителями дошкольников принадлежит педагогу. От педагога зависит установление партнерских отношений с семьей воспитанников; создание атмосферы взаимопонимания; активизация и обогащение воспитательных умений родителей; поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Успешное решение воспитателем вышеперечисленных задач требует от него владения определенным набором качеств, являющихся важнейшей профессиональной компетентностью в сфере общения с родителями воспитанников.

Профессиональная компетентность предполагает наличие системы ценностных ориентаций, владение знаниями о семье, психолого-педагогическими знаниями, навыками организации общения с родителями. Основой же профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников являются такие профессионально значимые качества – как гуманистическая направленность, эмпатичность, рефлексивность, эмоциональная устойчивость и педагогическая гибкость.

Педагогическая эмпатия проявляется в умении педагога мысленно поставить себя на место родителя дошкольника, проникнуться его психическим состоянием, понять, проявить сочувствие

Есть множество признаков, по которым можно выделить компетентность педагога, например:

  • признание роли родителей в воспитании детей как полноценных партнеров;
  • стремление к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им психолого-педагогической помощи в вопросах воспитания дошкольников;
  • проявление внимания, заинтересованности, выдержки, тактичности;
  • владение профессиональными знаниями о специфике семейного воспитания, методах изучения семьи образовательных потребностей родителей;
  • понимание истинных запросов родителей при организации общения с ними;
  • умение планировать беседы, подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;
  • высокий уровень развития коммуникативных навыков;
  • устойчивая потребность в самосовершенствовании в сфере общения с родителями в профессиональной деятельности в целом.

В дошкольном учреждении должны систематически проводиться разнообразные мероприятия: педагогические советы, тематические консультации, семинары-практикумы, тренинги, круглые столы и мастер-классы. А также ежегодно разрабатывается и реализуется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.

Важными задачами общения педагога с семьей являются следующие: раскрыть перед родителями важные стороны развития ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства; дать родителям информацию; поддерживать их интерес в ее получении.

Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И педагоги, и родители и родители – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой – ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых – достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Как показывает практика, эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это даёт уверенность, что любые трудности разрешимы.

Оригинальные формы взаимодействия с семьей важны и для улучшения отношения между родителями и детьми. Родители учатся любить ребенка таким, какой он есть, безоговорочно. Они могут увидеть ребенка в обстановке, отличной от семейной, наблюдать за его общением со сверстниками, педагогами.

Это и желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно педагогу. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было позитивным и содержательным. Напрашивается вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.

Список литературы

  1. Абанский, Ю. К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю. К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
  2. Белкин А.С., Нестерова В.В. Педагогические компетенции: учеб.пособие. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003.
  3. Болина М.В. Формирование социокультурной компетентности будущего учителя: Дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2000.
  4. Браже Т.Г. Учитель как носитель гуманитарной культуры: традиции российского учительства и современность / Т.Г. Браже // Гуманитарная культура учителя. - СПб., 2002. - С.32-42.
  5. Браже Т.Г. Соотнесение объективного и субъективного эталона профессионализма как одно из направлений работы с учителем в системе повышения квалификации / Т.Г. Браже // Современные адаптивные системы образования взрослых. - СПб, 2002. - С.25-30.
  6. Буйлова Л.Н. Педагог дополнительного образования – личность и профессионал/ Л.Н. Буйлова // Внешкольник. - 2002. - №6. - С.28-29.
  7. Варданян Ю.В. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога / Ю.В. Варданян. - М., 1998. - 179с.
  8. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 479 с.
  9. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. – 2003. – №10. – С. 51-55.
  10. Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога: пособие для учителя/ В.Н.Введенский; Департамент образования администрации Ямало-Ненецкого авт. окр., Ямало-Ненецкий окруж. ин-т повышения квалификации работников образования. - СПб.: Просвещение, 2004. - 158с.

Поделиться

2337

Лысенко О. Ю., Лубинец О. А., Поршнева Ю. В., Мякушко А. А. Профессиональная компетентность педагога в общении с родителями // Актуальные исследования. 2022. №39 (118). С. 62-64. URL: https://apni.ru/article/4661-professionalnaya-kompetentnost-pedagoga-v-obs

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января