Главная
Конференции
Образование, наука, технологии: современные парадигмы и практические разработки
Патриотическое воспитание молодёжи в процессе ознакомления с историей педагогиче...

Патриотическое воспитание молодёжи в процессе ознакомления с историей педагогических династий

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

педагогическая династия
патриотическое воспитание
патриотические чувства
семья
исторические реликвии

Аннотация статьи

В статье жизненный путь представителей педагогических династий рассматривается в качестве одного из приоритетных факторов патриотического воспитания молодёжи. Показано, что ознакомление с историей педагогических династий позволяет строить воспитательный процесс со студентами на ярком фактическом материале, положительных примерах патриотизма, верности профессии людей, проживающих на Белгородской земле.

Текст статьи

Сегодняшние школьники и студенты – это завтрашняя судьба Родины. В наше непростое время воспитать личность, обладающую высокой степенью осознания себя патриотом, гражданином России, болеющим за её судьбу, заботящимся о её могуществе, – дело особо значимое. Формирование прочной гражданской позиции, любви к Родине начинается ещё в раннем детстве.

Патриотизм – это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отчеству, преданность ему. Гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины [1, с. 335]. Патриотические чувства пробуждаются в процессе формирования родственных чувств к своей семье: к отцу, матери, бабушке, дедушке, близким и дальним родственникам. Представляет интерес опыт формирования патриотических чувств у представителей педагогических династий, так как именно они способны передать эти чувства подрастающему поколению в школах и вузах.

Как живёт педагогическая семья? Каковы её внутренние потребности и интересы? Каков духовный мир сочувствия, сопереживания, взаимопонимания и взаимоподдержки? Каковы её культурные и профессиональные традиции, которые бережно передаются из поколения в поколение? Достойны ли опыт и пример жизни родных и близких для подражания?

Становление духовного мира личности невозможно без знания о своей собственной семье, о её подлинных ценностях. Далеко не в каждой современной семье, как в миниатюрном музее, хранятся семейные исторические реликвии: фотографии, письма с фронта, истории о пережитом военном времени, дорогие сердцу вещи уже ушедших из жизни членов семьи, их награды.

Представители различных педагогических династий успешно трудятся на различных факультетах НИУ «БелГУ» и БелГАУ им. В.Я. Горина. Династии Благасовой, Безгиновых-Манохиных, Дьяченко, Коняева, Третьяковых-Курдяевой-Головко, Тонкова и др. История каждой семейной династии уникальна по своему содержанию, но все их представители беззаветно служили делу воспитания и обучения подрастающего поколения. В каждой из педагогических династий из поколения в поколение передавались профессиональное мастерство и семейная традиция выбора педагогической профессии. Семейный уклад, традиции, эмоциональный климат, общение и совместная деятельность, педагогическая культура и авторитет родителей, – вот условия, в которых рождается интерес к профессии учителя.

О педагогической династии НИУ «БелГУ» Третьяковы-Курдяева-Головко ежегодно рассказывает на встречах со студентами в центре военно-патриотического воспитания член Совета ветеранов войны и труда НИУ «БелГУ» Нина Васильевна Курдяева. Общий стаж этой педагогической династии почти 140 лет. Родоначальник династии бабушка – учитель начальных классов Третьякова Мария Николаевна.

Мария Николаевна (в девичестве Саленко) окончила Белгородский педагогический техникум в 1936 году. В музее истории НИУ «БелГУ» хранятся подлинник аттестата об окончании ею среднего специального учебного заведения и фотография восемнадцатилетней выпускницы в строгом чёрном платье. Трудовая биография бабушки длиною в 36 лет началась в Солнцевской семилетней школе Микояновского района Курской области. Во время Великой Отечественной войны она оставалась на оккупированной территории в Вергелёвке. В родительском доме по вечерам собирала своих учеников и продолжала заниматься с ними, несмотря на то, что не было книг, тетрадей, чернил, а днём вместе с детьми работала в поле. В мае 1942 года Вергелёвка была сожжена фашистами. В памяти бабушки сохранились воспоминания о том, как она вместе с детьми собирала колосья в поле, как пекла лепёшки наполовину из травы, как шила себе юбку из немецкой плащ-палатки и пальто из шинели, как болтались огромные солдатские сапоги на её ногах 35 размера. Ни на один день не прекратила она занятия с детьми. В огромном чугуне кипел отвар из сахарной свеклы. Свекла и этот отвар – лучшая поддержка для голодных ребят, а для души – множество рассказов из жизни замечательных людей, чтение стихов наизусть, задачи и головоломки. Самым важным явлением в домашней школе, самым живым примером для учеников являлась сама бабушка. Она несла ученикам знания и духовность, веру в то, что наступит, наконец, день победного шествия свободы на родной Белгородчине.

С педагогической династией НИУ «БелГУ» Третьяковы-Курдяева-Головко связана родственными узами педагогическая династия БелГАУ им. В.Я. Горина Безгиновых-Манохиных. Родоначальником педагогической династии Безгиновых-Манохиных является Александра Панфиловна Безгинова. Она родилась в селе Становое Тимского района Курской области 25 декабря 1925 года. В семье восемь детей. Александра была старшая. Окончила Обоянское педагогическое училище. В годы Великой Отечественной войны, будучи студенткой, работала в поле, копала окопы. Жила в ужасных условиях: холод, голод, до училища 40 км пешком. Когда село оккупировали немцы, пряталась, мазала сажей лицо, чтобы не выглядеть молодо. Каратели сожгли село, пришлось жить в яме. Заболели и умерли сестрички Валечка и Ниночка. После окончания войны Александра Панфиловна работала учителем начальных классов в Краснополянской школе Черемисинского района Курской области и училась заочно на филологическом факультете Курского педагогического института. Последние 40 лет трудового стажа была директором школы. Александра Панфиловна – была строгой, справедливой, не терпела обмана. За выдающиеся заслуги в обучении и воспитании детей была награждена значками «Отличник просвещения СССР», «Отличник народного просвещения РФ», «Ветеран труда».

Муж Александры Панфиловны Андрей Иванович Безгинов – ветеран Великой Отечественной войны. Он ушёл на фронт в 19 лет из медицинского училища, служил в миномётном полку связистом. Дошёл до Берлина. Участник парада Победы 1945 года. После войны заочно получил профессию учителя физкультуры. За заслуги перед Отчеством награждён орденом Красной звезды, двумя медалями «За отвагу», медалями за освобождение Варшавы, Берлина и победу над Германией. Андрей Иванович отличался искромётным чувством юмора, отзывчивостью, добротой, умением легко организовать детей на любое дело.

По стопам родителей пошла старшая дочь Лариса Андреевна Безгинова (по мужу Манохина). Она закончила естественно-географический факультет Курского педагогического института. В Краснополянской школе преподавала химию и биологию. С 1981 года и по сегодняшний день она работает в БелГАУ им. В.Я. Горина. Прошла трудовой путь от ассистента до доцента, кандидата сельскохозяйственных наук. Работала начальником учебно-методического управления университета. Награждена медалью «За заслуги перед землёй Белгородской», грамотами Министерства образования и Министерства сельского хозяйства, имеет звание «Почётный работник высшей школы», «Заслуженный работник высшего профессионального образования».

Муж Ларисы Андреевны – Александр Николаевич Манохин работал учителем математики и физики в Краснополянской средней школе Курской области. С 1981 года трудился в Майской гимназии Белгородского района сначала учителем НВП, затем математики и физики, был завучем и, наконец, на протяжении 30 лет работал директором Майской гимназии. Память об Александре Николаевиче до сих пор жива в гимназии. Гимназия была его домом, а её коллектив был его семьёй. Он всегда говорил: «Мои ученики, мои учителя, мы должны быть лучшими, это нам по силам!» И гимназия была одной из лучших в России. Александр Николаевич вёл большую общественную работу в качестве депутата. К нему шли люди со своими проблемами, и он никому не отказывал в помощи.

За выдающиеся заслуги А.Н. Манохин имеет звание «Лучший директор школы Белгородской области», награждён значком «Отличник народного просвещения», имеет звание «Заслуженный учитель России», награжден медалью «За заслуги перед землёй Белгородской».

Каждый из представителей представленных педагогических династий честно и самоотверженно трудился на благо Отечества. Жизненный путь педагогов служит примером, который необходимо использовать в патриотическом воспитании молодёжи.

Организуя работу по патриотическому воспитанию молодёжи, необходимо учитывать, что она должна быть не только содержательной, но и отличаться высокой эмоциональностью, нести знания о людях, истинных патриотах родного края. Считаем эффективными следующие методические приемы и средства по формированию патриотических чувств, взглядов и убеждений: использование яркого фактического материала и семейных реликвий; опора на положительные примеры патриотизма известных и простых людей, героев войны и труда; побуждение молодёжи к изучению истории своей страны через историю своей семьи.

Список литературы

  1. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова, М.1991, С.335.

Поделиться

966

Головко Е. В., Манохина Л. А. Патриотическое воспитание молодёжи в процессе ознакомления с историей педагогических династий // Образование, наука, технологии: современные парадигмы и практические разработки : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 октября 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 27-30. URL: https://apni.ru/article/4662-patrioticheskoe-vospitanie-molodyozhi-v-prots

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января