Авторы:
Колесов Даниил Эдуардович
Рубрика
Юриспруденция
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
Межмуниципальное сотрудничество в Российской Федерации представляет собой формы объединения и согласования интересов, координации действий муниципальных образований и (или) их органов в целях обеспечения представительства интересов муниципальных образований на всех уровнях государственной власти, в международных органах и организациях, а также повышения эффективности и результативности решения вопросов местного значения [1]. Сотрудничество между муниципалитетами может осуществляться для совместной защиты общих интересов перед органами государственной власти, обмена опытом работы и т.п. Также оно может принимать формы союзов, ассоциаций, хозяйственных обществ и др.
В Европейской хартии местного самоуправления (ст. 10) предусматривает, что органы местного самоуправления имеют право объединяться в ассоциации для защиты и реализации общих интересов.
Возможность объединения муниципальных образований в союзы и ассоциации предусмотрена законодательством большинства зарубежных стран. Такие союзы существуют уже много лет и накопили немалый опыт работы.
В США наиболее значимой является Национальная лига городов, главной задачей которой является лоббирование интересов городов в Конгрессе США и федеральном правительстве. Она объединяет столицы штатов, наиболее крупные города и городские агломерации. Для организации межмуниципального хозяйственного сотрудничества и решения задач, затрагивающих интересы нескольких соседних муниципалитетов, в США создаются так называемые специальные округа (школьные, водохозяйственные и др.).
В Германии в каждой федеральной земле существуют: Съезд городов (для городов нерайонного подчинения), Союз городов и общин (для муниципалитетов районного подчинения) и Съезд районов (для районов). Общефедеральными объединениями являются Немецкий союз городов и общин и Немецкий съезд районов [4].
Начиная с 1950-х годов в Германии действует Центр по вопросам совершенствования местного самоуправления, который финансируется за счет отчислений коммун. Он готовит положения, которые не носят нормативного характера, но признаются и используются практически всеми коммунами. В частности, Центром был разработан список компетенций местных администраций, объединенных в тематические разделы (управление, социальная сфера, снабжение и утилизация отходов), которого в целом придерживаются все коммуны. Это показательный пример саморегулирования деятельности коммун.
Датские муниципалитеты образовали Национальную ассоциацию местных властей, однако членство в ней добровольное, поэтому два муниципалитета так и не вступили в нее, хотя пользуются преимуществами, полученными остальными муниципалитетами через свою ассоциацию.
В рамках деятельности Национальной ассоциации местных властей Дании свою деятельность осуществляет Кредитная ассоциация местных властей. Это некоммерческая организация для стимулирования муниципалитетов к реализации инвестиционных проектов. Средства аккумулируются из взносов муниципалитетов-участников и государственных субсидий [3].
В Испании существуют такие ассоциации, как синдикаты коммун. Это добровольные объединения, создаваемые для совместного осуществления определенных работ, относящихся к компетенции заинтересованных коммун. Синдикаты коммун – это межмуниципальные ассоциации со статусом юридического лица – имеют собственные бюджеты (из обязательных взносов членов-коммун, субсидий из государственного бюджета, займов, а также частично из сборов платежей за пользование услугами), но правом устанавливать собственные налоги не обладают.
В Великобритании имеются ассоциации графских, окружных и низовых (деревенских, приходных, коммунных) звеньев муниципальной системы. Как правило, они действуют самостоятельно, поддерживая связи с министрами центрального правительства.
Во Франции осуществляют свою деятельность синдикаты и дистрикты. Дистрикты – это ассоциации, близкие к синдикатам, но предусматривающие более высокую степень интеграции муниципалитетов. Руководят дистриктом совет и председатель, решение которых обязательно для всех членов-участников. Основное отличие дистрикта от синдиката – элементы фискальной самостоятельности. Формами его финансового обеспечения, наряду со взносами участников, субсидиями из госбюджета, займами и сборами платежей с населения за пользование услугами, могут являться также собственные налоги дистрикта, вводимые решением его Совета. Кроме того, муниципалитеты – члены дистрикта могут взамен членских взносов перечислять дистрикту часть местных налогов по установленной советом дистрикта ставке [4].
За рубежом ассоциации и советы создаются не только с целью защиты политических прав муниципалитетов и продвижения их интересов, но и для:
Зарубежный опыт предлагает множество вариантов решения задач, выходящих за рамки возможностей одного небольшого муниципального образования (например, организация межмуниципального транспорта или переработки отходов). Для этого необязательно создание надмуниципальных образований. Практикуются следующие варианты:
Формы хозяйствующих субъектов сходны с российскими, но возможности участия в них муниципалитетов значительно шире. Шире также используются и всевозможные объединения, создаваемые для осуществления различной управленческой деятельности [7].
К зарубежным формам межмуниципального сотрудничества, которые при определенных технологических доработках могут быть использованы в российской практике, можно отнести:
Список литературы
Поделиться
Колесов Д. Э. Сравнительный анализ межмуниципального сотрудничества в России и за рубежом // Актуальные исследования. 2022. №39 (118). С. 30-33. URL: https://apni.ru/article/4663-sravnitelnij-analiz-mezhmunitsipalnogo-sotrud
8 800 200-75-17
Звонок бесплатный
info@apni.ru