Главная
АИ #39 (118)
Статьи журнала АИ #39 (118)
Работа воспитателя по развитию речи в ДОО

Работа воспитателя по развитию речи в ДОО

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

дошкольная образовательная организация
дошкольный возраст
развитие речи
воспитатель

Аннотация статьи

Статья посвящена развитию речи детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст является периодом активного усвоения ребенком разговорного языка и становления всех сторон речи. Для грамотного развития природы голоса и речи в детском саду важно соблюдение всех условий.

Текст статьи

«На детский сад следует смотреть не как на подготовку к школе, а как на такое воспитательное учреждение, которое дает возможность детям изжить детство в пределах того возраста, который охватывается детским садом, во всей полноте его жизненных запросов и свойственных ему задач и стремлений» – К. Н. Вентцель. Читая высказывание Константина Николаевича можно найти четкую значимость дошкольной образовательной организации, как социального института жизни.

Речь всегда являлась и по сей день является одним из мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом в любом возрасте. Это обуславливается исключительной ролью речи в жизни каждого человека. Неясная речь ребенка нередко затрудняет его взаимоотношения с людьми, накладывая тяжелый отпечаток на его характер. На сегодняшний день, к великому сожалению, информационно-коммуникативные технологии, а именно гаджеты и телевидение, заменяют общение практически на 80%, а большинство родителей не в состоянии выделить достаточное количество свободного времени для общения с детьми. Здесь и проявляется актуальность проблемы развития речи в нашем обществе.

Дошкольная образовательная организация занимает первое и самое ответственное звено в общей системе образования, а процесс речевого развития рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

В детском саду развитие речи осуществляется воспитателями в разных видах деятельности: проводятся упражнения, целью которых является развитие звуковой стороны речи, обогащение словаря детей; проводятся игры и упражнения на развитие грамматического строя речи и связной речи.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у детей дошкольного возраста. Поэтому одной из важнейших педагогических задач является определение эффективного направления и условий развития речи.

Овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Педагог – образец речевой культуры. Если для педагога развитие речи главная цель, то для детей это средство реализации своих потребностей в общении, игре, познании.

Поэтому, основной формой обучения являются не только специальные занятия, а естественная жизнь детской групп. Например, в процессе общения, игр, пения. Также речь развивается с помощью использования средств массовой коммуникации (радио, телевизор, периодическая детская печать). Трудовые и речевые действия, досуги, праздники и развлечения также выступают эффективными формами обучения речи.

Помимо образовательной и совместной деятельности в режимных моментах большую роль играет и предметно-пространственная среда группы. Как в свое время заметила Е. И. Тихеева: «В пустых стенах ребенок не заговорит…». Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении.

Немаловажным условием является и использование разнообразных методов и приемов, форм работы, стимулирующие речевую деятельность детей. К примеру, создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т.д.), решение речевых логических задач, игры-драматизации, составление загадок, использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию и другие.

В заключение хочется отметить, что единой методики развития речи для разных возрастных групп детского сада не существует. Есть единая основа, опираясь на которую воспитателям следует рассматривать и физиологические, и возрастные особенности детей дошкольного возраста, как ключ к подбору способов и методов воспитания природы речи в комплексе со всеми условиями для речевого развития.

Список литературы

  1. Ермакова, И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: кн. для логопеда / И. И. Ермакова. – 2-е издание, перераб. - Москва : Просвещение ; Учеб. лит., 2016. – 143 с.
  2. Коноваленко, С.В. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития / С.В. Коноваленко. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 112 c.
  3. Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 624 c.

Поделиться

871

Глаголева Ж. В. Работа воспитателя по развитию речи в ДОО // Актуальные исследования. 2022. №39 (118). С. 60-61. URL: https://apni.ru/article/4667-rabota-vospitatelya-po-razvitiyu-rechi-v-doo

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа