«На детский сад следует смотреть не как на подготовку к школе, а как на такое воспитательное учреждение, которое дает возможность детям изжить детство в пределах того возраста, который охватывается детским садом, во всей полноте его жизненных запросов и свойственных ему задач и стремлений» – К. Н. Вентцель. Читая высказывание Константина Николаевича можно найти четкую значимость дошкольной образовательной организации, как социального института жизни.
Речь всегда являлась и по сей день является одним из мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом в любом возрасте. Это обуславливается исключительной ролью речи в жизни каждого человека. Неясная речь ребенка нередко затрудняет его взаимоотношения с людьми, накладывая тяжелый отпечаток на его характер. На сегодняшний день, к великому сожалению, информационно-коммуникативные технологии, а именно гаджеты и телевидение, заменяют общение практически на 80%, а большинство родителей не в состоянии выделить достаточное количество свободного времени для общения с детьми. Здесь и проявляется актуальность проблемы развития речи в нашем обществе.
Дошкольная образовательная организация занимает первое и самое ответственное звено в общей системе образования, а процесс речевого развития рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
В детском саду развитие речи осуществляется воспитателями в разных видах деятельности: проводятся упражнения, целью которых является развитие звуковой стороны речи, обогащение словаря детей; проводятся игры и упражнения на развитие грамматического строя речи и связной речи.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у детей дошкольного возраста. Поэтому одной из важнейших педагогических задач является определение эффективного направления и условий развития речи.
Овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Педагог – образец речевой культуры. Если для педагога развитие речи главная цель, то для детей это средство реализации своих потребностей в общении, игре, познании.
Поэтому, основной формой обучения являются не только специальные занятия, а естественная жизнь детской групп. Например, в процессе общения, игр, пения. Также речь развивается с помощью использования средств массовой коммуникации (радио, телевизор, периодическая детская печать). Трудовые и речевые действия, досуги, праздники и развлечения также выступают эффективными формами обучения речи.
Помимо образовательной и совместной деятельности в режимных моментах большую роль играет и предметно-пространственная среда группы. Как в свое время заметила Е. И. Тихеева: «В пустых стенах ребенок не заговорит…». Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении.
Немаловажным условием является и использование разнообразных методов и приемов, форм работы, стимулирующие речевую деятельность детей. К примеру, создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т.д.), решение речевых логических задач, игры-драматизации, составление загадок, использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию и другие.
В заключение хочется отметить, что единой методики развития речи для разных возрастных групп детского сада не существует. Есть единая основа, опираясь на которую воспитателям следует рассматривать и физиологические, и возрастные особенности детей дошкольного возраста, как ключ к подбору способов и методов воспитания природы речи в комплексе со всеми условиями для речевого развития.