Главная
Конференции
Образование, наука, технологии: современные парадигмы и практические разработки
Методическая разработка внеклассного занятия «Увлекательное путешествие в Страну...

Методическая разработка внеклассного занятия «Увлекательное путешествие в Страну Вежливости и Доброты»

Автор(-ы):

Тульская Людмила Викторовна

Шершунова Елена Николаевна

Макаренкова Ольга Геннадьевна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

проект
внеклассное занятие
дети

Аннотация статьи

Статья посвящена методической разработке внеклассного занятия «Увлекательное путешествие в Страну Вежливости и Доброты».

Текст статьи

Цель – способствовать нравственному развитию личности обучающихся.

Задачи:

  • познакомить детей с понятием «вежливость», «доброта», показать необходимость употребления в речи “вежливых” слов;
  • развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь обучающихся, расширить кругозор обучающихся, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.

Оборудование: проектор, плакаты с вежливыми словами, волшебная палочка, карточки с заданиями, солнышки, тучки.

Музыкальный ряд: фонограмма песни «Дорогою Добра», музыка В. Шаинского, слова М. Танич.

Игры: «Доброе солнышко», «Волшебные слова», «Будь внимателен», «Словарь вежливых слов».

Форма проведения: беседа с элементами игры.

Оформление класса: на доске плакаты «Вежливые слова».

Ход внеклассного занятия:

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!

II. Вступительное слово.

– Сегодня на занятии, мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну необычную волшебную страну. А как называется эта страна, попробуйте, угадать сами.

– В этой Стране люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова.

– Ребята, наверное, вы уже догадались, о какой стране идет речь. Как она называется?

Дети: Страна Вежливости и Доброты.

– Я приглашаю вас в путешествие по волшебной стране Вежливости и Доброты.

По дороге в эту удивительную Страну мы посетим:

  1. Аллею Приветствий.
  2. Море Доброты.
  3. Океан Вежливости.
  4. Остров Дружбы.

III. Путешествие в страну Вежливости и Доброты.

1. Первый пункт, который, мы должны посетить – это «Аллея Приветствий».

– Скажите, ребята, когда люди встречаются, то с каких слов обычно начинают свое общение?

Дети: Со слова «Здравствуйте».

– Правильно, люди начинают знакомиться со слова “здравствуйте”. Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого.

– А что же значит простое, обыкновенное слово "здравствуйте"?

– У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда впервые появилось это слово.

– В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни “здравствуйте”, ни “до свидания”. Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им:

– Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово “Здравствуйте” – это значит будьте здоровы.

“Здравствуйте”– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше. С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово “здравствуйте” – это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении.

– А какие еще слова приветствия вы знаете? (доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет, салют, здравствуй.)

– В каких случаях говорят эти слова.

2. – А дальше мы должны переплыть – «Море Доброты».

– Дети, а что же такое доброта? Что скрывается за этим словом? Какой тайник человеческой души открывается этим ключом? (Ответы детей)

– Доброта – это лекарство от многих болезней, и, прежде всего, от дурных. Это чудесное, светлое свойство помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой и прекрасной. Как же оно возникает? Ведь в сердце человека не заглянешь. Нет прибора, который мог бы определить - чего там больше, зла или добра.

Добро начинается с любви ко всему живому.

Добрый человек — тот, кто уважает людей, помогает им; он любит и охраняет природу. А если человек добр, он спокоен, весел, от него исходит тепло.

– Ребята, а какие стихи вы знаете о доброте?

Дети рассказывают стихи о доброте.

– Сейчас мы с вами поиграем в игру “Доброе Солнышко”.

– В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Как солнце, доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость и внимание.

– Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне должны будете рассказать, какое доброе дело вы совершили за последнее время. (Ответы детей)

– Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили.

3. –А нам пора двигаться дальше. Впереди – «Океан Вежливости».

– А как вы думаете, что такое вежливость? Давайте, прочитаем.

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

– Ребята, а всегда ли вы в общении с людьми пользуетесь «волшебными словами»?

Поговорим о слова-ключиках, которыми открываются сердца.

Это волшебные слова.

Поэтическая игра «Словарь вежливых слов».

Ребята вы должны добавить подходящие слова по смыслу.

Растает даже ледяная глыба,

От слова теплого Спасибо.

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит – Добрый день.

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь, – Здравствуйте.

Когда нас бранят за шалости,

Говорим  Простите, пожалуйста.

И в России, и в Дании,

На прощанье говорят – До свидания!

– А может ли вежливый человек быть злым? Конечно, нет! Ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная! И значит она всегда с добротой, доброжелательным отношением друг к другу, к окружающей среде.

– Сейчас ребята прочитают правила вежливости из стихотворения

С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы».

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без протеста
Уступите старухе.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
Ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея.
И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.
И ежели вы вежливы
То всех благодарите
И мячика у маленьких
Без спросу не берите!

– Ребята, о каких же полезных советах из этого стихотворения вы узнали?

Дети: Необходимо уступать место старшим, не разговаривать на уроках, не перебивать старших при разговоре, защищать слабых, помогать родителям, не обижать маленьких детей.

– Для того чтобы стать вежливыми, мы должны как можно чаще пользоваться этими «волшебными словами». В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

– Молодцы, ребята, ваши правильные ответы помогли нам переплыть Океан Вежливости.

4. Физкультминутка. Игра “Будь внимателен”

– А сейчас, ребята, давайте поиграем. Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.

Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте. Попрыгайте,
 пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки,
 пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад,
 пожалуйста.
Влево. Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.

5. – На нашем пути встретился небольшой остров –это «Остров Дружбы».

– Что такое дружба?

– Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

– Наверно, ребята, вы со мной согласитесь, что самое лучшее в жизни – это дружба. Дружбу надо ценить. Давайте сейчас составим наши цветы дружбы.

У нас будет работа в парах. Каждой паре раздаются лепестки с определением дружбы. Дети составляют цветки дружбы и объясняют, почему выбрали именно эти лепестки для цветка.

(Помощь, преданность, доброта, внимание, отзывчивость, доверие, честность, радость, злость, эгоизм, хвастовство, грубость, равнодушие, зависть, эгоизм, искренность).

– А какие слова вы не выбрали для цветка? Почему? Вот и получился цветок дружбы, теперь вы знаете о дружбе всё.

– Молодцы, ребята, вы справились со всеми испытаниями, которые встречались на вашем нелегком пути, и поэтому двери волшебной страны Доброты и Вежливости для вас открыты. Добро пожаловать!

Всех чудес в сказочной стране не перечесть…
Жить – поживать здесь всегда удовольствие…
Все жители здесь сказочно вежливы и добры…

– А, так, как это страна волшебная, давайте станем, ребята, тоже добрыми волшебниками для окружающих людей, подарим им немного радости, счастья и тепла и мы сами станем от этого счастливее!

IV. Итог занятия. Рефлексия.

– Ребята, давайте еще раз вспомним правила вежливости.

– Здоровайся при встрече.
 Не груби, даже если сердит.
 Проявляй доброжелательность.
 Будь вежлив и воспитан.
 Старайся быть хорошим верным другом.
 Совершай добрые дела просто так, из хороших побуждений.

– Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились!

Пришло время прощаться. Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия.

– Я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему занятию. Перед вами лежат солнышко и тучка.

– Кому было интересно на занятии, кто узнал много нового и интересного, у кого хорошее настроение поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно – поднимите тучку.

– Давайте закончим наше путешествие веселой дружной песней «Дорогою добра». Послушайте, пожалуйста.

– На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание! До новых встреч!

Список литературы

  1. Лисицкая Н.Н. Проект «Речевой этикет: история происхождения традиционных приветствий у разных народов» // «Евразийский Научный Журнал №8 2016» (август).

Поделиться

550

Тульская Л. В., Шершунова Е. Н., Макаренкова О. Г. Методическая разработка внеклассного занятия «Увлекательное путешествие в Страну Вежливости и Доброты» // Образование, наука, технологии: современные парадигмы и практические разработки : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 окт. 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 50-55. URL: https://apni.ru/article/4668-metodicheskaya-razrabotka-vneklassnogo-zanyat

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#22 (204)

Прием материалов

25 мая - 31 мая

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

5 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 июня