Цель – способствовать нравственному развитию личности обучающихся.
Задачи:
- познакомить детей с понятием «вежливость», «доброта», показать необходимость употребления в речи “вежливых” слов;
- развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь обучающихся, расширить кругозор обучающихся, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
- воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.
Оборудование: проектор, плакаты с вежливыми словами, волшебная палочка, карточки с заданиями, солнышки, тучки.
Музыкальный ряд: фонограмма песни «Дорогою Добра», музыка В. Шаинского, слова М. Танич.
Игры: «Доброе солнышко», «Волшебные слова», «Будь внимателен», «Словарь вежливых слов».
Форма проведения: беседа с элементами игры.
Оформление класса: на доске плакаты «Вежливые слова».
Ход внеклассного занятия:
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!
II. Вступительное слово.
– Сегодня на занятии, мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну необычную волшебную страну. А как называется эта страна, попробуйте, угадать сами.
– В этой Стране люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова.
– Ребята, наверное, вы уже догадались, о какой стране идет речь. Как она называется?
Дети: Страна Вежливости и Доброты.
– Я приглашаю вас в путешествие по волшебной стране Вежливости и Доброты.
По дороге в эту удивительную Страну мы посетим:
- Аллею Приветствий.
- Море Доброты.
- Океан Вежливости.
- Остров Дружбы.
III. Путешествие в страну Вежливости и Доброты.
1. Первый пункт, который, мы должны посетить – это «Аллея Приветствий».
– Скажите, ребята, когда люди встречаются, то с каких слов обычно начинают свое общение?
Дети: Со слова «Здравствуйте».
– Правильно, люди начинают знакомиться со слова “здравствуйте”. Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого.
– А что же значит простое, обыкновенное слово "здравствуйте"?
– У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда впервые появилось это слово.
– В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни “здравствуйте”, ни “до свидания”. Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им:
– Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово “Здравствуйте” – это значит будьте здоровы.
“Здравствуйте”– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше. С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово “здравствуйте” – это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении.
– А какие еще слова приветствия вы знаете? (доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет, салют, здравствуй.)
– В каких случаях говорят эти слова.
2. – А дальше мы должны переплыть – «Море Доброты».
– Дети, а что же такое доброта? Что скрывается за этим словом? Какой тайник человеческой души открывается этим ключом? (Ответы детей)
– Доброта – это лекарство от многих болезней, и, прежде всего, от дурных. Это чудесное, светлое свойство помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой и прекрасной. Как же оно возникает? Ведь в сердце человека не заглянешь. Нет прибора, который мог бы определить - чего там больше, зла или добра.
Добро начинается с любви ко всему живому.
Добрый человек — тот, кто уважает людей, помогает им; он любит и охраняет природу. А если человек добр, он спокоен, весел, от него исходит тепло.
– Ребята, а какие стихи вы знаете о доброте?
Дети рассказывают стихи о доброте.
– Сейчас мы с вами поиграем в игру “Доброе Солнышко”.
– В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Как солнце, доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость и внимание.
– Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне должны будете рассказать, какое доброе дело вы совершили за последнее время. (Ответы детей)
– Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили.
3. –А нам пора двигаться дальше. Впереди – «Океан Вежливости».
– А как вы думаете, что такое вежливость? Давайте, прочитаем.
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
– Ребята, а всегда ли вы в общении с людьми пользуетесь «волшебными словами»?
Поговорим о слова-ключиках, которыми открываются сердца.
Это волшебные слова.
Поэтическая игра «Словарь вежливых слов».
Ребята вы должны добавить подходящие слова по смыслу.
Растает даже ледяная глыба,
От слова теплого - Спасибо.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит – Добрый день.
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь, – Здравствуйте.
Когда нас бранят за шалости,
Говорим – Простите, пожалуйста.
И в России, и в Дании,
На прощанье говорят – До свидания!
– А может ли вежливый человек быть злым? Конечно, нет! Ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная! И значит она всегда с добротой, доброжелательным отношением друг к другу, к окружающей среде.
– Сейчас ребята прочитают правила вежливости из стихотворения
С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы».
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без протеста
Уступите старухе.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
Ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея.
И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.
И ежели вы вежливы
То всех благодарите
И мячика у маленьких
Без спросу не берите!
– Ребята, о каких же полезных советах из этого стихотворения вы узнали?
Дети: Необходимо уступать место старшим, не разговаривать на уроках, не перебивать старших при разговоре, защищать слабых, помогать родителям, не обижать маленьких детей.
– Для того чтобы стать вежливыми, мы должны как можно чаще пользоваться этими «волшебными словами». В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.
– Молодцы, ребята, ваши правильные ответы помогли нам переплыть Океан Вежливости.
4. Физкультминутка. Игра “Будь внимателен”
– А сейчас, ребята, давайте поиграем. Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте. Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево. Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.
5. – На нашем пути встретился небольшой остров –это «Остров Дружбы».
– Что такое дружба?
– Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
– Наверно, ребята, вы со мной согласитесь, что самое лучшее в жизни – это дружба. Дружбу надо ценить. Давайте сейчас составим наши цветы дружбы.
У нас будет работа в парах. Каждой паре раздаются лепестки с определением дружбы. Дети составляют цветки дружбы и объясняют, почему выбрали именно эти лепестки для цветка.
(Помощь, преданность, доброта, внимание, отзывчивость, доверие, честность, радость, злость, эгоизм, хвастовство, грубость, равнодушие, зависть, эгоизм, искренность).
– А какие слова вы не выбрали для цветка? Почему? Вот и получился цветок дружбы, теперь вы знаете о дружбе всё.
– Молодцы, ребята, вы справились со всеми испытаниями, которые встречались на вашем нелегком пути, и поэтому двери волшебной страны Доброты и Вежливости для вас открыты. Добро пожаловать!
Всех чудес в сказочной стране не перечесть…
Жить – поживать здесь всегда удовольствие…
Все жители здесь сказочно вежливы и добры…
– А, так, как это страна волшебная, давайте станем, ребята, тоже добрыми волшебниками для окружающих людей, подарим им немного радости, счастья и тепла и мы сами станем от этого счастливее!
IV. Итог занятия. Рефлексия.
– Ребята, давайте еще раз вспомним правила вежливости.
– Здоровайся при встрече.
– Не груби, даже если сердит.
– Проявляй доброжелательность.
– Будь вежлив и воспитан.
– Старайся быть хорошим верным другом.
– Совершай добрые дела просто так, из хороших побуждений.
– Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились!
Пришло время прощаться. Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия.
– Я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему занятию. Перед вами лежат солнышко и тучка.
– Кому было интересно на занятии, кто узнал много нового и интересного, у кого хорошее настроение поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно – поднимите тучку.
– Давайте закончим наше путешествие веселой дружной песней «Дорогою добра». Послушайте, пожалуйста.
– На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание! До новых встреч!