Историко-педагогические аспекты функционирования воскресных школ на Белорусских землях

В статье рассматриваются культурно-образовательные возможности воскресных школ, история развития и педагогические аспекты функционирования церковно-приходских школ на современном этапе. Раскрываются этапы становления социального института как воспитательной организации.

Аннотация статьи
воскресные школы
исторический этап
социальный институт церковно-приходских школ
Ключевые слова

Введение. Воскресные школы, осуществляющие культурно-образовательные услуги различным слоям населения, в силу объективных исторических причин располагают культурно-образовательными возможностями, включающими информационную систему элементарных знаний, ценности духовной культуры, которые в конкретных исторических условиях становятся фактором воспитания личности. Одной из важнейших задач воскресных школ как образовательных и воспитательных организаций является изучение первоисточников, вбирающих в себя жизненный опыт поколений. В православном христианстве это старинные апокрифы, Библия, храмы и монастыри.

Основная часть. В 988 году Русь приняла христианство во главе Вселенского (Константинопольского) патриарха. Уже в 992 году под патронажем Киевских митрополитов была основана Полоцкая епархия, а в 1005 году Туровская, что явилось началом утверждения на территории земель Беларуси Православной Церкви. Заимствованное у византийской культуры основ православного верования, эстетических ценностей, духовных наставлений, составило дальнейшее развитие нравственной культуры восточнославянских земель. На протяжении веков образовательное и воспитательное формирование славянской нации преодолевало различные трудности. Так, по мнению русского историка В. О. Ключевского «идея школы образовалась из цели, которая объединяет все образовательные средства, знания, навыки, правила и приёмы, которые перевоплощает эти средства в воспитательную среду» [3, с. 43].

Первыми культурными памятниками древности на территории Беларуси стали храмы в городе Друцке (1001 г.) и Полоцке (1007 г.). В XII веке каменные храмы были уже во многих городах. В монастыри привозили иконы, литургические книги. Приезжие клирики привезли с собой утроение (богослужебный устав) – совокупность правил и требований, регулирующие жизнь монастырей по киевскому образцу, который был установлен Константинополем и закреплён Студийско-Алексиевском Типиконе (Уставе). Христианская система ценностей Средневековья полагалась и обуславливалась богослужением. Развитие богослужебного материала предусматривало подготовку приемников, поэтому при этих храмах и монастырях создавались школы. Школы действовали в Полоцке и Витебске (992), Турове (1005), Смоленске (1101) и многих центрах удельных княжеств Беларуси. Первоначально христианизация Белорусских земель проходила при феодальном строе Древней Руси.

Во времена Древней Руси школа утвердилась у домашнего очага и легла в обязанности семьи. В древнерусском воспитании внимание было обращено на житейские правила, а не на научные знания. Эти правила включали в себя кодекс сведений, чувств и навыков, что составляло науку «о христианской жизни» и подразумевало то, как следует жить христианам. Кодекс состоял из трёх наук или строений: душевное (учение о долге душевном, дело спасения души), мирское (наука о гражданской жизни в обществе), домовое (наука о хозяйственном домоводстве). Эти три строения либо науки составляли общее образование в Древней Руси.

Школой душевного спасения для мирян была приходская церковь с её священником, духовным отцом её прихожан. Его преподавательские средства – богослужение, исповедь, поучение, пример собственной жизни. В состав его курса входили три части: богословие – «како веровати», политика – «како царя чтити», нравоучение – «како чтити духовный чин и учения его слушати, аки от Божиих уст». Эта школа была своего рода учительской семинарией. Учение, преподаваемое приходским священником о собственном душевном спасении, разносилось по домам старшими его духовными детьми «домовладыками», отцами семейств, которые должны были подготовить и своих домашних сожителей. Хозяин дома, отец семейства был настоящий народный учитель, школа которого заключалась в семье. Это составляло сложный союз, связанный церковью и государством. Поэтому отца семейства так и называли – государь. В сферу его обязанностей входило беречь телесную и духовную чистоту домочадцев. Государыней для дома была жена. Такова была идеальная нравственная атмосфера которой воспитывались дети в древней Руси. Священник являлся руководителем домашнего воспитания. Известен план воспитания «Домострой» священника Сильвестра, который был сведён в общую программу воспитания. В истории России до Петра I школы служат религиозно-нравственным целям, полностью отвечая интересам церкви. Только к концу XVII века начались реформационные изменения, обнаруживающиеся в союзе государства и церкви в пользу просветительных предприятий. В задачи народного просвещения было поставлено разделение религиозно-нравственного просвещения и светского, в свою очередь разделившегося на общее и профессиональное. По мнению Локка XVII век для Древней Руси является переходным, со столетиями старая домашняя школа уходит.

В первой половине XVIII в. многочисленную группу составили духовные училища, во главе которых стояли Московская и Киевская академия. Исполнение Духовного Регламента предполагало присутствие при каждом архиерейском доме епархиальных школ, с течением времени преобразовавшиеся в низшие духовные школы. На территории Русских земель во второй половине XVIII в. была предпринята попытка оторвать школу от семьи, что создало сопернический резонанс в исторических вопросах воспитания. Однако прослеживается, что как и в Древней, так и в новой Руси нового столетия сохраняется народное образование. В задачи уже нового воспитания вместо беспорядочного многоучения входит здоровое и стройное развитие физических и духовных сил, вместо учёности – благовоспитанность, взамен устарелых грамматик и риторик приходит нравственный такт и живое понимание действительности.

Одним из памятников прошлого является «Трактат об ощущениях» философа Кондильяка (1754 г.), в котором прослеживаются свежие взгляды на духовную природу человека. Продолжая традиции Локка (создатель первой художественной педагогической модели), философ предпринял проследить зарождение и рост духовной жизни человека от простейших чувственных восприятий до самых сложных операций духа, создав процесс психологической отливки человека. Таким образом, знание касается необъятного круга предметов, мироздания, истории человечества, природы человеческого духа в её многочисленных проявлениях, в процессах мышления, в исчислении количественных величин и отношений, в строении человеческой речи и в художественных произведениях человеческого слова. Это задания для сердца и воли, эстетических чувств и критического чутья.

В 1762 году Екатерина II в своём Наказе высказала заботы об устройстве нового воспитания юношества. Это воспитание включало в себя новые западные педагогические веяния, основу которых составляла идея об общем воспитании при специальном обучении, подготовляющее к гражданской жизни. Воспитание было направлено на выработку нравственного чувства, поэтому получило широкое распространение в государстве. По приказу Екатерины II было задумано создать систему «воспитательных училищ». В 1764 году И.И. Бецким была создана педагогическая теория «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», что в последствии стало законом Российской империи. В проекте нижних училищ (как деревенских, так и городских), а также средних училищ по типу закрытых гимназий предполагалось подчинение местному духовенству, архиереям, под управлением Синода. Новое воспитание ставило во главу естественность и непринуждённость, что вызывало затруднение в исполнении. Ещё с пяти лет дети вырывались из дома до двадцати лет, чтобы «вкоренить в нежные сердца добронравие и любовь к трудам». Вся методика состояла из чисто-нравственных средств: добрый пример воспитателей, заключающий в себе идею действия нравственного влияния с добровольным желанием подражать, с нравственной восприимчивостью. В качестве наказания является собственно признание себя виновным.

На территории Беларуси первые русские народные училища были открыты в 1789 году в Киеве, Полоцкой и Могилёвской губерниях, методы преподавания были заимствованы и для духовных школ и семинарий. В 1797 году по приказу Императора Павла народные училища стали называться школами.

Заключение. Таким образом, новые воспитательные веяния послужили толчком для учреждения в XVIII веке светских воскресных школ, а также для введения общеобразовательных предметов в конфессиональных воскресных школах. Такое положение дел оставалось вплоть до начала XX в., когда, в связи с организацией государственных школьных систем, общеобразовательные воскресные школы почти повсеместно были закрыты. В свою очередь конфессиональные воскресные школы продолжают существовать во многих современных странах и по сей день.

Текст статьи
  1. Бачинин, В. А. Духовная культура личности: Философские очерки / В. А. Бачинин. – М. : Мысль, 1986. – 108 с.
  2. Звягинцев, Е. А. Об издании книг для школ и народа / Е. А. Звягинцев. – Курск : Тип. Курск. губ. земства, 1901. – 14 с.
  3. Ключевский, В.О. В пользу воскресных школ / В.О.Ключевский / Ажеров, Алчесвская, Бальмонт. – М. : журн. «Русская мысль», 1894. – 277 с.
  4. Копировский, А. Введение во храм. Очерки по церковному искусству / Александр Копировский. – М. : Культурно-просветительский фонд «Преображение», 2015. – 198 с.
  5. Красноперов, И. М. Воспоминания земского статистика (1872–1902) / И. М. Красноперов. – М. : Золотое сечение, 2008. – 120 с.
  6. Маслов, Н. В. Православное воспитание как основа русской педагогики / Н. В. Маслов. – М. : Самшит-издат, 2007. – 544 с
  7. Попов, Г. В. Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV–XVI века / Г.В. Рындина. – М. : Прогресс, 1979. – 476 с.
  8. Трубецкой, Е.Н. «Три очерка о русской иконе», ««Иное царство» и его искатели в русской народной сказке». – М.: Лептапресс, 2003. – 316 с.
Список литературы