Главная
Конференции
Становление и развитие нового гуманитарного и социально-экономического знания
Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в конкурентной среде Каз...

Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в конкурентной среде Казахстана

Секция

Экономические науки

Ключевые слова

малый и средний бизнес
экономика
предпринимательство

Аннотация статьи

В статье рассмотрены условия для активизации развития малого и среднего бизнеса и указаны проблемы. Высокий уровень развития малого и среднего бизнеса является одним из ключевых факторов развития конкуренции. Предприятиям малого и среднего бизнеса необходимо активно использовать цифровые технологии для повышения конкурентоспособности.

Текст статьи

Задача любого государства – стимулировать экономический рост. Стабильный экономический рост напрямую зависит от доли малого и среднего бизнеса в экономике страны. С развитием малого и среднего бизнеса (МСП) формируется средний класс, создаются новые рабочие места, формируется «здоровая» конкурентная среда, все это в конечном итоге благоприятно сказывается на уровне жизни граждан страны.

В Казахстане с 2015 по 2021 годы малое и среднее предпринимательство (МСП) демонстрирует положительные результаты, его доля в ВВП выросла на 7,9% и достигла 34,7%. Выпуск продукции МСП увеличился почти в 2 раза и достиг 29,7 трлн тенге в номинальном выражении. Общее количество действующих МСП выросло на 15,2% и достигло 1,4 млн субъектов. Общая численность занятых в МСП выросла на 10,6% и достигла 3,5 млн человек.

В рамках Концепции развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года будут сформированы необходимые институциональные условия и предпосылки для активизации развития малого и среднего бизнеса. Реализация Концепции к 2030 году обеспечит рост занятости в данной сфере до 5 млн человек. Ожидаемым эффектом Концепции станет увеличение к 2030 году доли МСП в ВВП до 40%, а доли средних компаний в ВВП – до 20%. Достижение поставленных целей возможно при создании условий и возможностей для граждан по самореализации в качестве предпринимателя, ведению открытого и добросовестного бизнеса [1, 2].

В рамках Национального проекта по развитию предпринимательства предоставляются финансовые и нефинансовые меры поддержки МСП. В 2021 году в сравнении с 2020 годом, общий кредитный портфель, охваченный мерами господдержки, увеличился на 57% и составил 3,4 трлн тенге [3].

При этом в 2021 году правительство продолжило реализацию комплекса антикризисных мер, начатых в период пандемии, в том числе: кредитование пострадавших секторов экономики; трехлетний мораторий на проведение проверок с посещением субъектов малого и микропредпринимательства; отсрочка по кредитам субъектов МСП в пострадавших отраслях; налоговые льготы [4].

В концепции развития МСП в Казахстане до 2030 года указаны главные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Казахстане. Во-первых, проводимое государственными органами регулирование в соответствующих сферах не в полной мере учитывает, что отношение к предпринимательству зависит от культивируемых в обществе ценностей, мотивации людей и качества человеческого капитала, в связи с чем отсутствуют предпосылки для повышения роста добровольного предпринимательства. Во-вторых, текущее состояние институциональной среды сдерживает предпринимательскую активность.

В концепции развития МСБ в Казахстане до 2030 года обозначены ключевые вопросы развития малого и среднего предпринимательства в Казахстане. Во-первых, регулирование, проводимое государственными органами в соответствующих сферах, не в полной мере учитывает, что отношение к предпринимательству зависит от ценностей, мотивации людей и качества человеческого капитала, в связи с чем отсутствуют предпосылки для повышения роста добровольного предпринимательства. Во-вторых, современное состояние институциональной среды сдерживает предпринимательскую активность.

Анализ институциональных условий развития МСБ показывает наличие ряда проблем, проявляющихся в недоверии собственности бизнеса (высокий риск конфискации), неразвитой конкуренции, прямом и косвенном вмешательстве в цены, что, в свою очередь, не обеспечивает роста предпринимательской активности.

Кроме того, система административно-правового регулирования в отдельных отраслях и сферах остается недружественной по отношению к небольшим предприятиям и не учитывает специфику ведения предпринимательской деятельности в рамках малых форм хозяйствования. В сочетании с высоким уровнем фискальной нагрузки указанные обстоятельства не позволяют предприятиям, находящимся на начальных этапах деятельности, увеличить рынок сбыта продукции, повысить доходность и таким образом обеспечить переход из микробизнеса в малый или средний бизнес.

В-третьих, бизнес-климат по-прежнему остается сложным и непредсказуемым.

Текущая структура государственной поддержки в недостаточной мере учитывает объективное географическое и отраслевое распределение МСП и порождает неэффективное расходование ограниченных государственных ресурсов. Государственные интервенции, направляемые на рост МСП в сельской местности, малых и моногородах, не дают ожидаемых результатов. Когда значительная доля бюджетных ресурсов направляется на финансовые меры, в недостаточной мере финансируются нефинансовые меры, способствующие повышению компетенций и усилению факторов конкурентоспособности МСП, не связанных со стоимостью заемного капитала.

По словам экспертов, недостаточная эффективность государственных программ может быть также обусловлена распределением ограниченного объема бюджетных средств на приоритеты и подходы по поддержке предпринимательства, не связанные с общими стратегическими целями экономического развития.

Крайне узкий охват субъектов МСП мерами государственной поддержки создает дополнительные источники для коррупции, порождая элементы привилегированного отношения к отдельным субъектам предпринимательства, ослабления стимулов для развития факторов производства, приводя в стагнацию ориентацию предпринимателей на регулируемые закупки, импортозамещение и усиливая непродуктивные требования по защите внутреннего рынка [4].

В рамках реализации национального проекта к 2025 году планируется, что доля малого и среднего бизнеса в ВВП вырастет до 35%, рост туризма в ВВП увеличится до 8,4 трлн тенге, доля государства в экономике упадет до 14% и будет создано 995,3 тыс. рабочих мест. Национальный проект предусматривает 10 целей, три из которых направлены на содействие занятости населения: создание условий для открытия и развития собственного бизнеса, поддержку предпринимателей путем организации субсидируемых рабочих мест и развитие навыков для удовлетворения потребностей предпринимателей.

Следует отметить, что дальнейшему развитию предпринимательской деятельности в стране также препятствует громоздкая регуляторная система и излишняя административная нагрузка.

Решить эту проблему планируется в два этапа в рамках закона по вопросам внедрения новой регуляторной политики, который подписал Глава государства в конце 2021 года.

Так, в первом полугодии 2022 года обеспечен пересмотр регуляторных требований в четырех приоритетных отраслях: торговая деятельность, транспорт, сельское хозяйство, услуги общественного питания и проживания. Охват субъектов МСП в данных сферах составляет порядка 60%.

Во втором полугодии 2022 года и в 2023 году планируется пересмотреть требования (более 40 тыс.) к бизнесу в остальных отраслях, среди которых здравоохранение, строительство, промышленность и др. (охват МСП – 40%).

Таким образом, реализация указанных новых подходов позволит кардинально снизить нагрузку на бизнес и придать импульс развитию деловой активности в условиях новой экономической реальности.

МСБ обычно имеет гораздо меньше финансовых возможностей по сравнению с крупными компаниями. Поэтому снижение нормативной нагрузки имеет решающее значение и должно включать в себя оптимизацию Налогового кодекса и процессов банкротства, а также внедрение оценки регулирующего воздействия. Все это должно помочь вывести МСБ из теневой экономики. Малый и средний бизнес также нуждается в финансировании и консультационной поддержке для того, чтобы оцифровать свои бизнес-процессы.

Мы считаем, что цифровизация экономики и бизнеса должна стать одним из главных приоритетов в среднесрочной перспективе в Казахстане. Необходимо финансировать и поощрять компании, стремящиеся к цифровой трансформации. Предприятиям необходимо активно использовать цифровые платежи, большие данные, облачные технологии и Интернет вещей для решения своих повседневных задач и улучшения взаимодействия с пользователями, что положительно сказывается на объемах продаж.

Список литературы

  1. https://primeminister.kz/ru/news/pravitelstvom-odobrena-koncepciya-razvitiya
  2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 апреля 2022 года № 250 «Об утверждении Концепции развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан до 2030 года».
  3. Об утверждении национального проекта по развитию предпринимательства на 2021–2025 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 728.
  4. https://kapital.kz/business/104737/dolya-malogo-i-srednego-biznesa-v-vvp-dostigla-pochti-35.html

Поделиться

880

Нуркаятова Ж. К. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в конкурентной среде Казахстана // Становление и развитие нового гуманитарного и социально-экономического знания : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 октября 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 30-33. URL: https://apni.ru/article/4674-problemi-razvitiya-malogo-i-srednego-predprin

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря