Задача любого государства – стимулировать экономический рост. Стабильный экономический рост напрямую зависит от доли малого и среднего бизнеса в экономике страны. С развитием малого и среднего бизнеса (МСП) формируется средний класс, создаются новые рабочие места, формируется «здоровая» конкурентная среда, все это в конечном итоге благоприятно сказывается на уровне жизни граждан страны.
В Казахстане с 2015 по 2021 годы малое и среднее предпринимательство (МСП) демонстрирует положительные результаты, его доля в ВВП выросла на 7,9% и достигла 34,7%. Выпуск продукции МСП увеличился почти в 2 раза и достиг 29,7 трлн тенге в номинальном выражении. Общее количество действующих МСП выросло на 15,2% и достигло 1,4 млн субъектов. Общая численность занятых в МСП выросла на 10,6% и достигла 3,5 млн человек.
В рамках Концепции развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года будут сформированы необходимые институциональные условия и предпосылки для активизации развития малого и среднего бизнеса. Реализация Концепции к 2030 году обеспечит рост занятости в данной сфере до 5 млн человек. Ожидаемым эффектом Концепции станет увеличение к 2030 году доли МСП в ВВП до 40%, а доли средних компаний в ВВП – до 20%. Достижение поставленных целей возможно при создании условий и возможностей для граждан по самореализации в качестве предпринимателя, ведению открытого и добросовестного бизнеса [1, 2].
В рамках Национального проекта по развитию предпринимательства предоставляются финансовые и нефинансовые меры поддержки МСП. В 2021 году в сравнении с 2020 годом, общий кредитный портфель, охваченный мерами господдержки, увеличился на 57% и составил 3,4 трлн тенге [3].
При этом в 2021 году правительство продолжило реализацию комплекса антикризисных мер, начатых в период пандемии, в том числе: кредитование пострадавших секторов экономики; трехлетний мораторий на проведение проверок с посещением субъектов малого и микропредпринимательства; отсрочка по кредитам субъектов МСП в пострадавших отраслях; налоговые льготы [4].
В концепции развития МСП в Казахстане до 2030 года указаны главные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Казахстане. Во-первых, проводимое государственными органами регулирование в соответствующих сферах не в полной мере учитывает, что отношение к предпринимательству зависит от культивируемых в обществе ценностей, мотивации людей и качества человеческого капитала, в связи с чем отсутствуют предпосылки для повышения роста добровольного предпринимательства. Во-вторых, текущее состояние институциональной среды сдерживает предпринимательскую активность.
В концепции развития МСБ в Казахстане до 2030 года обозначены ключевые вопросы развития малого и среднего предпринимательства в Казахстане. Во-первых, регулирование, проводимое государственными органами в соответствующих сферах, не в полной мере учитывает, что отношение к предпринимательству зависит от ценностей, мотивации людей и качества человеческого капитала, в связи с чем отсутствуют предпосылки для повышения роста добровольного предпринимательства. Во-вторых, современное состояние институциональной среды сдерживает предпринимательскую активность.
Анализ институциональных условий развития МСБ показывает наличие ряда проблем, проявляющихся в недоверии собственности бизнеса (высокий риск конфискации), неразвитой конкуренции, прямом и косвенном вмешательстве в цены, что, в свою очередь, не обеспечивает роста предпринимательской активности.
Кроме того, система административно-правового регулирования в отдельных отраслях и сферах остается недружественной по отношению к небольшим предприятиям и не учитывает специфику ведения предпринимательской деятельности в рамках малых форм хозяйствования. В сочетании с высоким уровнем фискальной нагрузки указанные обстоятельства не позволяют предприятиям, находящимся на начальных этапах деятельности, увеличить рынок сбыта продукции, повысить доходность и таким образом обеспечить переход из микробизнеса в малый или средний бизнес.
В-третьих, бизнес-климат по-прежнему остается сложным и непредсказуемым.
Текущая структура государственной поддержки в недостаточной мере учитывает объективное географическое и отраслевое распределение МСП и порождает неэффективное расходование ограниченных государственных ресурсов. Государственные интервенции, направляемые на рост МСП в сельской местности, малых и моногородах, не дают ожидаемых результатов. Когда значительная доля бюджетных ресурсов направляется на финансовые меры, в недостаточной мере финансируются нефинансовые меры, способствующие повышению компетенций и усилению факторов конкурентоспособности МСП, не связанных со стоимостью заемного капитала.
По словам экспертов, недостаточная эффективность государственных программ может быть также обусловлена распределением ограниченного объема бюджетных средств на приоритеты и подходы по поддержке предпринимательства, не связанные с общими стратегическими целями экономического развития.
Крайне узкий охват субъектов МСП мерами государственной поддержки создает дополнительные источники для коррупции, порождая элементы привилегированного отношения к отдельным субъектам предпринимательства, ослабления стимулов для развития факторов производства, приводя в стагнацию ориентацию предпринимателей на регулируемые закупки, импортозамещение и усиливая непродуктивные требования по защите внутреннего рынка [4].
В рамках реализации национального проекта к 2025 году планируется, что доля малого и среднего бизнеса в ВВП вырастет до 35%, рост туризма в ВВП увеличится до 8,4 трлн тенге, доля государства в экономике упадет до 14% и будет создано 995,3 тыс. рабочих мест. Национальный проект предусматривает 10 целей, три из которых направлены на содействие занятости населения: создание условий для открытия и развития собственного бизнеса, поддержку предпринимателей путем организации субсидируемых рабочих мест и развитие навыков для удовлетворения потребностей предпринимателей.
Следует отметить, что дальнейшему развитию предпринимательской деятельности в стране также препятствует громоздкая регуляторная система и излишняя административная нагрузка.
Решить эту проблему планируется в два этапа в рамках закона по вопросам внедрения новой регуляторной политики, который подписал Глава государства в конце 2021 года.
Так, в первом полугодии 2022 года обеспечен пересмотр регуляторных требований в четырех приоритетных отраслях: торговая деятельность, транспорт, сельское хозяйство, услуги общественного питания и проживания. Охват субъектов МСП в данных сферах составляет порядка 60%.
Во втором полугодии 2022 года и в 2023 году планируется пересмотреть требования (более 40 тыс.) к бизнесу в остальных отраслях, среди которых здравоохранение, строительство, промышленность и др. (охват МСП – 40%).
Таким образом, реализация указанных новых подходов позволит кардинально снизить нагрузку на бизнес и придать импульс развитию деловой активности в условиях новой экономической реальности.
МСБ обычно имеет гораздо меньше финансовых возможностей по сравнению с крупными компаниями. Поэтому снижение нормативной нагрузки имеет решающее значение и должно включать в себя оптимизацию Налогового кодекса и процессов банкротства, а также внедрение оценки регулирующего воздействия. Все это должно помочь вывести МСБ из теневой экономики. Малый и средний бизнес также нуждается в финансировании и консультационной поддержке для того, чтобы оцифровать свои бизнес-процессы.
Мы считаем, что цифровизация экономики и бизнеса должна стать одним из главных приоритетов в среднесрочной перспективе в Казахстане. Необходимо финансировать и поощрять компании, стремящиеся к цифровой трансформации. Предприятиям необходимо активно использовать цифровые платежи, большие данные, облачные технологии и Интернет вещей для решения своих повседневных задач и улучшения взаимодействия с пользователями, что положительно сказывается на объемах продаж.