Главная
Конференции
Образование, наука, технологии: современные парадигмы и практические разработки
Мониторинг психологического и физического здоровья детей в дошкольной организаци...

Мониторинг психологического и физического здоровья детей в дошкольной организации

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

мониторинг
психологическое здоровье
мониторинг физического здоровья

Аннотация статьи

В статье мониторинг психологического и физического здоровья рассматривается в качестве одним из приоритетных направлений здоровье сберегающей деятельности в дошкольной организации.

Текст статьи

Что такое мониторинг? Это методика и система наблюдений за состоянием определенного объекта или процесса, дающая возможность наблюдать его в развитии, оценивать, оперативно выявлять результаты воздействия различных внешних факторов [6, с.534].

Более точным и универсальным предоставляется следующее определение понятия мониторинга – система сбора, обработки, хранения и распространения информации о какой-либо системе или отдельных её элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления данной системой, позволяющая судить о ее состоянии в любой момент времени и дающая возможность прогнозирования её развития [3, с.153].

Многие авторы выдвигают следующие требования к мониторингу. Мониторинг должен давать полную информацию, как о процессе психофизического здоровья, так и об изменениях, происходящих в детях в результате специальных психологических и педагогических воздействий.

Мониторинг, как и любая диагностика, должен отвечать требованиям объективности и надежности информации, а для этого необходимо использовать стандартизированные, нормированные диагностические методики, а результаты диагностики следует подвергать статистической математической обработке и грамотной объективной интерпретации.

Мониторинг только в том случае будет выполнять свою функцию, если диагностическая информация будет поступать всем заинтересованным лицам своевременно, с необходимыми пояснениями и рекомендациями и, главное, не во вред личности [4, с.272].

При этом одной из задач концепции развития здоровье сберегающей деятельности в общеобразовательных учреждениях является систематизация теоретических данных и диагностического материала в рамках организации мониторинговых исследований психологического здоровья детей в системе дошкольного образования [2, с.42-47].

Выделяют следующие уровни для мониторинга психологического здоровья детей в системе дошкольного образования:

  1. Уровень тревожности (низкий, норма, высокий).
  2. Уровень стрессоустойчивости (низкий, нома, высокий).
  3. Уровень стабильности эмоционального состояния (низкий, средний, высокий).
  4. Уровень адаптации (адаптация, частичная адаптация, дезадаптация) [5, с.45].

Большинство авторов, исследующих связь здоровья человека с личностными особенностями, в качестве одного из главных факторов риска выделяют тревожность. Для тревожного человека характерен когнитивный стиль, сопряжённый с недооценкой собственных сил и преувеличением опасности (тревожная диада по А. Беку).

Холмогорова А.Б. дополняет эту диаду третьим компонентом – «ничто не поможет», т.е. представление о равнодушии или враждебности окружающих. Всё сказанное выше приводит к поведению избегания, ощущению беспомощности и страху критического неодобрительного отношения со стороны других. Доказано, что высокий уровень тревожности способствует развитию предневротических состояний. Повышенная склонность испытывать негативные ожидания приводит к повышению соматической заболеваемости, более длительному течению болезней [7, с.50].

Кроме того, высокая тревожность обуславливает снижение уровня притязаний личности, самооценки, решительности, уверенности в себе, выступая фактором риска и для психологического здоровья. Так, было показано, что тревожные дети ориентируются не столько на реальные обстоятельства, сколько на собственные предчувствия, настроения и опасения. В результате они действительно чаще переживают неуспех по сравнению со своими менее тревожными сверстниками.

Снижение тревожности у здоровой личности может происходить за счет переориентации с будущего на настоящее. Сознательный выбор жить в настоящем, «здесь и теперь», позволяет принимать жизнь такой, какая она есть, и наслаждаться имеющимися радостями.

Понятие стресса в системе образования в настоящее время прочно вошло в педагогический обиход. Этот термин обозначает как состояния дистресса у детей, возникающие в связи с образовательным процессом, так и сами стрессогонные факторы.

Известно выражение зарубежных психологов: «Быть ребёнком –значит испытывать стресс». Стрессов у детей ничуть не меньше, чем у взрослых, просто их причины и внешние проявления иные. Но в основе – несоответствие нервной системы человека и современного образа жизни.

Психологическое воздействие стрессов в системе образования проявляется в трёх основных формах:

  • мобилизация усилий и активности – «бойцы»;
  • растерянность, паника, слезы – «паникёры»;
  • состояние ступора и отстраненность – «тормозы».

Различаются и последствия воздействия стрессовой ситуации: от быстрого переключения до длительного психологического «застревания».

Разные дети отвечают на стресс по – разному. Некоторые дошкольники преуспевают в ситуациях, которые приводят других людей в состояние истощения. Одни начинают много есть, другие теряют аппетит; одни с трудом засыпают ночью, другие испытывают сонливость даже днём. И все же есть общие принципы выхода из состояния сильного стресса.

Кроме того психологи выделяют одно из качеств личности, которое позволяет сделать вывод о способности человека противостоять стрессовым факторам. Это качество – стрессоустойчивости личности, что означает умение человека преодолевать трудности,

Подавлять свои эмоции, проявляя выдержку и такт. Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья [8, эр.].

Именно это качество – стрессоустойчивость, в норме своего проявления способствующее сохранению психологического здоровья, педагоги-психологи считают возможным выделить как ещё один параметр для мониторинга психологического здоровья воспитанников образовательных учреждений.

Оправдано выделить ещё один параметр для мониторинга психологического здоровья, а именно – стабильность эмоционального состояния или эмоциональная стабильность. Данное понятие означает характеристику эмоционального развития личности, её интегрированности, то есть адекватности эмоциональных реакций, их последовательности и предсказуемости. Это состояние обычно определяется выражением «ровное настроение» [8, эр.].

Противоположностью эмоциональной стабильности является эмоциональная неустойчивость – импульсивность, когда человек находится под влиянием чувств, переменчив в настроениях, легко расстраивается, неустойчив в интересах, нетерпим, раздражителен, быстро утомляется.

Главным критерием психологического здоровья, по мнению В.А. Ананьева является адаптация ребенка к социуму.

Психологическое здоровье дошкольника понимается как психологическое благополучие, а не только как отсутствие психических и физиологических заболеваний. Под психологическим благополучием понимается реалистическое и адекватное функционирование индивида. Эмоциональное благополучие обеспечивается преимущественно положительным эмоциональным фоном с преобладанием переживаний радости, удовлетворенности, комфорта над эмоциями тревоги, страха, печали, враждебности, гнева.

С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходят значимые изменения, которые характеризуются адаптацией к новым социальным условиям. Отсутствие своевременной психологической помощи может привести к нарушению психологического здоровья и формированию невротических реакций.

Поэтому необходимо проводить раннюю диагностику адаптированности ребёнка к условиям дошкольного учреждения. Она поможет целенаправленно организовать жизнь, как младшего, так и старшего дошкольника в детском саду, найти правильный и безболезненный способ приспособления ребёнка к новым условиям, сформировать у него навыки общения со сверстниками и, в итоге, положительное отношение к детскому саду.

Своевременный квалифицированный мониторинг психологического здоровья детей в условиях дошкольной организации имеет комплексное назначение и позволяет:

  1. Осуществлять контроль над динамикой психологического здоровья детей в условиях дошкольной организации и своевременное исправление отклонений.
  2. Определять содержание программы работы с целью создания оптимальных условий развития и укрепления психологического здоровья современных дошкольников.
  3. Проверять эффективности психопрофилактической работы и совершенствовать процесс здоровьесбережения.
  4. Проводить научный анализ методов укрепления психологического здоровья детей дошкольного возраста, в условиях дошкольной организации.
  5. Разрабатывать рекомендации всем участникам образовательного процесса [4, с.424].

Мониторинг физического здоровья направлен на комплексное изучение воспитанников и проводится по четырем показателям: состояние здоровья, физическое развитие (ОДА), физическая подготовленность, двигательная активность. Методы обследования: анализ и изучение медицинской документации, педагогическое наблюдение, тестирование (по желанию).

Содержание мониторинга физического развития и воспитания детей состоит из шести направлений работы:

  1. состояния здоровья детей;
  2. диагностика физической подготовленности дошкольников;
  3. профессиональная компетенция воспитателей;
  4. качество физкультурно-оздоровительной работы;
  5. преемственность в работе с родителями [1, с.220].

Таким образом, данные мониторинга способствуют оценке эффективности целостной системы физического воспитания в ДОО, дают объективную индивидуальную характеристику физической готовности детей к школе [1, с.224].

Список литературы

  1. Власенко, Н.Э. Технология мониторинга физического состояния и развития детей дошкольного возраста / Н.Э. Власенко // ФГБОУ ВПО ВГИФК ; [под ред. Г.В. Бугаева, И.Е. Поповой]. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2014. 224с.
  2. Козин, А.М. Формирование культуры здоровья личности в современном образовании/А.М. Козин // Здоровьесберегающее образование. - №1. - 2009.
  3. Краткий словарь по логике. - М.: Просвещение, 1991. 207с.
  4. Майоров, А.Н. Мониторинг в образовании: Изд.3-е, испр. и доп. / А.Н. Майоров-М.: Интеллект-Центр,2005.424с.
  5. Мониторинг работы по охране жизни и укреплению здоровья детей в дошкольном учреждении: практический материал. - Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006.
  6. Психологическая энциклопедия.2-е изд./Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. - СПб.: Питер, 2003.- 1096с.
  7. Фейгенберг, И.М. Мозг, психика, здоровье / И.М.Фейгенберг. - М. 1972. 115с.
  8. Шаферова, О.Е. Рекомендации «Здоровье сберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

Поделиться

1897

Шамраева Е. В., Ланцова В. Ф., Седнева Е. М. Мониторинг психологического и физического здоровья детей в дошкольной организации // Образование, наука, технологии: современные парадигмы и практические разработки : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 октября 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 60-64. URL: https://apni.ru/article/4678-monitoring-psikhologicheskogo-i-fizicheskogo

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря