Что такое мониторинг? Это методика и система наблюдений за состоянием определенного объекта или процесса, дающая возможность наблюдать его в развитии, оценивать, оперативно выявлять результаты воздействия различных внешних факторов [6, с.534].
Более точным и универсальным предоставляется следующее определение понятия мониторинга – система сбора, обработки, хранения и распространения информации о какой-либо системе или отдельных её элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления данной системой, позволяющая судить о ее состоянии в любой момент времени и дающая возможность прогнозирования её развития [3, с.153].
Многие авторы выдвигают следующие требования к мониторингу. Мониторинг должен давать полную информацию, как о процессе психофизического здоровья, так и об изменениях, происходящих в детях в результате специальных психологических и педагогических воздействий.
Мониторинг, как и любая диагностика, должен отвечать требованиям объективности и надежности информации, а для этого необходимо использовать стандартизированные, нормированные диагностические методики, а результаты диагностики следует подвергать статистической математической обработке и грамотной объективной интерпретации.
Мониторинг только в том случае будет выполнять свою функцию, если диагностическая информация будет поступать всем заинтересованным лицам своевременно, с необходимыми пояснениями и рекомендациями и, главное, не во вред личности [4, с.272].
При этом одной из задач концепции развития здоровье сберегающей деятельности в общеобразовательных учреждениях является систематизация теоретических данных и диагностического материала в рамках организации мониторинговых исследований психологического здоровья детей в системе дошкольного образования [2, с.42-47].
Выделяют следующие уровни для мониторинга психологического здоровья детей в системе дошкольного образования:
- Уровень тревожности (низкий, норма, высокий).
- Уровень стрессоустойчивости (низкий, нома, высокий).
- Уровень стабильности эмоционального состояния (низкий, средний, высокий).
- Уровень адаптации (адаптация, частичная адаптация, дезадаптация) [5, с.45].
Большинство авторов, исследующих связь здоровья человека с личностными особенностями, в качестве одного из главных факторов риска выделяют тревожность. Для тревожного человека характерен когнитивный стиль, сопряжённый с недооценкой собственных сил и преувеличением опасности (тревожная диада по А. Беку).
Холмогорова А.Б. дополняет эту диаду третьим компонентом – «ничто не поможет», т.е. представление о равнодушии или враждебности окружающих. Всё сказанное выше приводит к поведению избегания, ощущению беспомощности и страху критического неодобрительного отношения со стороны других. Доказано, что высокий уровень тревожности способствует развитию предневротических состояний. Повышенная склонность испытывать негативные ожидания приводит к повышению соматической заболеваемости, более длительному течению болезней [7, с.50].
Кроме того, высокая тревожность обуславливает снижение уровня притязаний личности, самооценки, решительности, уверенности в себе, выступая фактором риска и для психологического здоровья. Так, было показано, что тревожные дети ориентируются не столько на реальные обстоятельства, сколько на собственные предчувствия, настроения и опасения. В результате они действительно чаще переживают неуспех по сравнению со своими менее тревожными сверстниками.
Снижение тревожности у здоровой личности может происходить за счет переориентации с будущего на настоящее. Сознательный выбор жить в настоящем, «здесь и теперь», позволяет принимать жизнь такой, какая она есть, и наслаждаться имеющимися радостями.
Понятие стресса в системе образования в настоящее время прочно вошло в педагогический обиход. Этот термин обозначает как состояния дистресса у детей, возникающие в связи с образовательным процессом, так и сами стрессогонные факторы.
Известно выражение зарубежных психологов: «Быть ребёнком –значит испытывать стресс». Стрессов у детей ничуть не меньше, чем у взрослых, просто их причины и внешние проявления иные. Но в основе – несоответствие нервной системы человека и современного образа жизни.
Психологическое воздействие стрессов в системе образования проявляется в трёх основных формах:
- мобилизация усилий и активности – «бойцы»;
- растерянность, паника, слезы – «паникёры»;
- состояние ступора и отстраненность – «тормозы».
Различаются и последствия воздействия стрессовой ситуации: от быстрого переключения до длительного психологического «застревания».
Разные дети отвечают на стресс по – разному. Некоторые дошкольники преуспевают в ситуациях, которые приводят других людей в состояние истощения. Одни начинают много есть, другие теряют аппетит; одни с трудом засыпают ночью, другие испытывают сонливость даже днём. И все же есть общие принципы выхода из состояния сильного стресса.
Кроме того психологи выделяют одно из качеств личности, которое позволяет сделать вывод о способности человека противостоять стрессовым факторам. Это качество – стрессоустойчивости личности, что означает умение человека преодолевать трудности,
Подавлять свои эмоции, проявляя выдержку и такт. Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья [8, эр.].
Именно это качество – стрессоустойчивость, в норме своего проявления способствующее сохранению психологического здоровья, педагоги-психологи считают возможным выделить как ещё один параметр для мониторинга психологического здоровья воспитанников образовательных учреждений.
Оправдано выделить ещё один параметр для мониторинга психологического здоровья, а именно – стабильность эмоционального состояния или эмоциональная стабильность. Данное понятие означает характеристику эмоционального развития личности, её интегрированности, то есть адекватности эмоциональных реакций, их последовательности и предсказуемости. Это состояние обычно определяется выражением «ровное настроение» [8, эр.].
Противоположностью эмоциональной стабильности является эмоциональная неустойчивость – импульсивность, когда человек находится под влиянием чувств, переменчив в настроениях, легко расстраивается, неустойчив в интересах, нетерпим, раздражителен, быстро утомляется.
Главным критерием психологического здоровья, по мнению В.А. Ананьева является адаптация ребенка к социуму.
Психологическое здоровье дошкольника понимается как психологическое благополучие, а не только как отсутствие психических и физиологических заболеваний. Под психологическим благополучием понимается реалистическое и адекватное функционирование индивида. Эмоциональное благополучие обеспечивается преимущественно положительным эмоциональным фоном с преобладанием переживаний радости, удовлетворенности, комфорта над эмоциями тревоги, страха, печали, враждебности, гнева.
С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходят значимые изменения, которые характеризуются адаптацией к новым социальным условиям. Отсутствие своевременной психологической помощи может привести к нарушению психологического здоровья и формированию невротических реакций.
Поэтому необходимо проводить раннюю диагностику адаптированности ребёнка к условиям дошкольного учреждения. Она поможет целенаправленно организовать жизнь, как младшего, так и старшего дошкольника в детском саду, найти правильный и безболезненный способ приспособления ребёнка к новым условиям, сформировать у него навыки общения со сверстниками и, в итоге, положительное отношение к детскому саду.
Своевременный квалифицированный мониторинг психологического здоровья детей в условиях дошкольной организации имеет комплексное назначение и позволяет:
- Осуществлять контроль над динамикой психологического здоровья детей в условиях дошкольной организации и своевременное исправление отклонений.
- Определять содержание программы работы с целью создания оптимальных условий развития и укрепления психологического здоровья современных дошкольников.
- Проверять эффективности психопрофилактической работы и совершенствовать процесс здоровьесбережения.
- Проводить научный анализ методов укрепления психологического здоровья детей дошкольного возраста, в условиях дошкольной организации.
- Разрабатывать рекомендации всем участникам образовательного процесса [4, с.424].
Мониторинг физического здоровья направлен на комплексное изучение воспитанников и проводится по четырем показателям: состояние здоровья, физическое развитие (ОДА), физическая подготовленность, двигательная активность. Методы обследования: анализ и изучение медицинской документации, педагогическое наблюдение, тестирование (по желанию).
Содержание мониторинга физического развития и воспитания детей состоит из шести направлений работы:
- состояния здоровья детей;
- диагностика физической подготовленности дошкольников;
- профессиональная компетенция воспитателей;
- качество физкультурно-оздоровительной работы;
- преемственность в работе с родителями [1, с.220].
Таким образом, данные мониторинга способствуют оценке эффективности целостной системы физического воспитания в ДОО, дают объективную индивидуальную характеристику физической готовности детей к школе [1, с.224].