Большое значение для восприятия речи окружающими имеет ее просодическая сторона. У детей с нарушением просодической стороны речи ярко выражено неумение говорить с интонацией, менять темп и ритм речи, делать паузы в нужных местах, использовать логическое ударение, повышение и понижение голоса. Такая речь плохо воспринимается окружающими. Поэтому необходимо больше времени уделять развитию просодической стороны речи у детей.
В настоящее время логопед должен не только знать практические приемы коррекции просодической стороны речи, но и знать клинические проявления невротических и неврозоподобных состояний. Только тогда могут быть правильно подобраны способы развития просодической стороны речи, которые несколько отличаются при разных клинических формах заикания. На практике это положение не всегда учитывается. Своевременное предупреждение и устранение недостатков речи ребенка является актуальной задачей всех детских садов.
Развитие просодической стороны речи является неотъемлемой частью овладения родным языком. Развитие языковой способности в дошкольном возрасте осуществляется только в процессе речевого общения, что предполагает необходимость учитывать принципиально важное значение просодических компонентов в формировании восприятия и воспроизведения его средств, осуществлении коммуникативной функции речи. Именно просодика помогает ясно и точно выразить мысль, донести до слушателя и собеседника необходимую информацию. Поэтому очень важно начинать работу по формированию просодической стороны речи еще в дошкольном возрасте, так как эта работа стимулирует развитие связной речи, позволяет избежать таких недостатков высказывания как монотонность, нерасчленность речи, нечеткость дикции, замедленный темп, влияющих на понимание содержания и эмоционального смысла высказывания.
Роль просодической стороны речи чрезвычайно важна, поскольку, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи.
Просодическая сторона речи состоит из таких компонентов как интонация, сила и высота голоса, темп, ритм, тембр, логическое ударение, которые определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации, несут определенную семантическую нагрузку. Просодические компоненты речи воспринимаются и воспроизводятся ребенком значительно раньше, чем начинает формироваться словесная речь, и на ранних этапах развития выступают главными средствами коммуникации. Процесс становления просодических элементов заканчивается в период формирования устной речи.
Работа по формированию просодической стороны речи у заикающихся дошкольников проводилась в ходе реализации различных видов деятельности детей в детском саду, на всех занятиях: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях.
Для успешного решения поставленных задач нами были определены направления коррекционно-педагогической деятельности.
Система коррекционной работы включала три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Спецификой работы на подготовительном этапе было то, что все упражнения мы выполняли под музыку, причем подбирали музыку таким образом, чтобы была яркая смена музыкальных отрывков, темпов, ритмов, характера и силы звука, так как именно такая музыка помогает ребенку научиться переключаться с одного движения на другое. Дети последовательно воспроизводили без заикания слоги, слова, словосочетания, предложения, тексты в ритмических упражнениях сочетанием с движением, хлопки, притопы, шагистика, отстукивания, работа с мячом, передавали ритмический рисунок с заданных слов.
На втором этапе Дети учились, осознано воспринимать и воспроизводить ритмический рисунок речи. На этом этапе осуществляется переход к самостоятельной речи. Постепенный переход от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, свободному высказыванию и включает в себя формы: сопровождающую, завершающую, предваряющую. Предусматривались рассказы детей, их вопросы и ответы о своей деятельности, высказывания по собственному желанию.
После того как ребенок приобрел навык правильной речи, переходим на заключительный этап. Идет закрепление навыков свободной связной речи. Работа осуществлялась в театрализованной деятельности в творческих и сюжетно- ролевых играх. Театрализованные представления служат связующим звеном для правильного перехода из игровых условий в привычные и повседневные. Осуществляется навык формирования у ребенка социально- личностных качеств. Определяется правильное взаимодействие и взаимопонимание с окружающими.
Для устранения выявленных нарушений была разработана система упражнений по развитию просодических компонентов речи у детей с речевыми нарушениями, способствующая развитию связной речи, устранению монотонности, нерасчленности речи, нечеткости дикции, замедленного темпа.
Предложенная нами система логопедической работы по формированию просодической стороны речи у заикающихся дошкольников средствами логоритмики оказалась эффективной. После ее проведения был выявлен устойчивый прирост всех анализируемых показателей. Существенно выросла сформированность уровня просодической стороны речи: отсутствует уровень ниже среднего, появился высокий уровень. Также выявлен устойчивый прирост показателей развития каждого из компонентов просодической стороны речи. Наиболее эффективной предложенная система логопедической работы оказалась в плане улучшения восприятия тембра значительный прирост обнаружен в развитии восприятия ритма, восприятия и воспроизведения логического ударения.