К проблеме мотивационной готовности педагогов к профессиональному развитию

Статья посвящена рассмотрению проблемы мотивационной готовности педагога к профессиональному развитию как одного из значимых условий успешности педагогической деятельности. На основе результатов экспериментальных исследований обоснована актуальность и значимость поиска путей и условий формирования у педагогов мотивационной готовности к профессиональному развитию.

Аннотация статьи
педагогическая деятельность
профессиональное развитие педагога
мотивационная готовность к профессиональному развитию
Ключевые слова

Центральной задачей и смыслом педагогической деятельности сегодня является создание условий для саморазвития обучаемых, их самовоспитания и самореализации. Задачи такого уровня может решать только педагог постоянно совершенствующийся, профессионально развивающийся, стремящийся к достижению педагогического мастерства.

Одним из базовых понятий, лежащих в основе профессионального мастерства, является компетентность, которая рассматривается как интегральная характеристика, определяющая способность и готовность субъекта решать профессиональные проблемы и профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, навыков, умений, профессионального и жизненного опыта, ценностей и культуры. «Способность» в данном случае понимается не как «предрасположенность», а как «умение», с учетом того, что в целом способность рассматривается как свойство личности, которое является условием успешного освоения и выполнения определенного вида деятельности. Термин «готовность» рассматривается, прежде всего, как психологическая готовность к самостоятельному и, при необходимости, творческому выполнению профессиональной деятельности [3, с. 18-19].

Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная подготовленность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры, и предусматривает необходимость непрерывного образования, процесса постоянного повышения профессиональной компетентности. Компетентный специалист устремлен в будущее, предвидит изменения, ориентирован на постоянное образование и развитие. Важной особенностью профессиональной компетентности человека является то, что она реализуется в настоящем, но ориентирована на будущее [3, с. 20].

Ученые Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена справедливо утверждают – природа компетентности такова, что она может проявляться только в органическом единстве с ценностями человека, то есть при условии глубокой личностной заинтересованности в данном виде деятельности [3, с. 18]. Исследования автора статьи показывают, что личностная заинтересованность в деятельности есть, прежде всего, мотивация этой деятельности – вся совокупность побуждений, обусловливающая, с одной стороны, стремление человека заниматься этой деятельностью, с другой – качественно ее осуществлять.

Значимость мотивации в профессиональной деятельности и профессиональном развитии педагога мы уже обсуждали в предыдущих работах (Мелетичев В.В., 2011, 2012, 2014, 2015, 2016, 2018). Мотивация профессионального развития, как вида деятельности, обусловливается совокупностью внутренних и внешних побуждений. Ранее нами было обосновано положение о том, что действительное профессиональное совершенствование педагога возможно лишь тогда, когда имеет место мотивация самого педагога к профессиональному развитию, его собственное понимание и осознанное внутреннее стремление развиваться и совершенствоваться в сфере избранной профессиональной деятельности [5, с. 112].

Данная позиция подтверждается работами многих авторов. Так Э.Ф. Зеер под профессиональным развитием личности понимает «формирование устойчивых положительных мотивов, социально значимых и профессионально важных качеств личности, готовности к постоянному профессиональному росту, нахождение оптимальных приемов и способов качественного и творческого выполнения профессиональной деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями специалиста» [1, с. 118]. По мнению Т.П. Морозовой и А.Л. Коблевой профессиональное становление педагога, его успешное прохождение этапов развития профессиональной компетентности, профессионально-педагогического роста во многом определяется уровнем трудовой мотивации личности, системой его ценностных ориентаций и личностных профессиональных установок [9, с. 116]. В таком же контексте рассуждает и Н.В. Панова, отмечая, что профессионализм учителей представляет собой системное образование, состоящее из мотивации профессионального самосовершенствования операционального, личностного ресурсов, среди которых блок мотивации профессионального самосовершенствования является системообразующим в усилении профессионально значимых личностных качеств [11, с. 102].

Рассмотрение структуры психологической готовности к профессиональной деятельности, включающей мотивационный, эмоционально-волевой, познавательный, операциональный и организаторско-коммуникативный компоненты, позволяет утверждать, что именно мотивация предопределяет как эффективность и качество профессиональной деятельности педагога, так и его стремление к совершенствованию этой деятельности. Мотивационный компонент выражает осознанное отношение педагога к необходимости и условиям организации образовательного процесса, указывает на сформированную заинтересованность личности, которая подразумевает интерес к педагогической деятельности, стремление добиться успеха [2, с. 141].

Представленные положения, по нашему мнению, свидетельствуют о том, что именно мотивационная готовность как совокупность внутренних осознанных побуждений педагога, положительного отношения к осуществляемой деятельности, является действительной основой профессионального развития педагога, осуществляемого им как самостоятельно, так и в системе дополнительного профессионального образования.

Результаты исследовательской работы, проведенной автором статьи совместно с С.М. Шингаевым исследование на базе общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга, показали, что только у 46% педагогов выражено педагогическое призвание, при этом у 27,3% преобладают сопутствующие мотивы, не связанные с собственно педагогической деятельностью (стремление к повышению статуса, престижа; стремление к власти; наличие длительного отпуска; вынудили обстоятельства и т.п.). Менее половины (45,8%) удовлетворены своей профессией и работой. Однако только 1,4% участников исследовательской работы считают, что имеют низкий уровень развития у себя педагогических умений, а 59,4% оценили уровень развития у себя данных умений как высокий. Примечательно, что никто из числа педагогов со стажем до 10 лет не оценил свои педагогические умения на низком уровне [8, с. 39-41].

Согласно результатам научно-исследовательской работы по изучению мотивации профессиональной деятельности и профессионального развития педагогов-психологов образовательных организаций Санкт-Петербурга, проведенной автором статьи совместно со С.А. Кириловой, только 30,5% педагогов-психологов имеют устойчивую мотивацию к профессиональному развитию, при этом явно выраженное отсутствие такой отмечается у 11% участников исследовательской работы. 35,3% педагогов-психологов – участников экспериментальной работы рассматривают повышение квалификации (ПК) как средство достижения прагматических целей: «прошел нормативный период с последнего ПК», «необходимо для аттестации», «требует руководство», «ПК как условие карьерного продвижения» и т.д. Практика проведения курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки в системе дополнительного профессионального образования показывает, что такие специалисты не заинтересованы в приобретении новых компетенций или развитии имеющихся, им лишь нужен документ, подтверждающий прохождение курса повышения квалификации, который они, в конечном итоге, получают. В качестве итогов такого профессионального совершенствования можно отметить: затраты – потраченное время, причем не только самого педагога, но и всех тех, кто участвовал в этом процессе, потраченные материальные средства и моральные усилия; результат в повышении эффективности и качества образовательного процесса минимальный.

Представленные данные позволяют сформулировать принципиальный вопрос – можно ли говорить о том, что у большинства педагогов действительно существует мотивация к профессиональному развитию, достижению высокого уровня профессиональной компетентности? Ответ, по нашему мнению, очевиден, и он, к сожалению, не положительный. Это позволяет констатировать наличие значимой научно-практической проблемы, суть которой заключается в необходимости поиска путей и условий формирования у педагогов мотивационной готовности к профессиональному развитию.

Текст статьи
  1. Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. – Свердловск, 1988.
  2. Кирилова С.А. Психологическая готовность как основа профессиональной компетентности педагога // Проблемы современного педагогического образования. Сер: Педагогика и психология. – Сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2017. № 57-12. С. 138-144.
  3. Кусакин М.Ю., Мелетичев В.В. Диагностика подготовленности к педагогической деятельности начинающих преподавателей: монография. – СПб.: СПб АППО, 2012.
  4. Мелетичев В.В. Мотивация в профессиональной деятельности педагога // Материалы международного научно-практического конгресса педагогов, психологов и медиков «Мотивация. Путь к будущему». – Женева: Европейская ассоциация педагогов и психологов «Science», 2016. C. 43-47.
  5. Мелетичев В.В. Мотивация как значимое условие профессионального развития педагога // Сборник материалов XX международной научно-практической конференции «Служба практической психологии в системе образования». – СПб.: СПб АППО, 2016. С. 111-114.
  6. Мелетичев В.В. Мотивационное обеспечение профессионального развития педагога // Проблемы современного педагогического образования. Сер: Педагогика и психология : Сборник научных трудов. – Ялта: РИО ГПА, 2018. Вып. 59. – Ч. IV. С 74-78.
  7. Мелетичев В.В. Теоретические основы и методика диагностики мотивации педагогической деятельности у начинающих преподавателей военных вузов // Известия Дагестанского педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2014. – № 1 (26). С. 85-90.
  8. Мелетичев В.В., Шингаев С.М. Мотивация профессиональной деятельности и профессиональное выгорание педагогов: теория, диагностика, взаимосвязь, профилактика: монография. – СПб. СПб АППО, 2014.
  9. Морозова Т.П., Коблева А.Л. Андрагогический подход к формированию мотивации профессионально-педагогической деятельности педагогов// Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1–1. С. 116-119.
  10. Мотивация учения и педагогическое деятельности: учебно-методическое пособие / Под общ. ред. В.В. Мелетичева. – СПб.: СПб АППО, 2011.
  11. Панова Н.В. Профессиональное развитие личности педагога // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – Вып. 2 (117). С. 101-106.
Список литературы