Главная
Конференции
Образование, наука, технологии: современные парадигмы и практические разработки
Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ...

Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО

Автор(-ы):

Лебедкина Виктория Борисовна

Зайцева Ольга Дмитриевна

Овсянникова Елена Михайловна

Глушкова Татьяна Владимировна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

педагог
профессиональная компетентность
федеральный государственный образовательный стандарт
учебный процесс
системно-деятельностный подход

Аннотация статьи

В статье рассматривается профессиональная компетентность педагогов как саморазвитие, которое происходит постоянно и выражается в повышении квалификации на специальных курсах, участии в семинарах, мастер-классах, профессиональных конкурсах, проведении открытых уроков, изучении специальной методической литературы и т.д. Причем основным условием здесь становится готовность и способность применять полученные профессиональные знания в педагогической деятельности.

Текст статьи

Система образования на современном этапе переживает коренные изменения. Стремительно изменяется мир, а вместе с ним и человек, поэтому постепенно устаревающая традиционная система образования не в силах отвечать новым запросам общества. Образовательные стандарты неизбежно влекут за собой обновление всего процесса обучения. А это, в свою очередь, требует создания новых методов и приемов, новых подходов в обучении детей и, соответственно, новых требований к педагогам.

Основополагающим при введении ФГОС становится системно-деятельностный подход – такая организация учебного процесса, при которой ведущее место отводится разносторонней активной, максимально самостоятельной познавательной деятельности обучающегося. Центральным элементом такого подхода становится постепенный уход от репродуктивного информационного знания к осознанному действию. При этом задачей учителя становится такая организация деятельности детей, которая позволяет включить каждого ребенка в процесс активной деятельности. По мнению доктора филологических наук, профессора А.А.Леонтьева: «Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки».

Реализуя деятельностный подход к обучению, учитель должен полностью изменить методику своей деятельности. Традиционная роль учителя, как источника знаний, отходит на второй план, он становится консультантом, экспертом, тьютором, организатором учебного процесса. На первый же план выходит обучающийся, становящийся «архитектором и строителем» своего обучения. Учитель же должен обладать определенными компетентностями, профессионализмом, позволяющим выполнять новую роль в процессе обучения. Отвечая требованиям ФГОС начального общего образования (НОО), учитель должен уметь организовать познавательную деятельность ребенка, совместную коллективную и парную работу на уроке и во внеучебной деятельности. Важной при обучении по новым стандартам становится именно групповая работа, так как она позволяет эффективнее формировать как коммуникативные и регулятивные УУД, так и предметные. Обучающийся же из объекта обучения становится субъектом, который способен ставить цель своей деятельности, рассуждать, искать пути решения учебной задачи, корректировать ход ее решения, рефлексировать результат, полученный в ходе решения.

Современный учитель обладает профессиональной компетентностью, понятие которой в справочной литературе формулируется следующим образом: это «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определённых ценностей, идеалов и педагогического сознания». Знания, умения и навыки учителя при организации обучения по ФГОС НОО должны быть в первую очередь направлены на формирование универсальных учебных действий (УУД), которые являются основным результатом освоения основной образовательной программы. В современной теории образования принято выделять УУД трех типов: предметные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и личностные.

Какими же профессиональными компетентностями должен обладать учитель, чтобы сформировать у обучающегося УУД? В первую очередь учитель должен способствовать развитию детской рефлексии, а для этого он должен уметь: оценивать текущее состояние сформированности УУД у обучающегося для того, чтобы поставить адекватные цели дальнейшего достижения предметных и метапредметных результатов; правильно оценивать причины недостаточной сформированности тех или иных УУД; анализировать и сравнивать существующие программы и применять в своей деятельности современные образовательные технологии. С другой стороны, учитель должен иметь способность к саморефлексии, то есть уметь оценивать свою деятельность с точки зрения ее результативности и соответствия требованиям ФГОС НОО.

Современный учитель умеет создавать условия для развития творческих способностей ребенка, должен научить его мыслить самостоятельно через формулирование проблемных вопросов и их решение. Педагог, несомненно, должен обладать профессионализмом, который выражается в четком понимании целей современного обучения, задач и средств, с помощью которых можно реализовать достижение поставленных целей. Для того, чтобы всегда «быть в курсе» инноваций в сфере образования, учитель должен стремиться к постоянному профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, направленному на формирование тех качеств, которые помогают в обеспечении его профессиональной деятельности. Саморазвитие происходит постоянно и выражается в повышении квалификации на специальных курсах, участии в семинарах, мастер-классах, профессиональных конкурсах, проведении открытых уроков, изучении специальной методической литературы и т.д. Причем основным условием здесь становится готовность и способность применять полученные профессиональные знания в педагогической деятельности.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога не сводится исключительно к знаниям и умениям – это теоретическая и практическая готовность к осуществлению педагогической деятельности, проявляющаяся в реализации знаний, умений, профессиональных и личностных качеств на практике. Причем важным уточнением здесь служит то, что учитель должен свободно владеть как содержанием предмета, так и методикой его преподавания.

Учитель, целью которого сегодня становится реализация ФГОС, должен уметь строить свою деятельность так, чтобы ее результатом стало выполнение требований к освоению ООП НОО. Для этого ему необходимо, в первую очередь, реализовывать системно-деятельностный подход в обучении, выстраивая индивидуальные образовательные траектории обучающихся, применяя при этом современные методы и средства обучения и используя средства оценки индивидуальных затруднений и достижений обучающихся, то есть используя максимально эффективно имеющиеся в школе ресурсы и свой методический потенциал. В процессе достижения планируемого результата важно уметь диагностировать имеющиеся условия обучения, с одной стороны, и образовательные возможности ребенка – с другой, чтобы определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и уметь корректировать и оптимизировать учебный процесс.

Важным также становится использование здоровьесберегающих технологий, так как сегодня большое внимание уделяется не только образованию подрастающего поколения, но и сохранению его здоровья. В частности, для реализации здоровьесберегающих технологий важным становится знание учителем возрастных психологических особенностей ребенка и умение оказать ему своевременную психологическую помощь и поддержку.

Профессиональная компетентность современного педагога реализуется во владении информационно-коммуникационными технологиями, потому что сегодня постоянно возрастает информационная грамотность детей, причем, если раньше эта грамотность повышалась за счет наставника-учителя, то сегодня – за счет средств массовой информации, интернета, смартфонов и планшетов, а информационно неграмотный педагог просто не может организовывать, контролировать и регулировать такую грамотность.

Современный педагог должен быть мотивирован на работу с обучающимся, так как его мотивация формирует интерес к обучению у ребенка: человек, не любящий свое дело не способен увлечь им другого. В создании мотивации на первое место выходят коммуникативные умения – способность общаться с другими участниками образовательного процесса, как учителя, так и обучающегося. Учитель должен уметь выстраивать эффективное взаимодействие с сопровождающими службами (психологом, социальным педагогом, дефектологом) для своевременной коррекции возникающих затруднений в процессе обучения.

Еще одним направлением профессиональной компетентности современного педагога сегодня становится умение взаимодействовать с родителями обучающихся, вести просветительскую работу с ними, привлекать их к совместному решению задач обучения и воспитания.

И наконец, для обеспечения профессиональной компетентности педагогу недостаточно владеть только теорией и методикой обучения. Главным для учителя всегда было и остается особое мировоззрение: должен быть учителем в душе, любить свое дело, только в этом случае процесс обучения будет по-настоящему эффективным как для обучающегося, так и для самого учителя. Учитель – творец и его творчество играет не последнюю роль в организации процесса обучения. Насколько он развит творчески сам, настолько сможет развить творческое начало, необходимое в современных условиях, и в ребенке.

Подводя итог вышесказанному, хочется сказать, что сегодня, в быстро развивающемся мире, к учителю предъявляются новые требования, что влечет качественное изменение самого учителя как профессионала. Изменяется роль учителя в образовательном процессе и важно каждому педагогу – не «потеряться» в новых условиях, остаться профессионалом, какие бы требования к нему не предъявлялись.

Список литературы

  1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие, 2008. – 500 с.
  2. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 51–55.
  3. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.:
  4. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.
  5. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. - Т. 2. - С. 6.
  6. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. - 544 с.

Поделиться

1286

Лебедкина В. Б., Зайцева О. Д., Овсянникова Е. М., Глушкова Т. В. Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО // Образование, наука, технологии: современные парадигмы и практические разработки : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 октября 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 38-41. URL: https://apni.ru/article/4681-professionalnaya-kompetentnost-uchitelya-nach

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля