научный журнал «Актуальные исследования» #40 (119), октябрь '22

Назначение судебного примирителя в гражданском процессе

В статье исследуются особенности правового регулирования судебного примирения в российском законодательстве. Раскрыты порядок назначения судебных примирителей и требования, предъявляемые к ним, а также порядок оплаты за их труд в соответствии с Постановлением Правительства РФ №504 от 14.04.2020 г. Приведена судебная практика разрешения дела с использованием полномочий судебного примирителя.

Аннотация статьи
судебный примиритель
судья в отставке
вознаграждение
участники гражданского процесса
рассмотрение и разрешение дела
Ключевые слова

Значимость изучения темы о примирении в части дел, исследуемых и разрешаемых в ходе гражданского процесса, аргументирована тем, что Гражданский процессуальный кодекс РФ (далее – ГПК РФ) в числе прочих задач декларирует важность соблюдения уважительного отношения к закону и суду, а также приоритетность мирного улаживания образовавшихся споров. Для данной цели в структуре 14 главы ГПК РФ предусмотрен институт судебного примирения.

Судебное примирение может быть проведено на основании ходатайства сторон или предложения суда при наличии согласия сторон. Суд в определении о принятии искового заявления к производству, о подготовке к судебному разбирательству или ином определении по делу либо устно указывает сторонам на возможность обратиться к судебному примирителю в целях урегулирования спора (ч. 1 ст. 147, п. 5 ч. 1 ст. 150, абз. 2 ч. 2 ст. 152, ст. 153.1, ч. 1 ст. 153.2, ч. 1 ст. 153.6 ГПК РФ, п. 1 ст. 10, п. 1 ст. 15 Регламента судебного примирения).

Кандидатура судебного примирителя определяется сторонами по взаимному согласию из списка судебных примирителей, в том числе с учетом их специализации и региона проживания, и утверждается определением суда (ч. 4 ст. 153.6 ГПК РФ, п. 3 ст. 15 Регламента судебного примирения). Если стороны выразили согласие на урегулирование конфликта с помощью проведение судебного примирения, но не пришли к соглашению относительно кандидатуры судебного примирителя, суд предлагает кандидатуру судебного примирителя, которая утверждается судом по согласованию со сторонами.

Определение суда о проведении судебного примирения не подлежит самостоятельному обжалованию, так как это не предусмотрено нормами ГПК РФ и данное определение не препятствует дальнейшему движению дела. При этом возражения относительно указанного определения могут быть включены в апелляционные жалобу, представление на судебное постановление, вынесенное по существу спора (ч. 1, 3 ст. 331 ГПК РФ).

Свою кандидатуру на роль судебного примирителя может выдвинуть любой судья, находящийся в отставке. Кандидаты на пост судебного примирителя формируются в Единый список, в котором учитывается их опыт работы в качестве судьи, наличие научной деятельности, специализация и регион нахождения, а также деятельность, осуществлявшаяся судьей в отставке с момента ухода в отставку.

Однако в качестве судебного примирителя не может выступать судья, пребывающий в отставке, который привлечен к осуществлению правосудия или работает в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также в качестве помощника депутата Государственной Думы или помощника члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ или назначен на должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (п. 3 ст. 8 Регламента судебного примирения).

Необходимо обратить внимание на оценку требований, установленных к судебному примирителю, как субъекту, который будет осуществлять примирение. Законодательство не требуют от судебного примирителя специальных компетентностей в сфере медиативной технологии (профессиональных навыков конфликт-анализа, формализации и управления конфликтом, выстраивания и поддержания в переговорах эффективной коммуникации, преодоления психологических аспектов конфликта, снятия коммуникативных барьеров, навыков организации и управления переговорами и др.) и не предписывает судебному примирителю и технологию работы судебного примирителя. Но при этом квалификация – это ключевой фактор, который влияет на эффективность процедуры. Следовательно, у судебного примирителя в теории должны быть не только знания о процессе суда, но и практические навыки и умения по применению специальных техник проведения примирительной процедуры [1, с.8].

В ходе судебного примирения судебному примирителю следует:

  • заявить сторонам и суду об обстоятельствах, препятствующих проведению судебного примирения, а также об обстоятельствах, которые могут вызвать обоснованные сомнения в его беспристрастности или независимости;
  • добросовестно проводить судебное примирение;
  • быть беспристрастным и независимым;
  • разъяснить особенности и последствия использования результатов примирения, а также правовые последствия завершения судебного примирения в случае не достижения результата примирения;
  • предоставлять по запросу суда информацию о ходе судебного примирения не позднее следующего дня после дня получения соответствующего запроса (п. 3 ст. 14 Регламента судебного примирения).

Порядок оплаты труда судебных примирителей в гражданском процессе не отличается от порядка оплаты труда судебных примирителей в арбитражном процессе и также регулируется Правилами оплаты труда судей в отставке.

Так, оплата труда судебного примирителя осуществляется за счет средств федерального бюджета после завершения процедуры судебного примирения на основании определения судьи, в производстве которого находится дело, в виде вознаграждения в размере одной второй части должностного оклада судьи, рассматривающего дело, пропорционально числу дней участия судебного примирителя в процедуре судебного примирения (п. п. 2, 4 Правил оплаты труда судей в отставке).

Копия определения направляется в соответствующую финансовую службу арбитражного суда для выплаты вознаграждения судебному примирителю по месту ее нахождения или посредством перечисления указанной в определении денежной суммы на текущий счет судебного примирителя по его ходатайству с выдачей ему копии определения (п. 5 Правил оплаты труда судей в отставке).

Законодательство допускает завершение судебного примирения и без достижения результата примирения, а также завершение судебного примирения по инициативе судебного примирителя. Таким образом, труд судебного примирителя подлежит оплате независимо от достижения целей судебного примирения (ч. 1 ст. 153.7 ГПК РФ, ст. ст. 1, ст. 24, 25, 26 Регламента судебного примирения).

Время занятости судебного примирителя, участвующего в процедуре судебного примирения, исчисляется в днях, в которые он фактически осуществлял судебное примирение, без учета продолжительности работы по урегулированию спора в течение дня. Если судебный примиритель участвовал в течение одного дня в нескольких процедурах судебного примирения, вопрос о выплате ему вознаграждения решается судом соответственно за участие в каждой проведенной процедуре судебного примирения в отдельности (п. 3 Правил оплаты труда судей в отставке).

Вознаграждение подлежит выплате судебному примирителю не позднее 30 дней со дня получения финансовой службой соответствующего суда копии определения о выплате вознаграждения. Выплата вознаграждения осуществляется по месту нахождения финансовой службы или перечисляется на текущий счет судебного примирителя (п. 6 Правил оплаты труда судей в отставке).

Участие судебного примирителя в судебном процессе имеет потенциал для обширного распространения. Деятельность судебного примирителя ориентирована на разрешение спора с учетом интересов сторон, судебный примиритель как судья, находящийся в отставке, владеет внушительным опытом, знанием законодательства и судебной практики, к судебному примирителю предъявляются высокие требования. В совокупности это способствует беспристрастной оценке судебным примирителем правомерности и обоснованности требований и возражений сторон, возможностей рассмотрения дела, вероятных примирительных вариантов урегулирования спора, а значит, разрешению спора на взаимоприемлемых для сторон условиях [2, c.56].

Последняя реформа в сфере гражданского судопроизводства была направлена на разгрузку судов за счет применения участниками инструментов самостоятельного урегулирования правового конфликта до обращения в суд. В настоящее время осуществляется активная деятельность по созданию разнообразных посреднических организаций и структур, направленных на мирное урегулирование споров. Таким образом, потенциал примирения содержится в том, что именно он является обязательной составляющей правового регулирования в свете нынешних демократических представлений о приоритете общественного согласия и достижения баланса интересов.

Потребность интеграции указанной процедуры определена защитой прав и интересов граждан, эта процедура предлагает упрощенную и ускоренную процедуру рассмотрения дел, а также снятие нагрузки на судебную систему и систему принудительного исполнения судебных решений, сокращение числа споров, разрешаемых в судебном порядке.

Текст статьи
  1. Иванова Е. А., Соломеина Е. А., Шереметова Г. С. Условия эффективного развития судебного примирения в России // Российский судья. 2022. № 4. С. 8–13.
  2. Лазарев С. В. Основы судебного примирения. М., 2011. С. 56–64.
Список литературы