Главная
АИ #40 (119)
Статьи журнала АИ #40 (119)
Ранняя профориентация дошкольников

Ранняя профориентация дошкольников

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

профессия
профориентация
дети
личностное развитие

Аннотация статьи

Статья посвящена изучению вопросов ранней профессиональной ориентации дошкольников. Эта работа представляется особенно важной, поскольку чем раньше ребенок сможет выбрать интересный для себя профессиональный путь развития, тем более акцентировано субъекту образования можно подходить к процессу его идентификации как будущего специалиста в определенной области.

Текст статьи

По мнению опытных воспитателей и педагогов, формирование базовых знаний о разнообразии и широком спектре деятельности должно начинаться в стенах дошкольного учреждения. Профориентация детей дошкольного возраста является первым шагом в развитии детского самоопределения и основой для оформления его профессиональных предпочтений.

Спросив любого младшего школьника, для чего он учится, то можно услышать: «Для родителей» или «Чтобы получать пятерки» и практически невозможно услышать ответ для себя. А ведь дети с младшего дошкольного возраста должны понимать, что учатся для себя и своего будущего. И чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он понимал для чего он учиться в школе. А задача педагогов детского сада, помочь в этом. Ведь у ребенка основной выбор закладывается с детства, и так же профессиональная направленность [1].

Профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных только на выявлении личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям [2].

Концепция «ранняя профориентация детей дошкольного возраста» основана на понимании ими социальной значимости труда вообще и профессиональной деятельности в частности, которая достигается путем длительной и сложной педагогической работы и является одним из аспектов имиджевого обретения и мировоззрение и как предвестник первого выбора карьеры [3].

Значение ранней профориентации в ДОУ

Отношение человека к профессиям формируется в процессе социализации личности, которая становится более активной примерно с 2,5-3-летнего возраста. Как раз в этом возрасте ребенок начинает посещать детский сад, где впервые осваивает разные виды деятельности. Как донести до него эту информацию и что включает в себя понятие «профориентация детей дошкольного возраста»? На сегодняшний день это малоизученное направление в дошкольном образовании.

Она представлена целостной системой мероприятий, которые помогают выявить черты характера, интересы, склонности детей и составляют основу дальнейших значимых шагов в выборе вида деятельности в подростковом возрасте.

Наиболее благоприятным для педагогического воздействия считается возраст от 3 до 7 лет. Этот период оптимален для пробуждения любви к труду и уважения к любой легальной форме занятости, знакомства (в игровой форме) с основами профессий, формирования навыков, которые в дальнейшем будут развиваться и совершенствоваться в процессе учебы.

Цели и задачи

Основной целью ранней профориентации дошкольников является развитие эмоционального отношения ребенка к миру профессий, открытие для него возможности проявить себя в различных видах деятельности. Если все это успешно реализовать, у детей формируются соответствующие навыки, а также уважение к труду в любой сфере, расширяется их кругозор, выявляются способности, увлечения и интересы. Поэтому основной задачей приобщения воспитанников дошкольных образовательных учреждений к профессиям является подготовка к осознанному самоопределению, дальнейшему самостоятельному планированию, анализу и реализации своего профессионального пути.

Среди прочих задач работы по ранней профориентации в детском саду выделяют такие:

  1. Моделирование профессионально-ориентированной среды, которая помогает сформировать у дошкольников базовое представление о разнообразии профессий и вызвать интерес к труду.
  2. Разработка системы первичной профессиональной ориентации детей разных возрастных групп.
  3. Формирование у малышей основных понятий об отраслях экономики родного края, рабочих процессах на производстве, используемом современном оборудовании.
  4. Создание на базе детского сада целостного информационного пространства, посвященного профессиональному самоопределению его воспитанников.
  5. Разработка системы критериев и оценивания результативности работы по ранней профориентации дошкольников.
  6. Организация сотрудничества с родственниками воспитанников в формировании у малышей базовых представлений о различных видах деятельности, их значении для общества в целом и каждого человека в частности, позитивного отношения к любым законным профессиям.

Принципы организации работы по ранней профориентации дошкольников

Профориентация в ДОУ по ФГОС должна базироваться на таких принципах:

  1. Взаимодействие с ориентацией на личность (фундамент воспитательно-образовательного процесса – глубокое уважение к ребенку как к сознательному, полноценному его участнику, учет индивидуальных нюансов его развития).
  2. Доступность и достоверность информации о профессиях.
  3. Открытость (у каждого ребенка есть право на участие в профориентационной деятельности, демонстрацию результатов своей работы или отказ от всего этого, право предоставлять личные достижения по своему усмотрению, а также самостоятельно решать, продолжать ли работу или закончить ее).
  4. Диалогичность (обсуждение с детьми хода выполнения поставленных задач, полученных результатов, перспективности продолжения работы, а также разбор ситуаций, которые помогли или помешали достичь успеха).
  5. Активизация практической деятельности (предпочтение таких форм, как игра, развлекательное мероприятие, беседа, трудовое поручение, наблюдение и экскурсия). Рефлексивность (каждый ребенок должен осознавать себя субъектом собственных действий и взаимоотношений со сверстниками).
  6. Региональный компонент (при ведении профориентационной работы с воспитанниками ДОУ следует учитывать особенности региона их проживания, востребованность профессий на его территории и социальный запрос).

Формы совместной деятельности педагогов и дошкольников

Для профориентационной работы с воспитанниками ДОУ лучше всего подходят тематические сюжетно-ролевые игры, экскурсии (реальные и виртуальные), посещения выставок, наблюдения и беседы. Они предполагают активное взаимодействие педагога и дошкольника, а также детей между собой [4].

Независимо от того, какая форма будет выбрана, знакомство с профессией должно быть максимально содержательным и полным. Желательно, чтобы информация о ней состояла из таких компонентов:

  • название вида деятельности; места работы;
  • орудия труда и материалы для него; рабочая одежда (форма);
  • обязанности работника;
  • черты характера и личностные качества;
  • плоды труда и его польза для людей.

Следует не только акцентировать внимание детей на каждом из этих информационных блоков, но и побуждать их к обратной связи. Для этого нужно с помощью наводящих вопросов подталкивать их к самостоятельным рассуждениям и выводам (например, «Как вы думаете, почему у врача халат белого, а не черного цвета?»).

Экскурсия

Для экскурсии с профориентационной целью воспитатели ДОУ обычно выбирают какое-либо предприятие или учреждение. К примеру, можно отвести детей в ближайший магазин или супермаркет и познакомить их с профессиями продавца-консультанта и кассира. Если такой возможности нет (в связи с карантином либо другими ограничениями), можно устроить экскурсию в рамках детского сада: организованно посетить с воспитанниками кухню, кабинет медсестры, рабочее место завхоза и директора.

При отсутствии возможности организовать настоящую экскурсию можно провести виртуальную. Эта форма обучения предполагает наблюдение за деятельностью реально существующего предприятия или организации посредством интернет-трансляции или просмотра видеосюжета.

После возвращения в детский сад нужно обязательно устраивать обсуждение увиденного – пусть дети расскажут, что им больше всего понравилось и запомнилось.

Наблюдение

Наблюдение – вспомогательная форма профориентационной работы. Она всегда задействуется в комплексе с основной – экскурсией, выставкой или игрой. Представляет собой организованный воспитателем процесс восприятия дошкольниками объектов и субъектов, которые их окружают. Для достижения желаемых результатов он должен быть достаточно продолжительным и регулярно повторяемым.

Основная цель наблюдения в рамках профессиональной ориентации – получение практически значимой информации о профессии и орудиях труда, их предназначении и применении. К примеру, непосредственно в ДОУ дети могут наблюдать за работой медсестры прямо в ее кабинете во время выполнения обязанностей.

Беседа

Беседа – одна из наиболее часто применяемых форм профориентационной работы в ДОУ. Обсуждение с детьми конкретной профессии проходит организованно и целенаправленно. Педагог выступает в роли модератора и заранее продумывает перечень вопросов, чтобы побудить воспитанников к самостоятельным размышлениям и умозаключениям.

Дети могут беседовать не только со своим воспитателем, но и с представителями различных профессий. Для этого обычно проводится мероприятие «Встречи с интересными людьми». Личное знакомство и общение дошкольников с ними помогает ярче представить специфику того или иного вида деятельности и понять, нравится это или нет. Прежде всего педагог просит о содействии родителей (опекунов) воспитанников, которые могут посетить ДОУ и доступно рассказать об особенностях своей профессии.

Выставка

Тематическая выставка – отличное подспорье в профориентационной работе воспитателя, а также способ публичной демонстрации достижений детей и педагогов ДОУ. Участие в таком мероприятии позволяет обрести опыт самостоятельной деятельности, обучиться презентации результатов своего труда.

Самым маленьким можно предложить нарисовать либо вылепить сельскохозяйственную продукцию (овощи, фрукты) или сделать из конструктора ферму для животных. Все работы обязательно должны быть представлены в экспозиции с кратким информационным сопровождением со стороны воспитателя и использоваться затем в процессе игры. Выставки на тему «Вернисаж профессий» либо «Кем я хочу стать» следует проводить регулярно (по меньшей мере раз в год), чтобы отслеживать склонности воспитанников и уровень их информированности о видах деятельности.

Игра

Игра – основное занятие дошкольника, которому он посвящает львиную долю своего времени. Значит, она идеально подходит для формирования у детей понятия о разных профессиях. Среди множества видов игр стоит предпочесть сюжетно-ролевую, так как именно она позволяет полноценно воспроизвести реалии мира взрослых. Воспитанники ДОУ могут самостоятельно или с помощью воспитателя моделировать ситуации «на рабочем месте», перевоплощаясь в своих родителей, близких родственников или знакомых

Сюжетно-ролевые игры варьируются в зависимости от уровня сложности и возраста детей разных групп. Пространство для них должно быть организовано грамотно и содержать:

  • игровое оборудование для имитации элементарных трудовых действий (атрибутика профессий):
  • ширмы, моделирующие экстерьер разных предприятий, рабочая форма и игрушечные орудия труда);
  • игрушки и инструменты для творчества и созидания (конструкторы разных типов, автомобильные треки, масса для лепки, магнитные доски и так далее);
  • современные технические средства моделирования игровых ситуаций с помощью педагога (проектор, интерактивная доска и другие).

Средства наглядности

Любая форма профориентационной работы с малышами требует применения средств наглядности. К ним относят техническое оборудование (интерактивные доски, мультимедийные проекторы, персональные компьютеры или ноутбуки, телевизоры), видеопрезентации, тематические картинки, фотографии и иллюстрации, книги.

Если наглядность грамотно подобрана и вовремя продемонстрирована детям, она позволяет расширить их кругозор, конкретизировать формирующиеся и систематизировать имеющиеся знания о профессиях. Кроме того, она стимулирует интерес к различным видам деятельности взрослых.

Техническое оборудование

Среди технического оборудования для профессиональной ориентации в ДОУ чаще всего используются:

  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор;
  • телевизор.

На интерактивной доске очень удобно демонстрировать видео и анимированные фрагменты, создавать иллюстрированные слайды. Это устройство вносит разнообразие в занятия, придает им яркости и привлекательности, помогает более доходчиво донести важный материал до каждого воспитанника. К такой доске может одновременно подойти вся группа. Таким образом, взаимодействие с новой информацией получается активным и всесторонним. К тому же на ней с легкостью меняются и перемещаются объекты, позволяя быстро формировать логические связи.

Проектор обычно применяют, чтобы показывать дошкольникам мультимедийные презентации и заранее записанный или скачанный видеосюжет. К примеру, в ходе экскурсии на ферму, где разводят кроликов, детей знакомят с фермером и на слайдах показывают им весь процесс выращивания этих животных: кормление, уход, лечение.

Телевизор используется в основном, чтобы смотреть с воспитанниками фрагменты познавательных телепередач и профориентационные мультфильмы. После просмотра нужно обязательно обсуждать с детьми увиденное для закрепления полученных знаний.

Игровые комплексы

Для качественной профориентационной работы с детьми рекомендуется задействовать игровые комплексы. Они представлены отдельными тематическими модулями («мастерская», «фабрика», «пожарная часть», «полицейский участок», «лаборатория», «больница», «ресторан», «магазин» и так далее). Если нет возможности приобрести, можно изготовить их из подручных средств.

Применение такого средства наглядности помогает глубже познакомиться с профессией и перевоплотиться в ее представителя. В сюжетно-ролевых играх с использованием модульных игровых комплексов вначале участвует и воспитатель, а затем его подопечные переходят к самостоятельному моделированию ситуаций.

Познавательная литература и пособия

К познавательной профориентационной литературе для дошкольников относятся детские художественные книги, энциклопедии и периодика (газеты, журналы). Касательно наглядных пособий, воспитатели обычно пользуются картинками, иллюстрациями, фотографиями, альбомами и демонстрационными плакатами. Все это применяется для совместной и индивидуальной деятельности детей, связанной с получением интересной информации о разных профессиях.

Что именно оттуда можно почерпнуть? Стихи (в том числе для гимнастики – артикуляционной и пальчиковой); рассказы и сказки; загадки о занятиях человека и орудиях труда; пословицы и поговорки о работе и необходимых для нее личностных качествах; считалки и скороговорки. Все это можно с успехом применять, например, на физкульминутках, в ходе которых дети будут параллельно получать новые сведения о профессиях и закреплять уже имеющиеся знания [5].

Подведем итоги. Вовлечение детей в работу взрослых является одной из основных задач воспитательной деятельности воспитателей раннего детства. Желательно, чтобы профориентационные занятия с детьми проводились не разово и вне общего контекста («для показа»), а чтобы они были органично вплетены в сложный процесс развития дошкольников.

Социализация ребенка до 7 лет происходит в основном через игру, поэтому ее сюжетно-ролевая разновидность лучше всего подходит для углубления и расширения сложившихся у детей представлений о работе взрослых, их взаимодействии с коллегами, специфике различных видов деятельности, профессии. Такая игра ценна тем, что отражает реальную жизнь. Кроме того, он способствует развитию уважения к труду, демонстрирует пользу для общества и пробуждает интерес к детскому труду. Грамотно спланированная и организованная игра позволяет заложить основы формирования личностных качеств, которые потребуются для успешной работы в будущем: ответственность, справедливость, взаимопомощь [6].

Список литературы

  1. Белкова, И.В. Организация работы по ранней профориентации дошкольников. - г. Екатеринбург, 2013.
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Профессиональная_ориентация
  3. Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. - Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – 52 с.
  4. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н. Захаров. - М.: Просвещение, - 1988. - 272с.
  5. Кубайчук, Н. П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015. – 144с.
  6. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» [Текст] / Е. О. Смирнова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 366 с.

Поделиться

2656

Гаврилова А. В., Бускина Н. А., Деркачева В. В., Дуброва И. А. Ранняя профориентация дошкольников // Актуальные исследования. 2022. №40 (119). С. 34-38. URL: https://apni.ru/article/4686-rannyaya-proforientatsiya-doshkolnikov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января