Главная
АИ #40 (119)
Статьи журнала АИ #40 (119)
Профилактика ДДТТ и обучение навыкам безопасного поведения на дорогах с помощью ...

Профилактика ДДТТ и обучение навыкам безопасного поведения на дорогах с помощью инструментов бережливого управления «5 почему»

Автор(-ы):

Шмакова Алла Владимировна

Кропивницкая Наталья Алексеевна

Казьмирчук Светлана Семеновна

Секция

Педагогика

Ключевые слова

бережливые технологии
инструменты бережливого управления
метод «5 почему»

Аннотация статьи

В работе мы используем метод «5 почему» («Бережливые технологии») как один из наиболее простых методов для анализа причинно-следственных связей, лежащих в основе проблемной ситуации. По результатам деятельности педагогов с использованием метода «5 почему» показала эффективность его использования в различных видах образовательной деятельности.

Текст статьи

Педагоги осуществляют свою педагогическую деятельность в группе общеразвивающей направленности №9 «Пчелки» МБДОУ ДС №44 «Золушка». Возраст воспитанников – 5-6 лет.

В своей работе по данной теме используем метод «5 почему» («Бережливые технологии»), как один из наиболее простых методов для анализа причинно-следственных связей, лежащих в основе проблемной ситуации.

Сложившиеся проблемы и формулирование ответов на вопросы рассматривали с позиции личного взаимодействия на ситуацию. На каждом этапе выявляли и исключали факторы, которые являлись только симптомами проблемной ситуации и не относились к ее первопричине.

В ходе педагогических наблюдений педагогами было выявлено, что все дети, 29 человек (100%), знают сигналы светофора. А вот вопросы по теме «Виды транспорта» вызывают затруднения у 9 человек (31%); тема «Правила перехода улицы» оказалась сложной для 13 человек (54%). Самой трудной для детей оказалась тема «Дорожные знаки», трудность при ответах на вопросы по данной теме испытали 17 человек (59%) из числа опрошенных детей.

Рис. 1. Оценка знаний по теме «ДДТТ» в группе №9 «Пчелки» на 01.09.2020 г.

Результаты анализа работы воспитателей с использованием метода «5 почему» показали, что знания воспитанников по данной теме стали более глубокими: появилась способность к быстрому реагированию и принятию правильных решений сложившихся дорожных ситуаций; расширились представления детей о значении дорожных знаков; выработались навыки наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасной ситуации.

Рис. 2. Оценка знаний по теме «ДДТТ» в группе №9 «Пчелки» на 01.12.2020 г.

Метод «5 почему», по нашему мнению, эффективен в вопросах обучения детей безопасному поведению на дорогах и улицах города; целесообразен для работы с детьми при разрешении ими проблемных ситуаций и поиске причин их возникновения.

Вопросам профилактики ДДТТ и безопасного поведения на дороге педагогический коллектив ДОУ и группы уделяет большое внимание. В группе сформировалась система работы по данному направлению.

Каждый компонент РППС группы предназначен для детского коллектива в целом, при этом каждому воспитаннику предоставляется возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и самостоятельность. Среда группового пространства спроектирована так, что дети могут играть как в совместные игры, это дает возможность, сплочения коллектива, так и, разделившись на подгруппы, при этом внутри каждой группы происходит самостоятельная организация различных видов детской деятельности.

Например, в игровой деятельности в сюжетно-ролевых играх «Внимание – светофор!», «Осторожно! Красный свет!», «Водитель», «Путешествие на машине», «Мы – пассажиры», «Я – грамотный пешеход» и других педагоги преследовали такие задачи: расширить и закрепить знания детей по ПДД, выработать у них способность к быстрому реагированию и принятию правильных решений сложившихся дорожных ситуаций.

В образовательной области «Познавательное развитие» дидактические игры: «Угадай, какой знак», «Найди нужный знак», «Верно – неверно», «Дорожное лото» и другие – расширяют представления детей о значении дорожных знаков для правильной ориентации на улицах города, учат их рассуждать, анализировать, находить единственно верное решение.

В области «Речевое развитие» педагоги используют загадки, кроссворды, которые стимулируют детскую речевую активность, желание найти верный путь в решении заданий, развивают детей интеллектуально.

В области «Социально-коммуникативное развитие» беседы: «Какой вид транспорта ты знаешь?», «Для чего нужен пассажирский транспорт?», «Что делать, если в автобусе нет свободных мест?», «Как вести себя, если ты на перекрёстке?», «Представь, что ты – водитель автобуса» и другие –способствуют формированию у детей навыков наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасной ситуации, умения выходить из нее.

При создании проблемных ситуаций используем настольный макет микрорайона «Ольминский», в котором есть перекресток, светофор, машины разного вида, пешеходный переход, фигурки пешеходов. На макете с помощью воспитателя дети выбирают свой индивидуальный безопасный маршрут от дома до детского сада. Этот же макет используем и при моделировании различных проблемных ситуаций: «Помоги Незнайке перейти дорогу», «Светофор сломался. Как безопасно перейти дорогу?», «Какой выберешь переход: «зебра» или подземный?»

В области «Физическое развитие» подвижные игры: «К своим знакам беги!», «Угадай знак», «Стоп – Иди!», «Зажги светофор» и другие –способствуют закреплению знаний детей о дорожных знаках, развивают их логику, сообразительность.

Одним из основных приемов работы педагогов являются:

  • постановка вопросов, требующих констатации; побуждающих к мыслительной деятельности;
  • создание игровой ситуации.

Предлагаем Вашему вниманию развивающую игру «Грамотный пешеход».

Цель игры: обучение детей анализу причинно-следственных связей с использованием инструментов бережливого управления.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, запрещающие и разрешающие дорожные знаки при переходе улицы.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку рассмотреть два дорожных знака: разрешающий и запрещающий. Ребенок раскрывает значение каждого знака. Воспитатель предлагает рассмотреть сюжетные картинки и расставить соответствующий знак там, где можно перейти улицу.

Педагог ставит перед ребенком проблему: Незнайка оказался с мячом на проезжей части.

Используя метод «5 почему», ребенок решает сложившуюся проблемную ситуацию.

Вопрос: «Что произошло?»

Ответ: «Незнайка оказался на проезжей части».

Почему?

Ответ: «Играл вблизи дороги и не заметил, как оказался на проезжей части».

Почему?

Ответ: «Незнайка был невнимательным»

Почему?

Ответ: «Заигрался, а на проезжей части играть нельзя».

Почему?

Ответ: «Потому что можно погибнуть».

Почему?

Ответ: «Водитель едет на большой скорости, может не заметить и не остановить машину вовремя».

Почему?

Ответ: «Потому что при резком нажатии на тормоз машина может перевернуться. Пострадает водитель, проезжающие машины и наш Незнайка».

Решение: дети должны играть на специально оборудованных игровых площадках.

Проблема: родители привели ребенка в д/сад без СВЭ.

Почему?

Ответ: Не считают обязательным ношение СВЭ.

Почему?

Ответ: Не компетентны в данном вопросе.

Почему?

Ответ: Недостаточно информации от воспитателя по данному вопросу.

Почему?

Ответ:

Дискуссия со слушателями по результатам деятельности педагогов с использованием метода «5 почему» показала эффективность его использования в различных видах образовательной деятельности.

Поделиться

255

Шмакова А. В., Кропивницкая Н. А., Казьмирчук С. С. Профилактика ДДТТ и обучение навыкам безопасного поведения на дорогах с помощью инструментов бережливого управления «5 почему» // Актуальные исследования. 2022. №40 (119). С. 66-69. URL: https://apni.ru/article/4689-profilaktika-ddtt-i-obuchenie-navikam-bezopas

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня