Роль пения в художественном воспитании личности

Роль пения в художественном воспитании личности

В статье раскрыта роль педагогически направленных занятий сольным пением и пением в ансамбле на формирование личности обучающихся, актуальность таких занятий в современных условиях.

Аннотация статьи
искусство
художественное воспитание
творчество
пение
культура
Ключевые слова

Вопросы социально-экономического развития любой страны напрямую зависят от эффективности и качества образования. В законе «Об образовании в Российской Федерации» Образование трактуется как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1]. Как видим, образование неразрывно связано с воспитанием, причем и с духовно-нравственным воспитанием. Составной частью духовно-нравственного воспитания является воспитание средствами искусства – художественное воспитание. Искусство – форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.) [2]. Не случайно на первом месте поставлен звук. Музыка, равно как и пение сопровождает нас на протяжении всей жизни. Издревле музыка и пение были неизменными атрибутами праздников и различных ритуальных обрядов, начиная с первобытных времен и кончая по сей день.

Ничего не сравниться с музыкой и пением по эффективности влияние на состояние человеческой души. Как отмечается в своей работе Колесняк М.В. педагогу музыки принадлежит «Одна из ведущих ролей в формировании духовной культуры и мировоззрения подрастающего поколения» [3]. Причем особое место отдается певческой деятельности, как наиболее доступной формой музыкального творчества. Более того, как однажды заметил Народный артист СССР А.Б. Гольденвейзер, опираясь на свой многолетний педагогический опыт, что абсолютно немузыкальные люди встречаются так же редко, как и гении. Иными словами, каждому в той или иной степени свойственна элементарная музыкальность – задача состоит в том, чтобы найти пути и средства ее выявления и развития [4, с. 3].

Так же мы считаем, что противостоять нарастающей агрессии в мире можно только усилением влиянием культуры на умы народонаселения не зависимо от возраста, пола, вероисповедания и страны проживания.

В данном случае, учитывая многогранность трактовок понятия культура, под культурой мы подразумеваем исторический опыт всего человечества.

«Не зная прошлого невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» М.Г. Горький [5].

В последнее время стало популярным среди политиков некоторых стран редактировать историю, культивируя национализм, межнациональные обиды взращивать неприязненное отношение разных народов друг к другу.

И если историю можно переписать, то произведения искусства, будь то наследие великих художников, скульпторов, творения музыкантов и поэтов – переделать невозможно. И поэтому они являются подлинными свидетелями подлинной истории. Надо отметить, что искусство не имеет границ и обладает мощнейшей объединяющей людей, народы, континенты силой.

Созерцая картины художников, впечатляясь замыслами архитекторов, наслаждаясь музыкой мы, начинаем погружаться как во внутренний, так и во внешний мир творцов и имеем возможность сопоставить информацию, преподносимую политиками со своими ощущениями, вызванными соприкосновением с произведениями мастеров.

Однако не на каждого человека шедевры оказывают влияние. Не каждый может воспринять, увидеть, либо услышать то замысел, который автор вложил в свое произведение. Для того чтобы понять заложенную в произведение идею автора необходимо обладать некоторыми основополагающими базовыми понятиями.

«Хорошая музыка в хорошем исполнении дойдет до любого человека» С.Т. Рихтер. Но как показывает практика, нельзя не согласиться с М.С. Казиник: «Необходима настройка, введение в дух и состояния творения искусства» [6].

Так же как детей учат умениям и навыкам, так же необходимо обучать умению видеть прекрасное. И если в процессе обучения некоторым предметам достаточно эффективно работают традиционные методы преподавания, то при обучении в сфере искусства такие подходы не приемлемы.

Задача педагога – открыть творческий потенциал обучающегося. Тут в полной мере будут работать только личностно-ориентированные технологии педагогического сотрудничества. Преподаватели в сфере искусства, как правило, сами являются людьми творческими и одаренными, но по тем или иным причинам многие из них не смогли масштабно реализоваться. Каждый человек уникален. Разница между обучающим и обучаемым заключается лишь в наличии знаний и большей практики у обучающего. Однако, как пишет в своей книге Р.В. Котова со ссылкой на профессора С.М. Полищук «Основной ошибкой современной вокальной педагогики является тот факт, что, основываясь на собственных эмпирических ощущениях, многие современные учителя, не являясь истинными педагогами, развивают у своих учеников не их собственную вокальную индивидуальность, а стараются вылепить из нее свое, порой ничтожное, подобие. … Педагоги, настойчиво употребляющие подобную музыкально-литературно-вокальную халтуру, систематически стирают индивидуальность студента и тормозят его художественное развитие» [7, с. 19]. Поэтому так важна именно атмосфера сотрудничества, а не авторитарное доминирование преподавателя. Личностно-ориентированный подход и подразумевает ориентацию прежде всего на личность обучаемого, умение преподавателя увидеть своеобразие обучаемого и мотивировать его на обучение в соответствии с целями, сформулированными в государственном образовательном стандарте.

Помимо создания атмосферы доброжелательства и сотрудничества на занятиях пением, будь то сольное либо хоровое исполнение весьма важное значение в вопросе художественного воспитания играет разучиваемый репертуар. В этом аспекте смысл высказывания Ф.И. Шаляпина: «Мало научить человека петь каватину, серенаду, балладу, романс, арию, надо учить людей понимать смысл произносимых ими слов, чувства, вызвавшие к жизни именно эти слова, а не другие» [8] можно отнести не только к различной окраске звука при исполнении, но и развитию способности к эмпатии. Правильно подобранный репертуар помимо развития общих музыкально- исполнительных данных должен развивать и художественный вкус. Значимым моментом в подборе репертуара должны быть воспитание чувство гражданственности, социальной идентичности, патриотизма. Этой задаче наиболее отвечает пение в ансамбле либо хоре, так как оно доступно практически всем и вырабатывает в участниках такие качества как коллективизм, товарищество, вызывает чувство сопричастности к свершениям своего народа, стремление к социально-активной деятельности.

Таким образом, музыкальные произведения и пение, является наиболее доступным видом искусства для нравственного и, в частности, художественного воспитания личности на разных уровнях ее становления.

Текст статьи
  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Российская газета. Федеральный выпуск № 303(5976) от 31 декабря 2012 г. https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения 15.01.20).
  2. Философская энциклопедия https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/470/ИСКУССТВО (дата обращения 16.02.20).
  3. Колесняк М. В. Основные задачи педагога в деле воспитания студента. URL: https://zhurnalpedagog.ru (дата обращения 07.01.2020).
  4. Могучее средство воспитания. Сборник статей. Сост. П.П. Левандо. М.: Музыка, 1978. 144 с.
  5. Цитаты и афоризмы по теме «Историческая память» http://esse-ege.ru (дата обращения 09.02.20).
  6. Михаил Казиник у Познера http://www.youtube.com/watch?v=TDjnvWIUxD4 (дата обращения 04.02.2020).
  7. Котова Р.В. Исполнительская культура и формирование молодого певца – артиста. М., 2006. 188 с.
  8. Демедюк И.П., Станиславский К. С., Шаляпин Ф. И. О профессиональном мастерстве вокалиста // Вестник МГУКИ. 2011. 6(44) https://cyberleninka.ru/article/n/k-s-stanislavskiy-i-f-i-shalyapin-o-professionalnom-masterstve-vokalista/viewer (дата обращения 16.02.20).
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 сентября по 30 сентября
Осталось 4 дня до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
05 октября
Загрузка в elibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
09 октября