В наше время инновационные технологии прочно вошли в жизнь современного общества. В детских образовательных учреждениях приоритетными становятся робототехника, моделирование, конструирование, проектирование.
Внедрение STEM образования в ДОУ может научить детей быстро ориентироваться в информационных потоках и применять полученные знания на практике. Дошкольники смогут приобрести практические умения и навыки, которые востребованы в современном мире. Игровые занятия позволят раскрыть потенциал ребенка и его творческие способности.
То же такое STEM образование? Это комплексный подход к исследованию основных принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология.
Дети лучше познают взаимосвязь происходящих процессов, начинают понимать логические принципы и в процессе создания собственных моделей открывают для себя новый мир конструирования. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.
В парциальной программе «STEM-образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста» (авторы Т.В. Волосовец, В.А. Маркова, С.А. Аверин) представлены шесть модулей. Модули направлены на решение специфичных задач и при комплексном применении обеспечивают реализацию целей STEM-образования: развития интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-технического творчество детей младшего возраста.
Цель модуля «LEGO-конструирование» – развитие у детей способностей к техническому творчеству, конструктивной деятельности посредством конструирования.
Задачи:
- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество;
- развивать умение конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
- развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;
- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Формы организации обучения дошкольников конструированию:
- конструирование по образцу;
- конструирование по модели;
- конструирование по условиям;
- конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам;
- конструирование по замыслу;
- конструирование по теме.
Особенности практического использования с учётом возраста. С малышами 3-4 лет используются LEGO-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.
С детьми 4-5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.
В 6-7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды LEGO-конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.
В нашей группе дети старшего возраста принимали участие в конкурсе LEGO построек и стали призерами степени. Это, несомненно, является показателем действенности модуля LEGO-конструирования на практике.
Дети проявляют интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
Формируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Перспективное планирование модуля «LEGO-конструирование» для детей 5-7 лет на осень представлено в таблице (таблица).
Таблица
Месяц |
Тема |
Цели |
---|---|---|
Сентябрь |
Знакомство с конструктором LEGO |
Познакомить с конструктором LEGO, историей создания. Игровая деятельность с конструктором LEGO. |
«Колодец» |
Учить собирать колодец соблюдая баланс. Формировать умение создавать конструкцию по образцу. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Учить доводить начатое дело до конца. | |
«Башня» |
Учить собирать конструкцию соблюдая баланс, симметрию. Формировать умение действовать по образцу. | |
«Конструирование по замыслу» |
Стимулировать создание собственных вариантов построек. Учить заранее обдумывать содержание постройки, называть тему, давать описание. Учить правильному соединению деталей, соблюдать баланс, симметрию. Соблюдать творческую инициативу и конструктивное мышление. | |
Октябрь |
Ферма | |
Дом для фермера |
Учить строить большой дом соблюдая баланс и симметрию. Формировать умение создавать конструкцию по образцу. Воспитывать умение пользоваться одним набором деталей. | |
Строим хлев и курятник |
Учить строить домики разной величины и длинны. Формировать умение выделять основные части постройки, определять их название. Формировать умение создавать конструкцию по схеме. Познакомить детей со значением слов хлев и курятник. | |
Мостик для уточки |
Учить строить мостик. Формировать чувство симметрии и умение правильно чередовать цвета в постройке. | |
Конструирование по замыслу |
Стимулировать создание собственных вариантов построек. Учить заранее обдумывать содержание постройки, называть тему, давать описание. Учить правильному соединению деталей, соблюдать баланс, симметрию. Соблюдать творческую инициативу и конструктивное мышление. | |
Ноябрь |
День матери | |
Цветочный салон |
Учить создавать сложную постройку. Воспитывать умение пользоваться одним набором LEGO. | |
"Построить фургон для доставки цветов" |
Развивать умение следовать инструкции педагога. Развивать конструктивное мышление. | |
Цветы |
Развивать умение создавать конструкцию используя конструктор LEGO. Формировать умение анализировать объекты: повторить строение цветка, создавать модуль похожий на оригинал. | |
Конструирование по замыслу |
Стимулировать создание собственных вариантов построек. Учить заранее обдумывать содержание постройки, называть тему, давать описание. Учить правильному соединению деталей, соблюдать баланс, симметрию. Соблюдать творческую инициативу и конструктивное мышление. |
Рецензент – Кудашева А. А.