Главная
АИ #40 (119)
Статьи журнала АИ #40 (119)
Использование модуля LEGO-конструирование в дошкольном образовании

Использование модуля LEGO-конструирование в дошкольном образовании

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

дошкольное образование
технология
STEM
образовательный процесс

Аннотация статьи

В исследовании анализируются возможности применения модуля LEGO-конструирование дошкольном образовании.

Текст статьи

В наше время инновационные технологии прочно вошли в жизнь современного общества. В детских образовательных учреждениях приоритетными становятся робототехника, моделирование, конструирование, проектирование.

Внедрение STEM образования в ДОУ может научить детей быстро ориентироваться в информационных потоках и применять полученные знания на практике. Дошкольники смогут приобрести практические умения и навыки, которые востребованы в современном мире. Игровые занятия позволят раскрыть потенциал ребенка и его творческие способности.

То же такое STEM образование? Это комплексный подход к исследованию основных принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология.

Дети лучше познают взаимосвязь происходящих процессов, начинают понимать логические принципы и в процессе создания собственных моделей открывают для себя новый мир конструирования. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.

В парциальной программе «STEM-образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста» (авторы Т.В. Волосовец, В.А. Маркова, С.А. Аверин) представлены шесть модулей. Модули направлены на решение специфичных задач и при комплексном применении обеспечивают реализацию целей STEM-образования: развития интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-технического творчество детей младшего возраста.

Цель модуля «LEGO-конструирование» – развитие у детей способностей к техническому творчеству, конструктивной деятельности посредством конструирования.

Задачи:

  • развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество;
  • развивать умение конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
  • развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;
  • формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Формы организации обучения дошкольников конструированию:

  • конструирование по образцу;
  • конструирование по модели;
  • конструирование по условиям;
  • конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам;
  • конструирование по замыслу;
  • конструирование по теме.

Особенности практического использования с учётом возраста. С малышами 3-4 лет используются LEGO-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.

С детьми 4-5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.

В 6-7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды LEGO-конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.

В нашей группе дети старшего возраста принимали участие в конкурсе LEGO построек и стали призерами степени. Это, несомненно, является показателем действенности модуля LEGO-конструирования на практике.

Дети проявляют интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.

Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

Формируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Перспективное планирование модуля «LEGO-конструирование» для детей 5-7 лет на осень представлено в таблице (таблица).

Таблица

Месяц

Тема

Цели

Сентябрь

Знакомство с конструктором LEGO

Познакомить с конструктором LEGO, историей создания. Игровая деятельность с конструктором LEGO.

«Колодец»

Учить собирать колодец соблюдая баланс. Формировать умение создавать конструкцию по образцу.

Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования.

Учить доводить начатое дело до конца.

«Башня»

Учить собирать конструкцию соблюдая баланс, симметрию. Формировать умение действовать по образцу.

«Конструирование по замыслу»

Стимулировать создание собственных вариантов построек. Учить заранее обдумывать содержание постройки, называть тему, давать описание. Учить правильному соединению деталей, соблюдать баланс, симметрию. Соблюдать творческую инициативу и конструктивное мышление.

Октябрь

Ферма

Дом для фермера

Учить строить большой дом соблюдая баланс и симметрию. Формировать умение создавать конструкцию по образцу. Воспитывать умение пользоваться одним набором деталей.

Строим хлев и курятник

Учить строить домики разной величины и длинны. Формировать умение выделять основные части постройки, определять их название.

Формировать умение создавать конструкцию по схеме. Познакомить детей со значением слов хлев и курятник.

Мостик для уточки

Учить строить мостик. Формировать чувство симметрии и умение правильно чередовать цвета в постройке.

Конструирование по замыслу

Стимулировать создание собственных вариантов построек. Учить заранее обдумывать содержание постройки, называть тему, давать описание. Учить правильному соединению деталей, соблюдать баланс, симметрию. Соблюдать творческую инициативу и конструктивное мышление.

Ноябрь

День матери

Цветочный салон

Учить создавать сложную постройку. Воспитывать умение пользоваться одним набором LEGO.

"Построить фургон для доставки цветов"

Развивать умение следовать инструкции педагога. Развивать конструктивное мышление.

Цветы

Развивать умение создавать конструкцию используя конструктор LEGO. Формировать умение анализировать объекты: повторить строение цветка, создавать модуль похожий на оригинал.

Конструирование по замыслу

Стимулировать создание собственных вариантов построек. Учить заранее обдумывать содержание постройки, называть тему, давать описание. Учить правильному соединению деталей, соблюдать баланс, симметрию. Соблюдать творческую инициативу и конструктивное мышление.

Рецензент – Кудашева А. А.

Список литературы

  1. Проектная деятельность в дошкольной организации : учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования / под ред. Л. В. Свирской. – Москва : Издательство «Национальное образование», 2018. – 112 с.: ил. – (Вдохновение). – URL: http://www.nobr.ru/catalog/preschool/Inspiration/4794/
  2. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста (парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество) / Т. В. Волосовец, В. А. Маркова, С. А. Аверин. – Москва: ЭЛТИ-КУДИЦ, 2017. – 112 с.

Поделиться

1256

Рощина Т. Н., Харитонова М. И., Рыбалкина С. И. Использование модуля LEGO-конструирование в дошкольном образовании // Актуальные исследования. 2022. №40 (119). С. 59-61. URL: https://apni.ru/article/4690-ispolzovanie-modulya-lego-konstruirovanie

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января