Особенности формирования и развития связной речи у дошкольников с задержкой психического развития

В статье говорится о том, что связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. От уровня ее развития зависит, и полнота познания окружающего мира, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом. Формирование связной речи у детей изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место задержка психического развития.

Аннотация статьи
связная речь
процесс
задержка психического развития
Ключевые слова

В настоящее время исследователями определены данные о речевой деятельности дошкольников с задержкой психического развития. Некоторые из них имеют отношение к связной речи. В исследованиях А.Д. Кошелевой обозначается, что существенными трудностями детей рассматриваемой категории обнаруживается речевое оформление собственных действий, замечается неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи.

Начальный уровень осознания звукового строения речи у дошкольников с ЗПР устанавливается позднее, чем в норме. Тем не менее возможное осознание речевой действительности и ее элементов (слов, звуков) у дошкольников с ЗПР неодинаково – от устойчивой направленности на звуковую сторону речи и осознания звукового строения слов до отсутствия подобной направленности и невозможности принятия задачи анализа звукового состава слова.

Возрастная незрелость психических функций и интеллектуальных умений в особенности явно видна при усвоении родного языка, так как он требует внятного взаимодействия зрительного, слухового и двигательного анализаторов, абстрагированного от известного и ясного смысла слова или высказывания, рассмотрения их в непривычном грамматическом ракурсе, всегда основывается на анализе и синтезе, классификации и обобщении.

На уровне импрессивной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР наблюдаются трудности в осмыслении сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций типа: «Сережа старше Вани», «Сосна растет на краю поля», дошкольники с ЗПР недостаточно хорошо осмысливают содержание рассказа со скрытым смыслом, снижен процесс декодирования текстов, то есть, снижен процесс восприятия и понимания содержания рассказов, сказок, текстов для пересказа.

Дошкольники с ЗПР располагают ограниченным словарным запасом. В их речи исключительно редко попадаются прилагательные, наречия, снижено применение глаголов.

Грамматический строй речи у дошкольников с ЗПР выделяется отдельными свойствами. Ряд грамматических категорий дошкольники фактически не применяют в речи, тем не менее, если сопоставлять число погрешностей в использовании грамматических форм слова и грамматических конструкций, то бесспорно превалируют погрешности второго типа.

Дошкольнику с ЗПР нелегко воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя ему и понятно смысловое содержание представленной на иллюстрации ситуации или прочитанного рассказа, и на вопросы педагога он отвечает правильно.

Дошкольники данной категории не способны пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, изобразить наглядную ситуацию, они не способны к творческому рассказыванию.

Одним из наиболее активных видов связной речи является устное сочинение на какую-либо заданную тему. Поэтому качества, свойственные связной речи дошкольников с ЗПР, которые только обозначились в их рассказах по элементарным сюжетным картинкам, обнаруживаются в устных сочинениях наиболее интенсивно. В ходе анализа работ детей были выделены 3 группы сочинений, которые отвечали 3 видам качества построения высказываний:

  • Сочинение, где ребёнок уходил от предложенной темы на другую, которая ему более интересна и проста;
  • Сочинение, где ребёнок вводит в свой рассказ какие-либо дополнительные ассоциации и инертные стереотипы;
  • Сочинение, где ребёнок часто воспроизводил одни и те же фразы слов и постоянный возврат к уже высказанной мысли.

Специфичность построения высказывания, которая характерна для детей дошкольного возраста с ЗПР, есть следствие появление трудностей в речевом общении. Если рассмотреть высказывание дошкольника с ЗПР, то можно обнаружить немалое количество сбоев в оформлении речевого сообщения. И чем больше объём этого сообщения, тем больше ошибок. Чаще всего встречаются следующие виды аграмматизмов:

  • упущение каких-либо членов предложения, либо их избыточность. Например, «В городе живут есть люди»;
  • ошибки, связанные с управлением и согласованием. Например, «И в этом пакете много журналы»;
  • ошибки, связанные с использованием служебных слов. Например, «Люстра висит на столе»;
  • ошибки, связанные с употреблением времени глагола. Например, «Дядя несёт газеты и раздавал их»;
  • ошибки в словообразовании и формообразовании. Например, «Андрей рисует афиши. Он работает рисовальщиком»;
  • ошибки в структуре оформления высказывания. Например, «Там Лёша со звонком и похож как евошняя шапка одета».

Порой, сложноподчиненные предложения, составленные детьми с ЗПР, состоят из 20 и более слов и весьма пространны. Создаётся впечатление того, что ребёнок, когда приступает к высказыванию, не может завершить его. Что качается детей младшего дошкольного возраста, то они зачастую употребляют прямую речь (по сопоставлению с нормально развивающимися).

При анализе текстов, которые составляют дошкольники с ЗПР выяснилось, что детям с данным диагнозом свойственно увеличивать численность наречий, существительных, местоимений и служебных слов.

Таким образом, само предложение вновь не создаётся, а воспроизводится фраза-клише или просто идет перечисление субъектов и объектов действия. Что касается рассказов по картинкам и устных сочинений, то они содержат только существительные, иначе говоря выглядят как обычное перечисление. Именно ограниченным словарным запасом и объясняется частое употребление наречий и местоимений с обобщенным смыслом.

Следствием неспособности грамотно и структурно оформлять предложение является неумеренное использование вводных и служебных слов. Их применение не призывает создавать каждый раз новую программу высказывания, а идет по линии воспроизведения ранее знакомого.

Все перечисленные качества связной речи дошкольников с ЗПР позволяют сделать вывод о динамических нарушениях речевой деятельности, которые обнаруживаются, прежде всего, в несформированности внутреннего программирования и грамматического структурирования (оформления высказывания).

Переход от ситуативной речи к контекстной обозначает не только новую ступень в речевом развитии дошкольника с ЗПР, но и некоторое его продвижение в познавательном развитии, а именно, освоение умения выйти за границы непосредственной ситуации. Предметное содержание предлагаемых заданий достаточно известно дошкольникам. Вследствие этого речь детей с ЗПР имеет главным образом ситуативный характер, что обнаруживается в частом употреблении личных и указательных местоимений, усиливающих повторений, а также жестов, мимики.

О связной речи дошкольников с ЗПР можно сказать, что она «привязана» к ситуации, нередко малопонятна вне ее. Исследование связной речи дошкольников с ЗПР обнаруживает, что «речь их носит ситуативный характер, у данных детей только завязывается переход к контекстной речи.

Текст статьи
  1. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов. - 6-е изд., стереотип. - М.: Ком Книга, 2013. - 576 с.
  2. Борякова, Н.Ю.Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. - М.: АСТ, 2012. - 226 с.
  3. Кошелева, А.Д. Детский практический психолог. - М.: Academia, 2011. - 256 с.
Список литературы