Автор(-ы):
Сорочак Оксана Владимировна
Бусловская Татьяна Владимировна
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматриваются современные подходы к взаимодействию с семьями воспитанников и социумом по вопросам воспитания и развития подрастающего поколения.
Текст статьи
Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.
Социальное партнёрство – это инструмент, с помощью которого представители различных субъектов, имеющих специфические интересы, организуют совместную деятельность.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя следующие направления:
Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только взаимодействуя друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду, а также обоюдное желание поддерживать контакты друг с другом.
Взаимодействие с семьями воспитанников необходимо я осуществлять на основе партнерского и дифференцированного подходов.
Партнерство – это определенная форма взаимодействия, сотрудничества, взаимоотношений в процессе достижения совместно поставленных целей.
В основе партнерства лежат следующие принципы:
Целями партнерства являются:
Согласно ФГОС ДО работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи, и задача педагога ДОУ в том, чтобы заинтересовать и привлечь родителей к сотрудничеству с ДОУ, через использование как традиционных, так и новых форм взаимодействия.
В работе по данному направлению необходимо придерживаться следующих принципов взаимодействия с семьями воспитанников:
Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций является установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.
С этой целью необходимо использовать в педагогической практике как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей.
Традиционные формы взаимодействия:
Нетрадиционные формы взаимодействия направленны на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
Поскольку современные родители не мыслят своей жизнедеятельности без цифровых технологий, интернета, то целесообразно использовать их потенциал для решения педагогических задач при взаимодействии с семьями воспитанников.
Наиболее широко используемые нетрадиционные формы взаимодействия с семьями с использованием цифровых технологий и интернет-ресурсов:
Акции – еще одна форма взаимодействия, которая широко используется в педагогической деятельности.
Совместные досуги целесообразно проводить как можно чаще в интерактивной форме, где родители являются активными участниками.
В работе с семьями воспитанников так же широко используются доброжелательные технологии:
Еще одной нетрадиционной формой партнерства с родителями, которую я стараюсь использовать в своей практике, является проектная деятельность. Основная цель такой деятельности – привлечение родителей к сотрудничеству, партнерству с ребенком и педагогом. Тему проекта выбирается совместно, родители могут участвовать в форме информационной поддержки (являются источником информации для ребенка), в форме организационной поддержки (сопровождение детей на экскурсии), так же и в форме технической поддержки (фото-видеосъемка, монтаж).
Анкетирование, опросы – наибольшую эффективность, как показывает педагогическая практика, приносит анкетирование, опрос, проводимые через Гугл формы, т.к. родители могут пройти опрос или анкетирование в любое удобное для них время, и есть возможность видеть общие результаты сразу.
Круглые столы, где участники обмениваются мнениями, при полном равноправии каждого, при этом все участники вовлечены в процесс обсуждения.
Все вышеуказанные формы взаимодействия с семьями воспитанников призваны выстроить эффективное сотрудничество семьи и ДОУ. Их применение необходимо, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.
Организация взаимодействия детского сада и социума как нельзя более позволяет использовать максимум возможностей для развития и воспитания детей. Детский сад для ребенка – это маленький и особенный мир. В нем дети впервые знакомятся с различными видами деятельности человека: образование, культура, медицина, физкультура и спорт и другие. Это все направленно на то, чтобы воспитанники чувствовали себя уверенными, умными, успешными, добрыми, отзывчивыми, чтобы быстро адаптировались в мире людей и смогли в будущем найти себя и самореализоваться.
Необходимо в дошкольном учреждении организовывать совместную работа с различными социальными партнерами. Работа с такими социальными партнерами как школа, библиотека, дом культуры, строится на основе заключенных договоров и утвержденных планов работы.
Социальное партнерство рассматривается как способ социализации детей.
Социум, окружающий детский сад, представлен учреждениями образования, здравоохранения, культуры, сферы услуг. Целесообразно проводить целевые прогулки на ближайшие улицы, в процессе которых дети усваивают нормы поведения на улице, закрепляют свои знания о транспорте, правилах дорожного движения, рассматривают общественные здания и жилые дома.
Развитию познавательной мотивации, формирования основ личностной культуры способствует тесное взаимодействуем с библиотекой, сотрудники которой частые гости в ДОУ. Они проводят на базе ДОУ различные познавательные мероприятия, акции. Благодаря такому взаимодействию воспитанники с интересом посещают библиотеку не только в рамках деятельности ДОУ, но и с родителями.
Тесное сотрудничество с домом культуры способствует не только социализации, но и нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через приобщение к культурно-историческим ценностям малой родины.
Преемственности дошкольного и школьного образования осуществляется через сотрудничество со школой. Это не только взаимодействие педагогических коллективов по преемственности в образовании (взаимные посещения занятий, педсоветы, участие учителей начальных классов в собраниях родителей будущих первоклассников на базе детского сада), но и шефство учеников начальных классов над воспитанниками детсада, волонтерское движение, совместные мероприятия с учащимися начальной школы. Так же воспитанники посещают линейки, посвященные Дню знаний, последнему звонку.
Экскурсии на ближайшие инфраструктурные объекты (банк, отделение почты, магазины и др.) способствуют ранней профориентации, формированию основ финансовой грамотности, развитию познавательной сферы.
Таким образом, организованное сотрудничество с социальными партнерами позволяет выстраивать единое воспитательно-образовательное пространство, использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышать качество образовательных услуг и уровень реализации ФГОС ДО, что является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире.
Список литературы
Поделиться
Сорочак О. В., Бусловская Т. В. Современные подходы к взаимодействию с семьями воспитанников и социумом по вопросам воспитания и развития подрастающего поколения // Актуальные исследования. 2022. №40 (119). С. 62-65. URL: https://apni.ru/article/4693-sovremennie-podkhodi-k-vzaimodejstviyus-semya