научный журнал «Актуальные исследования» #40 (119), октябрь '22

Современные подходы к взаимодействию с семьями воспитанников и социумом по вопросам воспитания и развития подрастающего поколения

В статье рассматриваются современные подходы к взаимодействию с семьями воспитанников и социумом по вопросам воспитания и развития подрастающего поколения.

Аннотация статьи
современные подходы
взаимодействие с семьями воспитанников
взаимодействие с социумом
принципы
технологии
партнерство
Ключевые слова

Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.

Социальное партнёрство – это инструмент, с помощью которого представители различных субъектов, имеющих специфические интересы, организуют совместную деятельность.

Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя следующие направления:

  • работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;
  • взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры;
  • взаимодействие с учреждениями здравоохранения;
  • работу с семьями воспитанников детского сада.

Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только взаимодействуя друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду, а также обоюдное желание поддерживать контакты друг с другом.

Взаимодействие с семьями воспитанников необходимо я осуществлять на основе партнерского и дифференцированного подходов.

Партнерство – это определенная форма взаимодействия, сотрудничества, взаимоотношений в процессе достижения совместно поставленных целей.

В основе партнерства лежат следующие принципы:

  • равноправие партнеров при принятии решений, выбора путей решения задач на основе доверия и компромисса;
  • уважение и взаимный учет интересов, толерантность к позиции партнера;
  • заинтересованность сторон в сотрудничестве;
  •  добровольность принятия взаимных обязательств,
  • ответственность сторон за выполнение принятых обязательств.

Целями партнерства являются:

  • включение родителей в образовательный процесс;
  • объединение усилий по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей.

Согласно ФГОС ДО работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи, и задача педагога ДОУ в том, чтобы заинтересовать и привлечь родителей к сотрудничеству с ДОУ, через использование как традиционных, так и новых форм взаимодействия.

В работе по данному направлению необходимо придерживаться следующих принципов взаимодействия с семьями воспитанников:

  • Доброжелательный стиль общения с родителями, где неуместны категоричность, требовательный тон.
  • Индивидуальный подход, который необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями, общаясь с родителями, я чувствую ситуацию, настроение родителей. Проявляя человеческое отношение и педагогическое умение, педагог успокаивает родителей, сочувствует и предлагает вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
  • Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня не приносит положительных результатов. Гораздо эффективнее создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
  • Динамичность. Детский сад сегодня находится в режиме развития, а не функционирования, представляет собой мобильную систему, быстро реагирующую на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого меняются формы и направления работы ДОУ с семьей.
  • Открытость. Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок).

Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций является установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.

С этой целью необходимо использовать в педагогической практике как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей.

Традиционные формы взаимодействия:

  • Родительское собрание – это форма работы с родителями по педагогическому просвещению. На родительском собрании знакомят родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей в условиях детского сада.
  • Посещение семьи ребенка – направлено прежде всего на изучение условий проживания и воспитания ребенка непосредственно по месту проживания семьи.
  • Наглядная пропаганда, которая осуществляется посредством использования разнообразных видов наглядности, что помогает не только отвечать на вопросы по воспитанию и развитию детей, но и показывать течение воспитательно-образовательного процесса, используемые методы, средства, приемы воспитания. С этой целью оформляются стенды, папки-передвижки, буклеты и т.д.
  • Беседы: индивидуальные и групповые. Цель беседы всегда направлена на выяснение трудностей в воспитании, содержание беседы лаконично и понятно родителям, сделанные выводы помогают наглядно увидеть проделанную работу. Во время беседы задача педагога не только говорить, но и слушать родителей.
  • Консультации, которые проводятся как для группы родителей, так и индивидуально. Целью консультаций является оказание родителям необходимой консультативной помощи в разрешении проблемных вопросов.

Нетрадиционные формы взаимодействия направленны на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.

Поскольку современные родители не мыслят своей жизнедеятельности без цифровых технологий, интернета, то целесообразно использовать их потенциал для решения педагогических задач при взаимодействии с семьями воспитанников.

Наиболее широко используемые нетрадиционные формы взаимодействия с семьями с использованием цифровых технологий и интернет-ресурсов:

  • Сайта ДОУ, где родители имеют возможность ознакомиться с правоустанавливающими документами и другой необходимой информацией организационного плана. На сайте размещена, информация о значимых мероприятиях и достижениях воспитанников.
  • Странички в социальных сетях, где как можно чаще освещается деятельность детей в ДОУ, размещаются различные памятки, консультации.
  • Общение через мессенджеры Ватсап, Телеграмм и др., где создается групповая беседа со всеми родителями.
  • Широкий отклик у родителей получают создаваемые педагогом совместно с детьми видеоролики из жизни детского сада.
  • Активное использование цифровое пространства, например, платформы Zoom, а также общего видеозвонка в социальных сетях.

Акции – еще одна форма взаимодействия, которая широко используется в педагогической деятельности.

Совместные досуги целесообразно проводить как можно чаще в интерактивной форме, где родители являются активными участниками.

В работе с семьями воспитанников так же широко используются доброжелательные технологии:

  • постер достижений – где родители видят достижения своего ребенка, его успехи.
  • образовательная афиша, способствующая вовлечению родителей в единое пространство детского развития в ДОУ.
  • Технология «Гость группы» - чаще всего эту форму взаимодействия используют как средство ранней профориентации, однако такое мероприятие сближает семью и детский сад, а родители становятся активными участниками воспитательно-образовательного процесса, а также способствует созданию атмосферы взаимоуважения и сотрудничества.

Еще одной нетрадиционной формой партнерства с родителями, которую я стараюсь использовать в своей практике, является проектная деятельность. Основная цель такой деятельности – привлечение родителей к сотрудничеству, партнерству с ребенком и педагогом. Тему проекта выбирается совместно, родители могут участвовать в форме информационной поддержки (являются источником информации для ребенка), в форме организационной поддержки (сопровождение детей на экскурсии), так же и в форме технической поддержки (фото-видеосъемка, монтаж).

Анкетирование, опросы – наибольшую эффективность, как показывает педагогическая практика, приносит анкетирование, опрос, проводимые через Гугл формы, т.к. родители могут пройти опрос или анкетирование в любое удобное для них время, и есть возможность видеть общие результаты сразу.

Круглые столы, где участники обмениваются мнениями, при полном равноправии каждого, при этом все участники вовлечены в процесс обсуждения.

Все вышеуказанные формы взаимодействия с семьями воспитанников призваны выстроить эффективное сотрудничество семьи и ДОУ. Их применение необходимо, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.

Организация взаимодействия детского сада и социума как нельзя более позволяет использовать максимум возможностей для развития и воспитания детей. Детский сад для ребенка – это маленький и особенный мир. В нем дети впервые знакомятся с различными видами деятельности человека: образование, культура, медицина, физкультура и спорт и другие. Это все направленно на то, чтобы воспитанники чувствовали себя уверенными, умными, успешными, добрыми, отзывчивыми, чтобы быстро адаптировались в мире людей и смогли в будущем найти себя и самореализоваться.

Необходимо в дошкольном учреждении организовывать совместную работа с различными социальными партнерами. Работа с такими социальными партнерами как школа, библиотека, дом культуры, строится на основе заключенных договоров и утвержденных планов работы.

Социальное партнерство рассматривается как способ социализации детей.

Социум, окружающий детский сад, представлен учреждениями образования, здравоохранения, культуры, сферы услуг. Целесообразно проводить целевые прогулки на ближайшие улицы, в процессе которых дети усваивают нормы поведения на улице, закрепляют свои знания о транспорте, правилах дорожного движения, рассматривают общественные здания и жилые дома.

Развитию познавательной мотивации, формирования основ личностной культуры способствует тесное взаимодействуем с библиотекой, сотрудники которой частые гости в ДОУ. Они проводят на базе ДОУ различные познавательные мероприятия, акции. Благодаря такому взаимодействию воспитанники с интересом посещают библиотеку не только в рамках деятельности ДОУ, но и с родителями.

Тесное сотрудничество с домом культуры способствует не только социализации, но и нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через приобщение к культурно-историческим ценностям малой родины.

Преемственности дошкольного и школьного образования осуществляется через сотрудничество со школой. Это не только взаимодействие педагогических коллективов по преемственности в образовании (взаимные посещения занятий, педсоветы, участие учителей начальных классов в собраниях родителей будущих первоклассников на базе детского сада), но и шефство учеников начальных классов над воспитанниками детсада, волонтерское движение, совместные мероприятия с учащимися начальной школы. Так же воспитанники посещают линейки, посвященные Дню знаний, последнему звонку.

Экскурсии на ближайшие инфраструктурные объекты (банк, отделение почты, магазины и др.) способствуют ранней профориентации, формированию основ финансовой грамотности, развитию познавательной сферы.

Таким образом, организованное сотрудничество с социальными партнерами позволяет выстраивать единое воспитательно-образовательное пространство, использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышать качество образовательных услуг и уровень реализации ФГОС ДО, что является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире.

Текст статьи
  1. Давыдова О., Майер А. Детский сад – семья : инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 5. – С. 52-55.
  2. Детский сад и семья /под ред. Т. М. Марковой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: «Просвещение», 2010. - 207 с.
  3. Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5–7 лет: Методическое пособие. – М: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
Список литературы