Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.
Социальное партнёрство – это инструмент, с помощью которого представители различных субъектов, имеющих специфические интересы, организуют совместную деятельность.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя следующие направления:
- работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;
- взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры;
- взаимодействие с учреждениями здравоохранения;
- работу с семьями воспитанников детского сада.
Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только взаимодействуя друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду, а также обоюдное желание поддерживать контакты друг с другом.
Взаимодействие с семьями воспитанников необходимо я осуществлять на основе партнерского и дифференцированного подходов.
Партнерство – это определенная форма взаимодействия, сотрудничества, взаимоотношений в процессе достижения совместно поставленных целей.
В основе партнерства лежат следующие принципы:
- равноправие партнеров при принятии решений, выбора путей решения задач на основе доверия и компромисса;
- уважение и взаимный учет интересов, толерантность к позиции партнера;
- заинтересованность сторон в сотрудничестве;
- добровольность принятия взаимных обязательств,
- ответственность сторон за выполнение принятых обязательств.
Целями партнерства являются:
- включение родителей в образовательный процесс;
- объединение усилий по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста;
- психолого-педагогическое просвещение родителей.
Согласно ФГОС ДО работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи, и задача педагога ДОУ в том, чтобы заинтересовать и привлечь родителей к сотрудничеству с ДОУ, через использование как традиционных, так и новых форм взаимодействия.
В работе по данному направлению необходимо придерживаться следующих принципов взаимодействия с семьями воспитанников:
- Доброжелательный стиль общения с родителями, где неуместны категоричность, требовательный тон.
- Индивидуальный подход, который необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями, общаясь с родителями, я чувствую ситуацию, настроение родителей. Проявляя человеческое отношение и педагогическое умение, педагог успокаивает родителей, сочувствует и предлагает вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
- Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня не приносит положительных результатов. Гораздо эффективнее создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
- Динамичность. Детский сад сегодня находится в режиме развития, а не функционирования, представляет собой мобильную систему, быстро реагирующую на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого меняются формы и направления работы ДОУ с семьей.
- Открытость. Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок).
Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций является установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.
С этой целью необходимо использовать в педагогической практике как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей.
Традиционные формы взаимодействия:
- Родительское собрание – это форма работы с родителями по педагогическому просвещению. На родительском собрании знакомят родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей в условиях детского сада.
- Посещение семьи ребенка – направлено прежде всего на изучение условий проживания и воспитания ребенка непосредственно по месту проживания семьи.
- Наглядная пропаганда, которая осуществляется посредством использования разнообразных видов наглядности, что помогает не только отвечать на вопросы по воспитанию и развитию детей, но и показывать течение воспитательно-образовательного процесса, используемые методы, средства, приемы воспитания. С этой целью оформляются стенды, папки-передвижки, буклеты и т.д.
- Беседы: индивидуальные и групповые. Цель беседы всегда направлена на выяснение трудностей в воспитании, содержание беседы лаконично и понятно родителям, сделанные выводы помогают наглядно увидеть проделанную работу. Во время беседы задача педагога не только говорить, но и слушать родителей.
- Консультации, которые проводятся как для группы родителей, так и индивидуально. Целью консультаций является оказание родителям необходимой консультативной помощи в разрешении проблемных вопросов.
Нетрадиционные формы взаимодействия направленны на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
Поскольку современные родители не мыслят своей жизнедеятельности без цифровых технологий, интернета, то целесообразно использовать их потенциал для решения педагогических задач при взаимодействии с семьями воспитанников.
Наиболее широко используемые нетрадиционные формы взаимодействия с семьями с использованием цифровых технологий и интернет-ресурсов:
- Сайта ДОУ, где родители имеют возможность ознакомиться с правоустанавливающими документами и другой необходимой информацией организационного плана. На сайте размещена, информация о значимых мероприятиях и достижениях воспитанников.
- Странички в социальных сетях, где как можно чаще освещается деятельность детей в ДОУ, размещаются различные памятки, консультации.
- Общение через мессенджеры Ватсап, Телеграмм и др., где создается групповая беседа со всеми родителями.
- Широкий отклик у родителей получают создаваемые педагогом совместно с детьми видеоролики из жизни детского сада.
- Активное использование цифровое пространства, например, платформы Zoom, а также общего видеозвонка в социальных сетях.
Акции – еще одна форма взаимодействия, которая широко используется в педагогической деятельности.
Совместные досуги целесообразно проводить как можно чаще в интерактивной форме, где родители являются активными участниками.
В работе с семьями воспитанников так же широко используются доброжелательные технологии:
- постер достижений – где родители видят достижения своего ребенка, его успехи.
- образовательная афиша, способствующая вовлечению родителей в единое пространство детского развития в ДОУ.
- Технология «Гость группы» - чаще всего эту форму взаимодействия используют как средство ранней профориентации, однако такое мероприятие сближает семью и детский сад, а родители становятся активными участниками воспитательно-образовательного процесса, а также способствует созданию атмосферы взаимоуважения и сотрудничества.
Еще одной нетрадиционной формой партнерства с родителями, которую я стараюсь использовать в своей практике, является проектная деятельность. Основная цель такой деятельности – привлечение родителей к сотрудничеству, партнерству с ребенком и педагогом. Тему проекта выбирается совместно, родители могут участвовать в форме информационной поддержки (являются источником информации для ребенка), в форме организационной поддержки (сопровождение детей на экскурсии), так же и в форме технической поддержки (фото-видеосъемка, монтаж).
Анкетирование, опросы – наибольшую эффективность, как показывает педагогическая практика, приносит анкетирование, опрос, проводимые через Гугл формы, т.к. родители могут пройти опрос или анкетирование в любое удобное для них время, и есть возможность видеть общие результаты сразу.
Круглые столы, где участники обмениваются мнениями, при полном равноправии каждого, при этом все участники вовлечены в процесс обсуждения.
Все вышеуказанные формы взаимодействия с семьями воспитанников призваны выстроить эффективное сотрудничество семьи и ДОУ. Их применение необходимо, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.
Организация взаимодействия детского сада и социума как нельзя более позволяет использовать максимум возможностей для развития и воспитания детей. Детский сад для ребенка – это маленький и особенный мир. В нем дети впервые знакомятся с различными видами деятельности человека: образование, культура, медицина, физкультура и спорт и другие. Это все направленно на то, чтобы воспитанники чувствовали себя уверенными, умными, успешными, добрыми, отзывчивыми, чтобы быстро адаптировались в мире людей и смогли в будущем найти себя и самореализоваться.
Необходимо в дошкольном учреждении организовывать совместную работа с различными социальными партнерами. Работа с такими социальными партнерами как школа, библиотека, дом культуры, строится на основе заключенных договоров и утвержденных планов работы.
Социальное партнерство рассматривается как способ социализации детей.
Социум, окружающий детский сад, представлен учреждениями образования, здравоохранения, культуры, сферы услуг. Целесообразно проводить целевые прогулки на ближайшие улицы, в процессе которых дети усваивают нормы поведения на улице, закрепляют свои знания о транспорте, правилах дорожного движения, рассматривают общественные здания и жилые дома.
Развитию познавательной мотивации, формирования основ личностной культуры способствует тесное взаимодействуем с библиотекой, сотрудники которой частые гости в ДОУ. Они проводят на базе ДОУ различные познавательные мероприятия, акции. Благодаря такому взаимодействию воспитанники с интересом посещают библиотеку не только в рамках деятельности ДОУ, но и с родителями.
Тесное сотрудничество с домом культуры способствует не только социализации, но и нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через приобщение к культурно-историческим ценностям малой родины.
Преемственности дошкольного и школьного образования осуществляется через сотрудничество со школой. Это не только взаимодействие педагогических коллективов по преемственности в образовании (взаимные посещения занятий, педсоветы, участие учителей начальных классов в собраниях родителей будущих первоклассников на базе детского сада), но и шефство учеников начальных классов над воспитанниками детсада, волонтерское движение, совместные мероприятия с учащимися начальной школы. Так же воспитанники посещают линейки, посвященные Дню знаний, последнему звонку.
Экскурсии на ближайшие инфраструктурные объекты (банк, отделение почты, магазины и др.) способствуют ранней профориентации, формированию основ финансовой грамотности, развитию познавательной сферы.
Таким образом, организованное сотрудничество с социальными партнерами позволяет выстраивать единое воспитательно-образовательное пространство, использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышать качество образовательных услуг и уровень реализации ФГОС ДО, что является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире.