Введение
Музыкальное воспитание – важнейшее средство формирования духовного облика человека, его идеалов. Оно необходимо не только каждому человеку в отдельности, но и обществу в целом. В.А. Сухомлинский: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности».
Характерной особенностью музыки является сильное, тонкое и глубокое воздействие на внутренний мир слушателя, оказываемое как на эмоциональную, так и на интеллектуальную стороны его личности укрепляет физические силы. Музыка создает жизнерадостное настроение, повышает тонус мышц, активизирует деятельность всего организма. Музыка присутствует в каждой семье: серьезная, легкая, развлекательная, классическая, народная, духовная... Музыка возбуждает непосредственные эмоции, определяющие действия ребёнка, поэтому она является незаменимым средством воспитания в семье.
Пробудить интерес и любовь к искусству, а затем использовать его, как могучее средство воздействия и воспитания подрастающего поколения, – такая цель была осознана и поставлена в российской школьной и дошкольной методической литературе с самого начала её появления
Актуальность данной темы в том, что музыкальное воспитание в семье является важным компонентом развития личности ребенка.
Условия воспитания детей в семье.
Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка, в том числе и музыкального, создаются в семье.
Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.
Если у ребёнка есть задатки именно мамы и папы должны заразить ребенка любовью к музыке, проявить интерес к его музыкальным занятиям, правильно их организовать. Самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители к музыке равнодушны. Именно родители закладывают основы его мировоззрения, морали, эстетических вкусов. Естественность и непринужденность обстановки, совместно слушание музыки, та особая атмосфера, которая создается во время занятий с любимым человеком, – все это определяет большие возможности для приобщения ребенка к музыке. В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании. Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Игра на фортепиано, баяне, балалайке требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты-игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слуху. Иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы.
Музыкально – образовательной деятельностью в семье занимаются в основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без какой-либо системы. В этих семьях родители мало обеспокоены музыкальным воспитанием своих детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, а к «серьезной» музыке его родители безразличны. И все потому, что в детские годы в семье не сложилось нормального музыкального воспитания ребёнка.
Педагог в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи, ориентироваться на различные условия, в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное окружение.
Задачи музыкального воспитания детей в семье (они зависят от их отношения к музыке и музыкальным профессиям)
- обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
- развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность);
- способствовать общему развитию детей средствами музыки.
Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.
Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку.
Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Ребенку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.
Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чайковского) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А. Вивальди, И. С. Баха, В. А. Моцарта.
Методы обучения в семье
Наглядно-слуховой метод – основной метод музыкального воспитания. Ребенок накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и использование ее как фона для другой деятельности).
Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. Дома имеется возможность показать детям книги с репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка, народных традициях, обрядах, познакомить их с изображениями предметов быта, одежды. Рассматривание репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об искусстве.
Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке, помогают ребенку настроиться на ее восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения в звучании, на звучащие инструменты, элементы изобразительности музыки.
Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.
Успешность применения всех этих методов зависит от музыкально-культурного уровня взрослых, их педагогических знаний и способностей, терпения и желания заинтересовать детей музыкой.
Мы, музыкальные руководители, должны делиться опытом, давать рекомендации родителям по применению доступных и эффективных методов и приемов музыкального воспитания детей в семье.
Формы организации музыкальной деятельности детей в семье
Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более свободных формах – как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. Роль взрослого - активна.
К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание грамзаписей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей.
Более свободная форма музыкальной деятельности – слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, утренней гимнастикой, рисованием и др.). Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.
Обучение в ДМШ
Важное событие для ребёнка – поступление в музыкальную школу. Он проявляет интерес к занятиям, но могут возникать некоторые сложности в процессе обучения. Родители этих детей должны запастись терпением, оказывать помощь ребенку, особенно на начальном этапе. Важно помнить, что ребенок должен заниматься музыкой с удовольствием и интересом.
Иногда, в связи с тем, что обучение в музыкальной школе – это трудоёмкая работа, требующая усидчивости и терпения, у детей пропадает интерес к учебе. И если педагоги и родители не найдут нужных слов, чтобы поддержать ребенка, то, в конце концов, он может бросить учебу.
Родителям нужно выучить с детьми расписание, вовремя отправить на занятие, проконтролировать, всё ли необходимое к уроку взял ребенок, проверить дневник. Естественно, что одного желания ребенка для учебы мало. Он должен чувствовать поддержку родителей, заинтересованность в его успехах или неудачах. Это укрепит в нем желание прилежно обучаться музыке.
Важно правильно организовать свободное время, чтобы ребенок мог отдохнуть и найти время для музыкальной подготовки. Пусть это будут хотя бы полчаса – час, но это время будет регулярным и ежедневным. И самое главное – оно должно быть результативным. Нужно чтобы во время занятий ничто не отрывало внимание ребенка, занятия должны протекать спокойно, красиво, желательно в одно и то же время и главное систематично.
Дети, занимающиеся в музыкальной школе, добиваются замечательных успехов на различных музыкальных мероприятиях. Они становятся дипломантами, лауреатами всевозможных конкурсов: от школьного до международного.
Заключение
Музыкальное воспитание – важнейшее средство формирования духовного облика человека, его идеалов. Оно необходимо не только каждому человеку в отдельности, но и обществу в целом.
С помощью музыки осуществляется эстетическое, нравственное воспитание, понимание ребёнком прекрасного и становление его духовности. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей.
Активное пение или слушание музыки развивают эмоциональность и восприимчивость ребёнка. Восприятие – это исходная точка возникновения переживаний, в том числе и музыкальных.
Слушание музыки в семье обладает большой силой воздействия на детей. Само отношение родителей к музыке передается ребенку. Если взрослые заинтересованно слушают произведение вместе с ним и высказывают свое отношение, объясняют свои ощущения, это не проходит бесследно для малыша: он духовно обогащается, формируется его вкус, привязанности.