научный журнал «Актуальные исследования» #40 (119), октябрь '22

Мотивация как достижение тренерского успеха в футболе

В данной статье определено, что работа тренеров, в развитии процесса спортивной подготовки, усиливает необходимость, более конкретного понимания факторов, определяющих их эффективность. С целью изучения эффективности футбольных тренеров в футболе, была использована адаптированная версия Шкалы эффективности тренерской деятельности. Анализ результатов показал, что между тренерами и игроками существует порядок значимости, рассматриваемых факторов, наиболее важным из которых, является мотивация. Выводы, полученные в результате этого исследования, следует рассматривать как преимущество в обучении тренеров и, следовательно, в их работе, способствуя лучшему пониманию факторов эффективности, которые необходимо подчеркнуть в процессе обучения.

Аннотация статьи
эффективность
футбол
раскрытие таланта
тренер
игрок
мотивация
Ключевые слова

Введение. Критерием оценки эффективности работы тренера, является успешное выполнение цели с рациональным использованием возможности и средств. Самое главное условие стать эффективным тренером, является умение определять цели, соответствующие установленным тренировочным процессом [6]. Футбол уже давно перешел за пределы обычных соревнований в коммерческую игру, где одним из правил является визуальная и личностная привлекательность как игроков, тренера, да и команды в целом. Поэтому вопрос исследования влияния имиджа в спорте, в футболе в частности, на карьеру актуально и недостаточно изучено [1].

Особенностью совместной деятельности тренера и спортсмена, как педагогической системы есть то, что ее эффективность определяется, не столько тем, как ее оценивает тренер, а преимущественно тем, какую оценку спортсмен дает тренеру и системе отношений, в целом [8].

Современный взгляд на тренировочный процесс предполагает, не только анализ процесса воздействия тренера на спортсмена и результаты соревновательной деятельности, но и определенный интерес к личности того, кто управляет этим процессом, то есть тренера [9]. Имидж, во многом, определяет эффективность тренера.

Ученые подчеркивают важность проблемы формирования эффективного имиджа (образа) тренера, то есть действенного, реально способствующего повышению результативности соревновательной деятельности спортсменов, при этом, имеет гуманистическую направленность на признание общечеловеческих ценностей и удовлетворенность спортсменов учебно-спортивной деятельностью.

Итак, профессиональный имидж тренера как носителя социальной роли, важной для успеха команды, может изучаться, с точки зрения его восприятия, как констатация (актуальный образ), как эмоционально окрашенное отношение, как инструментальная оценка деятельности и желаемая функциональность (идеальный образ) [10].

Имидж тренера можно исследовать как фактор повышения эффективности группового взаимодействия в том случае, если актуальный профессиональный имидж совпадает с ожидаемым и идентифицируемым с групповым успехом и удовлетворением потребностей спортсменов.

На сегодня существует явная необходимость выявления средств, форм и методов формирования столь эффективного имиджа тренера в процессе профессиональной подготовки специалистов.

Эффективность является одним из аспектов, который в основном влияет на работу тренеров [12] и, следовательно, на их успех, поскольку поддержание эффективной практики позволяет им достигать поставленных целей. Более того, эффективность тренеров представлена как сильный предиктор эффективности их команд и игроков [13].

Эффективное поведение тренеров оказывает положительное психологическое воздействие и, следовательно, улучшает результаты их спортсменов. Одним, из наиболее важных аспектов эффективности действий тренеров, является восприятие уверенности в их способности, влиять на процесс обучения и результаты спортсменов в направлении успеха, что обозначено как само-эффективность. Другими словами, само-эффективность рассматривается как уверенность, которую тренер проявляет в развитии поведения.

Таким образом, эффективность поведения тренеров обусловлена уверенностью, проявляемой при успешном выполнении их задач, и для этого, решающее значение имеет овладение конкретными навыками.

В этом направлении была представлена концептуальная модель для изучения эффективности тренерского мастерства, результатом которой, стала разработка Шкалы эффективности работы тренера, с многофакторной базой. По мнению упомянутого автора, факторами, которые эта модель считает основополагающими в тренерской деятельности, являются:

  • мотивация, игровая стратегия, техника и формирование характера;
  • тренерский опыт, предыдущий успех, восприятие способностей спортсмена.

Мотивация относится к способности тренеров влиять на навыки и психологическое состояние спортсменов, а стратегия отражает навыки тренеров в содействии успешному выступлению своих команд во время соревнований.

Техника соответствует навыкам тренера в диагностике и обучении во время практики, в то время как формирование характера, связано с убеждениями тренеров в их способности, способствовать личностному развитию спортсмена и позитивному отношению к спорту.

Исходя из этого, мотивация и формирование характера могут быть отнесены к числу психологических навыков тренера. Стратегия и техника игры связаны с техническими навыками тренерского искусства. Признание эффективности тренерского мастерства, как многофакторной меры, привело ко многим исследованиям в этой области [14].

Обзор специальной литературы показал, что большинство исследований было сосредоточено на разработке программ повышения эффективности работы тренера, а структуры такого компонента, как мотивация в деятельности тренера, не достаточно [11].

Также следует отметить, что модели эффективности и результативности, как правило, фокусируются на восприятии игроками поведения своих тренеров, повышая его важность в этой области. В исследовании, посвященном восприятию спортсменами эффективности тренерской работы, обнаружили, что психологическое воздействие участия спортсменов в спорте, было связано с памятью и восприятием поведения их тренеров.

Таким образом, представляется, что одним из наиболее важных конструктов, является воспринимаемая эффективность, которая периодически оценивается на основе мнения тренеров и игроков, как это предлагается во многих исследованиях.

Тем не менее, в рассмотренных исследованиях не придается большого значения важности, которую тренеры придают каждому из факторов эффективности, или причинам, которые приводят к преобладающему использованию ими определенных навыков для достижения успеха.

Подчеркивается, что само-восприятие навыков тренера является фундаментальным инструментом при определении наиболее важных навыков в работе тренера [2], и по этой причине заслуживает изучения.

В данном исследовании, в качестве характеристик хорошего тренера были выделены такие аспекты, как: адекватные отношения с игроками, внедрение соответствующих методологий, планирование, распространение знаний и понимание особенностей спортсменов.

Таким образом, важно понимать наиболее оцениваемые тренерами факторы, а также их поведение на практике, принимая во внимание эту оценку. Лайл [5] считает, что тренер должен стремиться адаптироваться к ежедневным ожиданиям игроков, на практике и в соревнованиях.

Следовательно, исследование направлено на то, чтобы способствовать пониманию важности эффективности, для успеха высокоэффективных тренеров. Подчеркивается важность признания ожиданий и перспектив спортсменов, через их восприятие.

Методы. Выборка этого исследования состояла из 30 футболистов 18-30 лет и 20 тренеров. Все тренеры практикующие. Для сбора данных использовалась адаптированная версия шкалы эффективности тренерского мастерства, названная CESp [3].

CES представляет собой многофакторную шкалу, в которой каждое измерение учитывается в соответствии с группой пунктов:

А) измерение мотивации – «поддержание уверенности в результатах спортсменов», «психологическая подготовка спортсменов к стратегии игры»;

Б) измерение стратегии «выявление сильных сторон команды противника» и «доминирование стратегий для использования в соревнованиях»;

В) измерение техники «индивидуальная подготовка спортсменов к техническим аспектам», «выявление ошибок»;

Г) измерения формирования характера «способствовать хорошему отношению внутри команды» и «способствовать честной игре».

Результаты и обсуждение. Сравнение важности, придаваемой различным факторам эффективности тренерами и игроками, показало, что они считают все четыре фактора важными. Более того, было также очевидно, что и тренеры, и спортсмены считали наиболее важными факторы мотивации и стратегии (таблица 1). 

Таблица 1

Сравнение мнений игроков и тренеров о наиболее важных факторах спортивного успеха футбольного тренера

Факторы

Игроки

Тренеры

t-test (t)

И

m ± со

И

m ± со

мотивация

1

4,60±0,34

1

4,60±0,42

t=0,10; p= 0,92

стратегия

2

4,37±0,42

2

4,53±0,47

t= -2,2; p= 0,03

техника

3

4,19±0,48

3

4,25±0,48

t= - 0,72; p= 0,47

характер

4

4,13±0,62

4

3,97±0,70

t= 1,5; p= 0,13

Примечание: Среднее значение (m), Стандартное отклонение (со), Иерархия (и) и t-критерий (t)

Действительно, между тренерами и игроками был достигнут консенсус, относительно вклада различных аспектов в успех тренера, а именно способности мотивировать наиболее ценного, за которым следует стратегия и придание немного меньшего значения технике и формированию характера. Также примечательно, что формирование характера было единственным аспектом, менее ценимым тренерами, по сравнению со спортсменами.

Фактически, все остальные измерения были более оценены тренерами, особенно измерение стратегии, которому тренеры придавали (статистически) значительно большее значение, чем спортсменам (р ≤ 0,05).

В таблице 2 представлены результаты сравнения между важностью, придаваемой тренерами факторам эффективности в успехе тренеров, и поведением, которое они обычно применяют в своей практике, что показало, что тренеры считают, что они часто используют все факторы в своей практике.

В таблице 2 также видно, что иерархия принятых моделей поведения тренерами совпадает с важностью, приписываемой факторам эффективности, с близкими значениями по всем параметрам.

Также, можно видеть, что корреляции между приписываемой важностью и поведением тренеров были положительными во всех измерениях, демонстрируя тесную связь между тем, что они считали важным, и тем, что они используют в своей повседневной практике.

Таблица 2

Корреляция между значением, придаваемым и принятым поведением тренера

Факторы

Важность, придаваемая тренерами

Принятые

модели поведения

t-test (t)

Корреляция

И

m ± со

И

m ± со

мотивация

1

4,60±0,42

1

4,55±0,49

t=1,06;

p= 0,30

0,83; p=0,00

стратегия

2

4,53±0,47

2

4,50±0,44

t= 0,76;

p= 0,45;

0,84; p=0,00

техника

3

4,25±0,48

3

4,27±0,50

t=- 0,41;

p= 0,69;

0,86; p=0,00

характер

4

3,97±0,70

4

3,97±0,70

t= 0,12;

p= 0,91

0,89; p=0,00

Примечание: Среднее значение (m), Стандартное отклонение (со), Иерархия (и), Парный t-тест (t), Корреляция (к)

В таблице 3 представлены результаты сравнения важности, которую спортсмены придавали четырем измерениям эффективности тренера, и их представлений о поведении тренеров, которых они больше всего ценят в своей спортивной карьере, что показало, что наиболее ценными измерениями в обеих ситуациях, были мотивация и стратегия.

Сравнивая взгляды тренеров и спортсменов на то, что важнее для тренеров, добивающихся успеха, мы выявили схожие суждения при оценке различных аспектов эффективности, выделяя приоритет психологических или мотивационных факторов, при этом, формирование характера имеет незначительное значение для его эффективности.

Майерс Н. и др. [7] показывают, что мотивационная компетентность тренера имеет положительную и тесную связь со степенью удовлетворенности спортсменов, способствуя достижению успеха.

Джонс А. и др. [4] утверждают, что знания тренеров связаны с рационализацией их поведения как на спортивном, так и на социальном уровнях, добавляя, что конкретные знания тренеров имеют основополагающее значение для оценки и развития спортсменов.

Очевидно, что наиболее ценные факторы для спортсменов совпадают с поведением, принятым тем, кого они считают своим лучшим тренером. Другими словами, игрок воспринимает как наиболее эффективного тренера того, кто ведет или привел его к лучшим показателям эффективности.

Таблица 3

Корреляция между придаваемой важностью и поведением тренера по отношению к игрокам

Факторы

Важность, придаваемая игроками

Поведение тренера по отношению к игрокам

t-test (t)

Корреляция

И

m ± со

И

m ± со

мотивация

1

4,60 ± 0,34

1

4,48 ± 0,46

t= 4,33;

p=0,00

0,44; p=0,00

стратегия

2

4,36 ± 0,42

2

4,31 ± 0,45

t= 1,87;

p=0,06

0,47; p=0,00

техника

3

4,19 ± 0,48

3

4,15 ± 0,52

t= 1,48;

p=0,14

0,57; p=0,00

характер

4

4,13 ± 0,62

4

4,12 ± 0,62

t= 0,35;

p=0,78

0,64; p=0,00

Примечание: Среднее значение (m), Стандартное отклонение (со), Иерархия (и), Парный t-тест (t)

В тренировочном процессе близость к оценке факторов эффективности между тренером и игроком может быть преимуществом, поскольку она развивает позитивные отношения, которые обеспечивают целеустремленное и мотивированное участие спортсменов, повышая их производительность для достижения целей команды и, следовательно, ее успеха.

Эффективность тренеров оказывает сильное влияние на эффективность игроков, на их производительность, на их удовлетворенность и на эффективность команды.

Психологический аспект игнорировался в течение многих лет, в результате интерпретации отношения тренера к своим спортсменам как вопроса характера, что естественным образом приводило к его обесцениванию, особенно с точки зрения руководства.

Однако результаты, которые приближаются к стилю лидерства и эффективности, в частности к уровню мотивации и технических способностей, свидетельствуют о том, что факторы, оцениваемые тренерами, – это те, которые характеризуют его лидерство как тренера.

Выводы

Результаты свидетельствуют о том, что эффективность тренеров зависит от множества факторов. Оценка определенных показателей эффективности, по сравнению с другими, без знания ожиданий спортсмена, может поставить под угрозу результат их действий и, естественно, их успех.

Соответственно, результаты этого исследования показывают, что тренеры больше всего ценят мотивационный аспект, повышая важность, которую тренер должен придавать в процессе обучения.

Это исследование направлено на то, чтобы стимулировать интерес к факторам, которые способствуют успеху тренеров, но предлагаются дальнейшие исследования, особенно в том, что касается практического применения этих факторов.

Важность исследования состоит в том, что данный материал окажет помощь в образовательном процессе, при обучении студентов тренерскому мастерству.

Текст статьи
  1. Бушуева Т. Н. Формирование имиджа спортивного тренера как фактора результативности соревновательной деятельности: автореф. дис. … канд. наук по физ. воспитанию и спорту: Т. Н. Бушуева. – Челябинск, 2007.
  2. Быховская И. М., Горбачева В. В. Исследование структуры мотивационного компонента деятельности тренера // Тез. докл. ХIII науч.-практ. конф. по психологии физического воспитания и спорта. М., 1992. С. 81–82.
  3. Дуарте Д. Ф., Адаптации и оценка психометрических свойств и структуры Коучинг Efficacy Scale. Журнал Спортивных Наук Португалии, 2, 2010, С. 94-113.
  4. Джонс А., Броня Б. и Потрак П., Построение экспертных знаний: тематическое исследование профессионального футбольного тренера высшего уровня, Спорт, образования и общества, 8 (2), 2003, С. 213-229.
  5. Лайл Дж., Концепции спортивного коучинга – Основа поведения тренеров, Нью-Йорк: Рутледж, 2002.
  6. Михайлова Т.В. Эффективность деятельности тренера и определяющие факторы., 2007, Теория и практика физической культуры №1, С.34-38.
  7. Майерс Н., Фельц, Д., Майер, К., Вулф, Э & Реккейс, М., 2006, Оценки спортсменами тренерской компетентности их главного тренера, Ежеквартальные исследования по физическим упражнениям и спорту, 77, С. 111-121.
  8. Петровская Т.В. Имидж спортивного тренера как феномен межличностного взаимодействия: материалы междунар. науч. конгресса. Спорт. Олимпизм. Здоровье. – Т. И. / Т. В. Петровская. – Молдова, Кишинев,2016. – С. 283–287.
  9. Проценко Г.В. Стиль общения тренера как фактор успешности совместной деятельности спортивной команды: автореф. дис. … канд. наук по физ. исх. спорта: 24.00.01 / Г. В. Проценко. – Киев, 2010. – 20 с.
  10. Петровская Т.В. Социально-психологические составляющие имиджа спортивного тренера как субъекта спортивной деятельности / Т. В. Петровская, А. И. Малиновский // Научный журнал Национального педагогического Университета имени М. П. Драгоманова. – Серия: Нуково-педагогические проблемы физической культуры. – №4 (74). – Киев: НПУ им. М. П. Драгоманова, 2016. – С. 74–77.
  11. Роледер, Л. Н. Роль тренера в обеспечении психической готовности игроков волейбольной команды к соревнованиям / Л. Н. Роледер, О. С. Коршунова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 8 (112). – С. 1213-1215.
  12. Фелц, Д.Л., Мориц, С.Е., 1999, Концептуальная модель эффективности коучинга: предварительное исследование и разработка инструментов, Журнал педагогической психологии, 91, С. 765-776.
  13. Фелц, Д., 2003, Предсказуемость эффективности коучинга в отношении эффективности команды и эффективности игроков в волейболе, Журнал спортивного поведения, 26 (4) С. 396-407.
  14. Фунг Л., 2003, Оценка: Эффективность коучинга как показатель потребностей программы обучения тренеров, "Спортивное понимание", Онлайн-журнал психологии, 5, С. 12-18.
Список литературы