Актуальность. Поскольку, физическая активность становится все более организованной, роль спорта в обществе, становится все более важной, не только для отдельного человека, но и для здравоохранения в целом [1, с.59-64].
Наша повседневная жизнь становится, менее физически активной. Среднее потребление энергии увеличивается, создавая избыток энергии, и, таким образом, мы наблюдаем увеличение числа людей с избыточным весом, что является серьезной причиной проблем со здоровьем.
Физическая активность и физические упражнения оказывают значительное положительное влияние на предотвращение или облегчение психических заболеваний, включая симптомы депрессии и заболевания, связанные с тревогой или стрессом. Спорт может развиваться, если принимать во внимание личные способности, социальную ситуацию, а также биологическое и психологическое развитие.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье определяется как: «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто, отсутствие болезней или физических дефектов» [2].
Физическая активность может возникать стихийно или организованно, и подразделяться по назначению:
Физические упражнения направлены, прежде всего, на укрепление здоровья и физической работоспособности.
Физическая подготовка направлена в первую очередь на повышение максимальной физической работоспособности человека [3, с.77-93].
Малоподвижный образ жизни (не достижение рекомендуемого уровня физической активности), в сочетании с повышенным потреблением энергии, ухудшает как физические, так и умственные способности, и увеличивает риск заболеваний [4, с.35].
Люди, активно занимающиеся спортом, в целом имеют лучшее здоровье, чем те, кто не занимается спортом, потому что они физически и психически подготовлены к вызовам, способностям, которые во многих случаях могут быть перенесены в другие сферы жизни [5, с.294].
В спортивном контексте здоровье определяется, как субъективное (на пример, человек чувствует себя хорошо), биологическое (на пример, отсутствие болезни), функциональное (на пример, возможность выступать) и социальное (на пример, сотрудничество).
Холт Н. [6, с.49] утверждал, что среда, для позитивного развития молодых людей, явно отличается от среды для достижения результатов, поскольку последняя основана на измерении и оценке. При этом, определенные навыки (целеполагание, лидерство и т. д.) могут быть перенесены из спортивной среды в другие сферы жизни.
Психологические преимущества занятий спортом для молодежи были собраны Эйме А. [7, с.98], где был сделан вывод о том, что у занимающихся спортом, выше самооценка, меньше депрессий и лучше общее психосоциальное здоровье.
Таким образом, занятия спортом для молодежи, приносят пользу здоровью в будущем, снижая риск развития депрессии и депрессивных симптомов, а также, улучшая самочувствие на протяжении всей жизни.
Футбол – хороший вид спорта для поддержания здоровья, физической формы, силы и выносливости. Футбол – самый популярный вид спорта в мире, в который играют в большинстве стран.
Поскольку игра в футбол непрерывна, футбол отлично подходит для фитнеса и здоровья сердечно-сосудистой системы. В футболе могут участвовать люди разного возраста и уровня подготовки, причем, люди разного роста могут добиться одинакового успеха.
Футбол идеально подходит для мужчин и женщин, которые играют в одну и ту же игру по одним и тем же правилам и, когда это физически целесообразно, могут играть вместе друг с другом.
Футбол может быть отличной тренировкой и весельем. Польза для здоровья заключается в том, что он:
- увеличивает аэробную способность и здоровье сердечно-сосудистой системы,
- уменьшает жировые отложения и улучшает тонус мышц,
- развивает силу, гибкость и выносливость,
- увеличивает прочность мышц и костей,
- улучшает здоровье, за счет чередования ходьбы, бега и спринта.
Есть много других преимуществ от занятий командными видами спорта, такими как футбол. На пример:
- учит координации,
- способствует командной работе,
- помогает повысить навыки концентрации, настойчивости и самодисциплины,
- это отличный способ потренироваться с друзьями,
- может дать возможность, повысить уверенность и самооценку, а также, помочь уменьшить беспокойство.
Вот главные преимущества футбола для здоровья:
Увеличивает аэробную способность: Бег – с любой интенсивностью – в течение 90 минут требует высокого уровня выносливости.
Улучшает здоровье сердечно-сосудистой системы: Постоянная ходьба, бег трусцой и простой бег помогают поддерживать сердечный ритм, обеспечивая отличную нагрузку на сердечно-сосудистую систему. Это постоянное движение помогает укрепить сердце, предотвратить образование бляшек в коронарных артериях, снизить кровяное давление и сжечь лишние калории.
Снижает жировые отложения и улучшает мышечный тонус: Футбол наращивает мышечную массу и сжигает больше жира, за счет задействования как медленных, так и быстрых мышечных волокон. Как общая тренировка, игра в футбол сжигает больше калорий, чем обычные тренировки, потому что игроки вынуждены переключаться, между использованием аэробных и анаэробных путей энергии.
Метаболизм связан с тем, как тело сжигает калории, чтобы дать ему необходимую энергию. Физическая активность сжигает калории, когда вы тренируетесь, поднимаетесь по лестнице и т. д., и зависит от движений в течение дня. Когда выполняются интенсивные упражнения, тело использует глюкозу, хранящуюся в мышцах, и сжигает больше калорий в минуту, что вызывает более интенсивную реакцию после тренировки.
Развивает мышечную силу: Сила нижней части тела необходима для ударов ногами, прыжков, захватов, скручиваний и поворотов, а также, является основой для взрывной скорости. Сила верхней части тела необходима для защиты мяча, удержания соперников, бросков, а также способствует общей силе и взрывной силе. Регулярная игра в футбол развивает силу, действуя на все тело.
Увеличивает прочность костей: Повторяющиеся весовые нагрузки на тело, во время футбольной игры – отличный способ увеличить прочность скелета.
Учит координации: Координация тела улучшается, за счет сложных движений, таких как дриблинг, повороты и передачи, которые выполняются с различной скоростью и направлением.
Способствует командной работе: Уроки, которые игроки извлекают на поле, переносят их на всю оставшуюся жизнь, а товарищи по команде разделяют беспрецедентное чувство товарищества.
Увеличивает когнитивную функцию мозга: Мозгу нужно бросать вызов, чтобы он функционировал с высокой производительностью, и участие в футболе, где мы должны сосредоточиться, чтобы реагировать и принимать быстрые решения с мячом, нашими товарищами по команде или соперниками, может помочь сохранить остроту ума и инстинкты на высоком уровне [8].
Повышает уверенность и самооценку, а также помогает уменьшить беспокойство: Развитие физической силы и выносливости помогает укрепить уверенность в себе как на поле, так и за его пределами. Уверенность и самооценка влияют, не только на спортивные результаты, но и на успеваемость, карьеру, семейную жизнь и дружбу.
Рекреационный футбол явно полезен во многих отношениях, и его положительный эффект может сохраняться в течение длительного времени, даже, если заниматься им, только один или два раза в неделю. Футбол – универсальный вид спорта, в который могут играть люди, вне зависимости от возраста, национальности, пола и социального положения.
Методы и организация исследования. Исследования выявили преимущества футбола для проектов в области психического здоровья, в том числе: помощь в раскрытии информации о проблемах со здоровьем, помогая молодым людям открыть свою идентичность (Браун П., Комбс Х., Эллис Н., 2015) [9, с.30] и восстановить личные и социальные роли (Мейсон Б. 2012) [10, с.290].
Для студентов был организован эксперимент. Занятия проходили каждую среду с 17:00 до 18:30. Упражнения в рамках занятия были преднамеренно разнообразными, но, как правило, состояли из начальных разминочных упражнений и основных упражнений на разминку, за которыми следовали различные элементы, характерные для футбола (которые иногда разрабатывались и проводились участниками), прежде, чем переходить к небольшим упражнениям.
Односторонние игры (5 на 1) или более крупные игры (11 на 11), в зависимости от того, что участники хотели делать (или практичности количества присутствующих). План сессий предусматривал практические навыки, которые могли бы быть полезны участникам. Например, базовые занятия фитнесом, информация о питании, советы о других мероприятиях, в которых они могли бы принять участие, возможность посидеть после футбола, за чашкой чая.
Следует отметить, что в первые месяцы тренировки проводились редко, так как желающих было немного, но стали более регулярными и установились к концу пилотного этапа. Примерно, каждые два месяца, проводился футбольный турнир, где, команды других факультетов принимали участие.
Целевая группа: несмотря на то, что тренировки, в целом, рекламировались как направленные на личное и психическое благополучие, их конкретной целью было вовлечение юношей и девушек, с депрессией и / или тревогой, на данные тренировки. Кроме того, были приглашены студенты, которые имели плохой контакт и коммуникацию. Организаторы стремились помочь улучшить психическое состояние участников, что включало повышение у участников чувства социальной включенности, уверенности и уровня физической активности, а также, возможность использовать футбол.
Результаты. Тема наличия поддерживающего сообщества, среди участников, была очень сильна повсюду, и было отмечено, что развитие общения, вне сессий, было особенно полезным для ряда участников. Они все стали общаться и разговаривать друг с другом. Появилась группа в социальных сетях. Они стали собираться чаще, вне спортивного зала, появились общие интересы.
Очевидно, что по сравнению с первой неделей, когда было очень трудно заставить их всех взаимодействовать друг с другом, они достигли огромных успехов. Внутри группы появилась связь, групповое чувство и сплоченность.
Еще один ключевой процесс, с точки зрения поддержания или восстановления психического здоровья – делать в повседневной жизни вещи, которые вы считаете значимыми и улучшающими качество жизни. Для этих участников, это было очевидно, по их страсти и удовольствию от футбола.
Многие участники подчеркнули, насколько футбол важен конкретно для них и их личности, и как они ценят посещение занятий. Лими М. и др. (2011) [11] подчеркнули, что восстановление социальной идентичности человека, жизненно важно для его выздоровления, и данные свидетельствуют о том, что занятия и игра в футбол, особенно важны для участников.
Судя по наиболее заметным темам, для участников, футбол послужил средством, обеспечивающим многим из них связь и социальные отношения, которых, по-видимому, им не хватало в жизни. Значимость футбола (в частности, как деятельности), также была центральной для опыта участников, которые подчеркнули важность качества жизни, выполнения значимых действий и того, как эти действия могут помочь им улучшить свою жизнь. Спорт, как средство объединения людей и поощрения социальной интеграции, получает все большее внимание в службах охраны здоровья и наркозависимости [12].
Польза от занятий спортом, на индивидуальном уровне, может заключаться в улучшении самооценки, физического благополучия и психического здоровья. На групповом уровне: предупреждение преступности, образование, развитие сообщества и интеграция. Результаты, связанные с уровнем само - эффективности, приведены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты анализа самооценки и само-эффективности студентов до эксперимента
Утверждения |
Не все верно |
Едва ли верно |
Верно |
Большая уверенность |
---|---|---|---|---|
Я смогу справиться с любыми трудностями, если, это будет необходимо |
25 |
13 |
20 |
12 |
Если я поставлю цель в своей жизни, я найду способы получить то, что я хочу. |
19 |
23 |
16 |
12 |
Я уверен, что смогу добиться успеха в своей жизни |
5 |
12 |
20 |
13 |
Я уверен, что у меня есть друзья, и они мне помогут, в трудной ситуации. |
11 |
7 |
15 |
17 |
Я уверен, что мир прекрасен и в нем много замечательных людей |
28 |
21 |
11 |
10 |
Я могу доверить свои проблемы моим друзьям. |
32 |
12 |
13 |
13 |
Я уверен в своей семье и своих родителях, они всегда меня поймут |
- |
9 |
30 |
31 |
Я с удовольствием посещаю тренировки по футболу |
7 |
15 |
20 |
28 |
Я уверен, если в учебе у меня будут проблемы, мои друзья всегда будут рядом, всегда помогут |
17 |
19 |
28 |
6 |
Благодаря спорту, моя жизнь изменилась |
16 |
12 |
24 |
18 |
Источник: составлено автором статьи.
Как в первом опросе, до эксперимента, так и во втором опросе, после эксперимента, была применена «общая шкала самооценки и само-эффективности». Шкала создана для оценки воспринимаемой самооценки и само -эффективности, в отношении способности, справляться с трудностями и адаптации, как в повседневной деятельности, так и в отдельных стрессовых ситуациях. Элементы шкалы представлены в виде четырех вариантов «1 = не все верно, 2 = едва ли верно, 3 = верно, 4 = большая уверенность». Результаты анализа самооценки и само-эффективности студентов, после эксперимента, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты анализа самооценки и само-эффективности студентов после эксперимента
Утверждения |
Не все верно |
Едва ли верно |
Верно |
Большая уверенность |
---|---|---|---|---|
Я смогу справиться с любыми трудностями, если, это будет необходимо |
15 |
8 |
19 |
28 |
Если я поставлю цель в своей жизни, я найду способы получить то, что я хочу. |
- |
12 |
26 |
32 |
Я уверен, что смогу добиться успеха в своей жизни |
- |
- |
42 |
28 |
Я уверен, что у меня есть друзья, и они мне помогут, в трудной ситуации. |
- |
- |
15 |
55 |
Я уверен, что мир прекрасен и в нем много замечательных людей |
17 |
21 |
22 |
10 |
Я могу доверить свои проблемы моим друзьям. |
9 |
19 |
20 |
22 |
Я уверен в своей семье и своих родителях, они всегда меня поймут |
- |
4 |
35 |
31 |
Я с удовольствием посещаю тренировки по футболу |
- |
- |
- |
70 |
Я уверен, если в учебе у меня будут проблемы, мои друзья всегда будут рядом, всегда помогут |
6 |
9 |
38 |
7 |
Благодаря спорту, моя жизнь изменилась |
- |
- |
44 |
26 |
Источник: составлено автором статьи.
Всего, в эксперименте, приняли участие 70 человек, с 1 по 4 курс. В результате этого исследования был сделан вывод, что студенты, принимавшие участие в эксперименте, показали хорошие результаты. Студенты значительно повысили свою самооценку и само-эффективность.
Если провести анализ первой графы – «Не все верно», что говорит о возможном депрессивном состоянии, о недоверии к окружающим, количество ответов было соответственно: 160 (до) и 47 (после эксперимента).
Вторая графа «Едва ли верно», говорит о сомнениях человека, в отношении поступков, планов и людей. Ответы были следующие: 143(до) и 73(после эксперимента).
Третья графа «Верно», предполагает позитивное отношение к жизни, к поступкам и людям. Тем не менее, ответы тоже рознятся: 181(до) и 281(после эксперимента).
Четвертая графа «Большая уверенность» говорит об оптимизме, уверенности в себе и в окружающих. Ответы в данной графе следующие: 160 (до) и 309 (после эксперимента).
Итоговые цифры наглядно показали изменение взглядов на себя, как на личность и на окружающих, по всем 10 утверждениям, предложенным студентам.
Теперь, они готовы справиться с любыми жизненными ситуациями. «Люди с высокой самооценкой и само-эффективностью, скорее всего, предпочтут регулярно прилагать большие усилия и упорствовать дольше, чем люди с низкой самооценкой и само-эффективностью. Такие люди будут ставить перед собой, более высокие цели и иметь больше полезных мыслей и эмоций» (Tod, 2014) [13]. В результате, у них может быть больше шансов на успех.
По словам Мамбеталиной А.С. и др. «Самооценка и уверенность в себе, связана с нейромедиатором – серотонином. Когда человека ценят, передача дофамина активирует нейроны «поощрения», и он ощущает свою силу и уверенность» [14].
Заключение. Физическая активность является комплексной основой всестороннего развития. Успех в любом виде деятельности, широко определяется физическим здоровьем. В структуре уровня научных исследований и использования цифровых информационных технологий, физическое развитие занимает важное место.
Успех в командных видах спорта требует психологического и физического благополучия, в дополнение к четким двигательным навыкам, индивидуальной и командной мотивации.
Поскольку, командные виды спорта помогают в преодолении психологических барьеров, так же, как и медицина, футбол играет свою роль! Футбол – синоним счастья! Когда мы играем в футбол, мы полностью концентрируемся на игре, думаем, только о победе, вместе с товарищами по команде и оставляем все заботы, и стресс позади.
В этом состоянии, наши тела выделяют химические вещества счастья, или, как мы говорим, используя, более научную терминологию, наши тела вырабатывают гормоны, которые стимулируют и заставляют нас чувствовать себя счастливыми. Эти гормоны называется эндорфинами.
Может быть несколько причин, по которым молодые люди могут испытывать стресс, одна из самых больших причин – это чувство одиночества и неприспособленности к другим людям. Многие страдают от этого, поскольку с возрастом становятся интровертами.
Чувство одиночества и изоляции от людей, может вызвать стресс и беспокойство. Игра в футбол может значительно уменьшить это чувство одиночества. Футбол создает среду, в которой каждый человек чувствует поддержку его/ ее товарищей по команде и все 22 игрока на поле, испытывают чувство участия и командной работы.
Командная работа – отличный способ, избавиться от страха и стресса, связанного с одиночеством. Еще одним способом, которым футбол помогает, является то, что это развлекательная деятельность, которая доставляет много радости своим игрокам, что также является большим вкладом, в устранение проблем с психологическим благополучием.