научный журнал «Актуальные исследования» #40 (119), октябрь '22

Оздоровительная направленность футбола в вузах Республики Казахстан

Оздоровительная работа в футболе, имеет разную направленность. В работе подробно рассмотрено влияние любительского футбола, в отношении оздоровительных функций на студенческую молодежь. Термин «оздоровление» охватывает широкий спектр методов, которые воздействуют на организм человека, восстанавливая его возможности и функции, которые ранее были истощены, в результате усиленной физической и умственной деятельности. Положительные эффекты от занятий спортом достигаются, в первую очередь, за счет физической активности, но вторичные эффекты, приносят пользу для здоровья, такую как психосоциальное и личностное развитие. Несмотря на то, что тренировки, в целом, предлагались, как направленные на личное и психическое благополучие, их конкретной целью было, вовлечение юношей и девушек, с депрессией и / или тревогой, на данные тренировки. Кроме того, были приглашены студенты, которые имели плохой контакт и коммуникацию. Одним словом, студенты с низкой самооценкой.

Аннотация статьи
оздоровительная функция футбола
физические способности
психосоциальное и личностное развитие студентов
занятие спортом в ВУЗе
Ключевые слова

Актуальность. Поскольку, физическая активность становится все более организованной, роль спорта в обществе, становится все более важной, не только для отдельного человека, но и для здравоохранения в целом [1, с.59-64].

Наша повседневная жизнь становится, менее физически активной. Среднее потребление энергии увеличивается, создавая избыток энергии, и, таким образом, мы наблюдаем увеличение числа людей с избыточным весом, что является серьезной причиной проблем со здоровьем.

Физическая активность и физические упражнения оказывают значительное положительное влияние на предотвращение или облегчение психических заболеваний, включая симптомы депрессии и заболевания, связанные с тревогой или стрессом. Спорт может развиваться, если принимать во внимание личные способности, социальную ситуацию, а также биологическое и психологическое развитие.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье определяется как: «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто, отсутствие болезней или физических дефектов» [2].

Физическая активность может возникать стихийно или организованно, и подразделяться по назначению:

Физические упражнения направлены, прежде всего, на укрепление здоровья и физической работоспособности.

Физическая подготовка направлена в первую очередь на повышение максимальной физической работоспособности человека [3, с.77-93].

Малоподвижный образ жизни (не достижение рекомендуемого уровня физической активности), в сочетании с повышенным потреблением энергии, ухудшает как физические, так и умственные способности, и увеличивает риск заболеваний [4, с.35].

Люди, активно занимающиеся спортом, в целом имеют лучшее здоровье, чем те, кто не занимается спортом, потому что они физически и психически подготовлены к вызовам, способностям, которые во многих случаях могут быть перенесены в другие сферы жизни [5, с.294].

В спортивном контексте здоровье определяется, как субъективное (на пример, человек чувствует себя хорошо), биологическое (на пример, отсутствие болезни), функциональное (на пример, возможность выступать) и социальное (на пример, сотрудничество).

Холт Н. [6, с.49] утверждал, что среда, для позитивного развития молодых людей, явно отличается от среды для достижения результатов, поскольку последняя основана на измерении и оценке. При этом, определенные навыки (целеполагание, лидерство и т. д.) могут быть перенесены из спортивной среды в другие сферы жизни.

Психологические преимущества занятий спортом для молодежи были собраны Эйме А. [7, с.98], где был сделан вывод о том, что у занимающихся спортом, выше самооценка, меньше депрессий и лучше общее психосоциальное здоровье.

Таким образом, занятия спортом для молодежи, приносят пользу здоровью в будущем, снижая риск развития депрессии и депрессивных симптомов, а также, улучшая самочувствие на протяжении всей жизни.

Футбол – хороший вид спорта для поддержания здоровья, физической формы, силы и выносливости. Футбол – самый популярный вид спорта в мире, в который играют в большинстве стран.

Поскольку игра в футбол непрерывна, футбол отлично подходит для фитнеса и здоровья сердечно-сосудистой системы. В футболе могут участвовать люди разного возраста и уровня подготовки, причем, люди разного роста могут добиться одинакового успеха.

Футбол идеально подходит для мужчин и женщин, которые играют в одну и ту же игру по одним и тем же правилам и, когда это физически целесообразно, могут играть вместе друг с другом.

Футбол может быть отличной тренировкой и весельем. Польза для здоровья заключается в том, что он:

  • увеличивает аэробную способность и здоровье сердечно-сосудистой системы,
  • уменьшает жировые отложения и улучшает тонус мышц,
  • развивает силу, гибкость и выносливость,
  • увеличивает прочность мышц и костей,
  • улучшает здоровье, за счет чередования ходьбы, бега и спринта.

Есть много других преимуществ от занятий командными видами спорта, такими как футбол. На пример:

  • учит координации,
  • способствует командной работе,
  • помогает повысить навыки концентрации, настойчивости и самодисциплины,
  • это отличный способ потренироваться с друзьями,
  • может дать возможность, повысить уверенность и самооценку, а также, помочь уменьшить беспокойство.

Вот главные преимущества футбола для здоровья:

Увеличивает аэробную способность: Бег – с любой интенсивностью – в течение 90 минут требует высокого уровня выносливости.

Улучшает здоровье сердечно-сосудистой системы: Постоянная ходьба, бег трусцой и простой бег помогают поддерживать сердечный ритм, обеспечивая отличную нагрузку на сердечно-сосудистую систему. Это постоянное движение помогает укрепить сердце, предотвратить образование бляшек в коронарных артериях, снизить кровяное давление и сжечь лишние калории.

Снижает жировые отложения и улучшает мышечный тонус: Футбол наращивает мышечную массу и сжигает больше жира, за счет задействования как медленных, так и быстрых мышечных волокон. Как общая тренировка, игра в футбол сжигает больше калорий, чем обычные тренировки, потому что игроки вынуждены переключаться, между использованием аэробных и анаэробных путей энергии.

Метаболизм связан с тем, как тело сжигает калории, чтобы дать ему необходимую энергию. Физическая активность сжигает калории, когда вы тренируетесь, поднимаетесь по лестнице и т. д., и зависит от движений в течение дня. Когда выполняются интенсивные упражнения, тело использует глюкозу, хранящуюся в мышцах, и сжигает больше калорий в минуту, что вызывает более интенсивную реакцию после тренировки.

Развивает мышечную силу: Сила нижней части тела необходима для ударов ногами, прыжков, захватов, скручиваний и поворотов, а также, является основой для взрывной скорости. Сила верхней части тела необходима для защиты мяча, удержания соперников, бросков, а также способствует общей силе и взрывной силе. Регулярная игра в футбол развивает силу, действуя на все тело.

Увеличивает прочность костей: Повторяющиеся весовые нагрузки на тело, во время футбольной игры – отличный способ увеличить прочность скелета.

Учит координации: Координация тела улучшается, за счет сложных движений, таких как дриблинг, повороты и передачи, которые выполняются с различной скоростью и направлением.

Способствует командной работе: Уроки, которые игроки извлекают на поле, переносят их на всю оставшуюся жизнь, а товарищи по команде разделяют беспрецедентное чувство товарищества.

Увеличивает когнитивную функцию мозга: Мозгу нужно бросать вызов, чтобы он функционировал с высокой производительностью, и участие в футболе, где мы должны сосредоточиться, чтобы реагировать и принимать быстрые решения с мячом, нашими товарищами по команде или соперниками, может помочь сохранить остроту ума и инстинкты на высоком уровне [8].

Повышает уверенность и самооценку, а также помогает уменьшить беспокойство: Развитие физической силы и выносливости помогает укрепить уверенность в себе как на поле, так и за его пределами. Уверенность и самооценка влияют, не только на спортивные результаты, но и на успеваемость, карьеру, семейную жизнь и дружбу.

Рекреационный футбол явно полезен во многих отношениях, и его положительный эффект может сохраняться в течение длительного времени, даже, если заниматься им, только один или два раза в неделю. Футбол – универсальный вид спорта, в который могут играть люди, вне зависимости от возраста, национальности, пола и социального положения.

Методы и организация исследования. Исследования выявили преимущества футбола для проектов в области психического здоровья, в том числе: помощь в раскрытии информации о проблемах со здоровьем, помогая молодым людям открыть свою идентичность (Браун П., Комбс Х., Эллис Н., 2015) [9, с.30] и восстановить личные и социальные роли (Мейсон Б. 2012) [10, с.290].

Для студентов был организован эксперимент. Занятия проходили каждую среду с 17:00 до 18:30. Упражнения в рамках занятия были преднамеренно разнообразными, но, как правило, состояли из начальных разминочных упражнений и основных упражнений на разминку, за которыми следовали различные элементы, характерные для футбола (которые иногда разрабатывались и проводились участниками), прежде, чем переходить к небольшим упражнениям.

Односторонние игры (5 на 1) или более крупные игры (11 на 11), в зависимости от того, что участники хотели делать (или практичности количества присутствующих). План сессий предусматривал практические навыки, которые могли бы быть полезны участникам. Например, базовые занятия фитнесом, информация о питании, советы о других мероприятиях, в которых они могли бы принять участие, возможность посидеть после футбола, за чашкой чая.

Следует отметить, что в первые месяцы тренировки проводились редко, так как желающих было немного, но стали более регулярными и установились к концу пилотного этапа. Примерно, каждые два месяца, проводился футбольный турнир, где, команды других факультетов принимали участие.

Целевая группа: несмотря на то, что тренировки, в целом, рекламировались как направленные на личное и психическое благополучие, их конкретной целью было вовлечение юношей и девушек, с депрессией и / или тревогой, на данные тренировки. Кроме того, были приглашены студенты, которые имели плохой контакт и коммуникацию. Организаторы стремились помочь улучшить психическое состояние участников, что включало повышение у участников чувства социальной включенности, уверенности и уровня физической активности, а также, возможность использовать футбол.

Результаты. Тема наличия поддерживающего сообщества, среди участников, была очень сильна повсюду, и было отмечено, что развитие общения, вне сессий, было особенно полезным для ряда участников. Они все стали общаться и разговаривать друг с другом. Появилась группа в социальных сетях. Они стали собираться чаще, вне спортивного зала, появились общие интересы.

Очевидно, что по сравнению с первой неделей, когда было очень трудно заставить их всех взаимодействовать друг с другом, они достигли огромных успехов. Внутри группы появилась связь, групповое чувство и сплоченность.

Еще один ключевой процесс, с точки зрения поддержания или восстановления психического здоровья – делать в повседневной жизни вещи, которые вы считаете значимыми и улучшающими качество жизни. Для этих участников, это было очевидно, по их страсти и удовольствию от футбола.

Многие участники подчеркнули, насколько футбол важен конкретно для них и их личности, и как они ценят посещение занятий. Лими М. и др. (2011) [11] подчеркнули, что восстановление социальной идентичности человека, жизненно важно для его выздоровления, и данные свидетельствуют о том, что занятия и игра в футбол, особенно важны для участников.

Судя по наиболее заметным темам, для участников, футбол послужил средством, обеспечивающим многим из них связь и социальные отношения, которых, по-видимому, им не хватало в жизни. Значимость футбола (в частности, как деятельности), также была центральной для опыта участников, которые подчеркнули важность качества жизни, выполнения значимых действий и того, как эти действия могут помочь им улучшить свою жизнь. Спорт, как средство объединения людей и поощрения социальной интеграции, получает все большее внимание в службах охраны здоровья и наркозависимости [12].

Польза от занятий спортом, на индивидуальном уровне, может заключаться в улучшении самооценки, физического благополучия и психического здоровья. На групповом уровне: предупреждение преступности, образование, развитие сообщества и интеграция. Результаты, связанные с уровнем само - эффективности, приведены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты анализа самооценки и само-эффективности студентов до эксперимента

Утверждения

Не все верно

Едва ли верно

Верно

Большая уверенность

Я смогу справиться с любыми трудностями, если, это будет необходимо

25

13

20

12

Если я поставлю цель в своей жизни, я найду способы получить то, что я хочу.

19

23

16

12

Я уверен, что смогу добиться успеха в своей жизни

5

12

20

13

Я уверен, что у меня есть друзья, и они мне помогут, в трудной ситуации.

11

7

15

17

Я уверен, что мир прекрасен и в нем много замечательных людей

28

21

11

10

Я могу доверить свои проблемы моим друзьям.

32

12

13

13

Я уверен в своей семье и своих родителях, они всегда меня поймут

-

9

30

31

Я с удовольствием посещаю тренировки по футболу

7

15

20

28

Я уверен, если в учебе у меня будут проблемы, мои друзья всегда будут рядом, всегда помогут

17

19

28

6

Благодаря спорту, моя жизнь изменилась

16

12

24

18

Источник: составлено автором статьи.

Как в первом опросе, до эксперимента, так и во втором опросе, после эксперимента, была применена «общая шкала самооценки и само-эффективности». Шкала создана для оценки воспринимаемой самооценки и само -эффективности, в отношении способности, справляться с трудностями и адаптации, как в повседневной деятельности, так и в отдельных стрессовых ситуациях. Элементы шкалы представлены в виде четырех вариантов «1 = не все верно, 2 = едва ли верно, 3 = верно, 4 = большая уверенность». Результаты анализа самооценки и само-эффективности студентов, после эксперимента, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты анализа самооценки и само-эффективности студентов после эксперимента

Утверждения

Не все верно

Едва ли верно

Верно

Большая уверенность

Я смогу справиться с любыми трудностями, если, это будет необходимо

15

8

19

28

Если я поставлю цель в своей жизни, я найду способы получить то, что я хочу.

-

12

26

32

Я уверен, что смогу добиться успеха в своей жизни

-

-

42

28

Я уверен, что у меня есть друзья, и они мне помогут, в трудной ситуации.

-

-

15

55

Я уверен, что мир прекрасен и в нем много замечательных людей

17

21

22

10

Я могу доверить свои проблемы моим друзьям.

9

19

20

22

Я уверен в своей семье и своих родителях, они всегда меня поймут

-

4

35

31

Я с удовольствием посещаю тренировки по футболу

-

-

-

70

Я уверен, если в учебе у меня будут проблемы, мои друзья всегда будут рядом, всегда помогут

6

9

38

7

Благодаря спорту, моя жизнь изменилась

-

-

44

26

Источник: составлено автором статьи.

Всего, в эксперименте, приняли участие 70 человек, с 1 по 4 курс. В результате этого исследования был сделан вывод, что студенты, принимавшие участие в эксперименте, показали хорошие результаты. Студенты значительно повысили свою самооценку и само-эффективность.

Если провести анализ первой графы – «Не все верно», что говорит о возможном депрессивном состоянии, о недоверии к окружающим, количество ответов было соответственно: 160 (до) и 47 (после эксперимента).

Вторая графа «Едва ли верно», говорит о сомнениях человека, в отношении поступков, планов и людей. Ответы были следующие: 143(до) и 73(после эксперимента).

Третья графа «Верно», предполагает позитивное отношение к жизни, к поступкам и людям. Тем не менее, ответы тоже рознятся: 181(до) и 281(после эксперимента).

Четвертая графа «Большая уверенность» говорит об оптимизме, уверенности в себе и в окружающих. Ответы в данной графе следующие: 160 (до) и 309 (после эксперимента).

Итоговые цифры наглядно показали изменение взглядов на себя, как на личность и на окружающих, по всем 10 утверждениям, предложенным студентам.

Теперь, они готовы справиться с любыми жизненными ситуациями. «Люди с высокой самооценкой и само-эффективностью, скорее всего, предпочтут регулярно прилагать большие усилия и упорствовать дольше, чем люди с низкой самооценкой и само-эффективностью. Такие люди будут ставить перед собой, более высокие цели и иметь больше полезных мыслей и эмоций» (Tod, 2014) [13]. В результате, у них может быть больше шансов на успех.

По словам Мамбеталиной А.С. и др. «Самооценка и уверенность в себе, связана с нейромедиатором – серотонином. Когда человека ценят, передача дофамина активирует нейроны «поощрения», и он ощущает свою силу и уверенность» [14].

Заключение. Физическая активность является комплексной основой всестороннего развития. Успех в любом виде деятельности, широко определяется физическим здоровьем. В структуре уровня научных исследований и использования цифровых информационных технологий, физическое развитие занимает важное место.

Успех в командных видах спорта требует психологического и физического благополучия, в дополнение к четким двигательным навыкам, индивидуальной и командной мотивации.

Поскольку, командные виды спорта помогают в преодолении психологических барьеров, так же, как и медицина, футбол играет свою роль! Футбол – синоним счастья! Когда мы играем в футбол, мы полностью концентрируемся на игре, думаем, только о победе, вместе с товарищами по команде и оставляем все заботы, и стресс позади.

В этом состоянии, наши тела выделяют химические вещества счастья, или, как мы говорим, используя, более научную терминологию, наши тела вырабатывают гормоны, которые стимулируют и заставляют нас чувствовать себя счастливыми. Эти гормоны называется эндорфинами.

Может быть несколько причин, по которым молодые люди могут испытывать стресс, одна из самых больших причин – это чувство одиночества и неприспособленности к другим людям. Многие страдают от этого, поскольку с возрастом становятся интровертами.

Чувство одиночества и изоляции от людей, может вызвать стресс и беспокойство. Игра в футбол может значительно уменьшить это чувство одиночества. Футбол создает среду, в которой каждый человек чувствует поддержку его/ ее товарищей по команде и все 22 игрока на поле, испытывают чувство участия и командной работы.

Командная работа – отличный способ, избавиться от страха и стресса, связанного с одиночеством. Еще одним способом, которым футбол помогает, является то, что это развлекательная деятельность, которая доставляет много радости своим игрокам, что также является большим вкладом, в устранение проблем с психологическим благополучием.

Текст статьи
  1. Хан К.М. Спорт и физические упражнения как вклад в здоровье нации. Ланцет. 2012 г.; 380: 59–64. doi: 10.1016/S0140-6736(12)60865-4.
  2. ВОЗ Физическая активность. [(по состоянию на 19 ноября 2017 г.)]; http://www.who.int/topics/physical_activity/en/
  3. Хилс A. Физическая активность и здоровье: «Новое, хорошо забытое старое», Adv. Еда Нутр. Рез. 2015 г.; 75: 77–95. doi: 10.1016/bs.afnr.2015.06.001.
  4. Кокли Дж. Молодежный спорт: что считается «позитивным развитием?» Дж. Спорт Соц. Проблемы. 2011 г.; 35 :306–324. дои: 10.1177/0193723511417311
  5. Гаджиева С.Ю. Особенности формирования межличностных отношений молодежи как важная педагогическая проблема // Вестник университета№5, 2015.– С. 294–296.
  6. Холт Н.Л. Обоснованная теория позитивного развития молодежи с помощью спорта, основанная на результатах качественного мета-исследование. Международный Спорт Exerc. Психол. 2017; с. 49. дои: 10.1080/1750984X.2016.1180704.
  7. Эйме Р.М. Систематический обзор психологических и социальных преимуществ занятий спортом для детей и подростков: информационная разработка концептуальной модели здоровья через спорт. Междунар. Дж. Бехав. Нутр. физ. 2013; с.98. дои: 10.1186/1479-5868-10-98.
  8. 10 главных преимуществ футбола для здоровья.,2018. https://www.coachup.com/nation/articles/top-10-health-benefits-of-soccer
  9. Браун П., Комбс Х., Эллис Н. Рассказы о футболе: восстановление и психическое здоровье. Журнал новых публикаций в области здравоохранения и социального обеспечения, 2 (2015), с. 30–46.
  10. Мейсон О. Холт Р. Роль футбола в психическом здоровье: проект «Преодоление через футбол» The Psychiatrist Online, 36 (2012), с. 290–293, 10.1192 / pb.bp.111.036269
  11. Лими М. Концептуальная основа личного восстановления психического здоровья: систематический обзор и синтез повествования Британский журнал психиатрии, 199 (2011), С. 445-452, 10.1192 /bjp.bp.110.083733
  12. Урибе Н. Почему футбольная тренировка – одно из лучших занятий для здоровья и хорошего самочувствия., 2018. https://www-futness-com.translate.goog/en/ftnews/2018/4/30/why-soccer-conditioning-is-one-of-the-best-health-and-wellness-activity?
  13. Tod D (2014). Sport psychology, the basics, London: Routledge.
  14. Мамбеталина А.С., Рыскулова М.М., Жумагалиева З.Н. Применение нейропедагогического подхода в процессе обучения в Казахстане и в зарубежных странах. Педагогика: история, перспективы. 2019. Том. 2. No 5. С.99-107.
Список литературы