Организация досуговой деятельности в воскресных школах

В статье рассматривается проектируемая методика по воспитанию нравственно-эстетических чувств детей младшего школьного возраста в деятельности воскресных школ. Обозначен ряд проводимых мероприятий, способствующий формированию этико-эстетических качеств личности.

Аннотация статьи
воспитание нравственно-эстетических чувств детей
методика
деятельность воскресных школ
Ключевые слова

Введение. Одним из важных условий реализации методики воспитания нравственно-эстетических чувств личности является многообразие методов обучения и воспитания, взаимодействие педагога, воспитанников и родителей. В воскресной школе основной формой занятий является урок, включающей его различные типы: объяснение нового материала; повторение-обобщение; экскурсия. Другой формой является полиморфная система организация занятий, основанная на разнообразии форм внутри урока: игры (сюжетно-ролевые, обучающие, квиз-игры); подготовка праздников и участие в них (концерт, детский спектакль, сказка).

Основная часть. Для формирования этико-эстетических качеств личности нами была использована образовательная игра «Культура и Православие». В игре раскрываются следующие темы: таинства Церкви, интересные факты, выдающиеся личности, православная символика, исторические события и интересные факты, связанные с православием, облачение духовенства, церковная утварь, богослужебные книги. В лёгкой игровой форме участники игры смогут расширить свой кругозор и повысить эрудицию.

Комплектация игры: шесть игровых полей с сюжетами. Шесть двусторонних полей с карточками (всего семьдесят шесть карточек). С одной стороны карточки фрагмент с фотографией, с другой – описание сюжета (под номером).

Правила игры предусматривают два уровня сложности. Первый уровень сложности игры (от шести участников): каждому игроку раздаются игровые поля, по одному, два или три поля, в зависимости от количества участников. Игроки внимательно знакомятся с сюжетами на своих игровых полях. В это время ведущий перемешивает карточки и складывает их в стопку перед собой.

Ход игры. Ведущий берёт из стопки верхнюю карточку и зачитывает на ней описание сюжета. Игрок, который считает, что соответствующий сюжет находится на его игровом поле, поднимает руку и называет сюжет: если игрок правильно нашёл сюжет на игровом поле, он получает три балла; если никто из участников не знает ответ, то по номеру карточки ведущий находит подсказку в брошюре в разделе «Ответы». Тот игрок, на чьём игровом поле размещён сюжет, получает один балл. Ведущий записывает баллы и отдаёт карточку игроку. Получив карточку, игрок закрывает ею соответствующий сюжет на своём игровом поле.

Игра заканчивается, если один из участников полностью закрывает своё игровое поле карточками, тем самым собрав фотографию. Выигрывает тот, кто заработает больше всех баллов.

Второй уровень сложности игры (до двенадцати человек): используются только карточки с описанием сюжетов и брошюра. Ведущий перемешивает карточки и кладёт их в стопку перед собой.

Ход игры. Ведущий берёт из стопки верхнюю карточку и зачитывает на ней описание сюжета. Кто первым из участников поднял руку и правильно назвал сюжет, получает разыгранную карточку. Если никто не знает ответа, то ведущий по номеру карты зачитывает ответ в брошюре в разделе «Ответы» и кладёт её под стопку карточек. Выигрывает тот, кто собрал больше карточек.

Для активизации эмоционального отклика детей в деятельности воскресных школ нами использовались творческие задания, способствующие переходу от пассивного восприятия объектов художественной культуры к сознательному восприятию и активному участию детей в процессе воспитательной работы.

Комплексное занятие «В гостях у сказки» – группы по 15 человек, включает в себя подбор видеоряда из нравоучительных сказок, рассказов, былин, исторических художественных рассказов о красоте человеческих добродетелей.

Ход занятия: совместный видео просмотр художественной экранизации. Беседа на заданную тематику. Рассказ и объяснение ведущего просмотренного с художественно-эстетической стороны. Обсуждение поведения героев и их характеристика, выделение положительных и отрицательных качеств. Общее задание: иллюстрация увиденного, подбор соответствующих тем. Ведущий объясняет основные правила изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства (начальное освоение техники рисования, создание рисунков по мотивам сказки).

Комплектация занятия: выбор сюжета, объяснение подбора материалов и красок. Во время занятия, если у ребёнка возникают трудности, ведущий помогает воплотить задуманное. По окончании художественно-эстетической деятельности, ребята могут забрать на доработку своё творчество домой.

Создание художественных произведений с помощью различных по свойствам материалам, имеет огромное значение для формирования нравственно-эстетических чувств младших школьников. Одним из видов изобразительной техники является аппликация (может быть предметной, сюжетной, декоративной). Данный вид деятельности формирует навыки конструирования, что благоприятно влияет для развития мелкой и крупной моторики у детей.

После прохождения всех художественно-изобразительных занятий, ведущий определяет ряд тем, которые включены в Конкурс детских рисунков или поделок, ориентированных на православные праздники и христианские добродетели.

Деятельность воскресных школ направлена на развитие нравственно-эстетических чувств детей младшего школьного возраста, которые раскрываются в процессе приобретения практических умений и навыков в области музыкального, художественного искусства, церковного пения, исполнения духовных произведений, декламации художественных произведений и поэзии. Нами были разработаны специальные комплексные занятия.

Комплексное занятие «Музыкально-поэтическая гостиная» – группы по 15 человек. Цель – воспитание личности ребёнка путём приобщения к традиционным нравственным ценностям, становление и формирование эмоционально окрашенных эстетических чувств сопричастности к наследию художественно-поэтической культуры, обретение добрых навыков, развитие церковно-певческого искусства.

Материалы и оборудование: используется демонстрационный и раздаточный материал в соответствии с изучаемой темой, видео- и аудиоматериалы, художественная литература, лотерейная коробочка с заданиями практического добронравия.

Организационная часть: знакомство с музыкальным материалом через тематические вопросы, раскрытие темы занятия, знакомство с русской поэзией, закрепляющей тему занятия.

Основная часть: на каждом занятии задействованы различные способы воспитания нравственно-эстетических чувств, посредством тематически подобранными стихами из русской классической поэзии, заданиями практического добронравия, музыкального и хорового искусства.

Занятие «Что такое совесть»?

Вступительное слово ведущего: старинное предание о короле и замерзающем нищем. Вывод рассказа – совесть научает человека забывать о себе и делает его поступки самоотверженными.

Предлагаемый ход тематического общения: так где же живёт наш советчик и как он называется? Какими словами можно посоветоваться со своей совестью? Почему наша совесть всё знает? Что нужно сделать, чтобы совесть не обиделась на вас? В качестве поэтического наставления нами были выбраны стихи К.Д. Бальмонта «Звезда пустыни».

В качестве музыкальных примеров нами разобраны произведения протоиерея И. Лепешинского: «Голубою ризою одета» на слова Н. Смирнова [2, с.48]; «Молитва» – слова неизвестного автора.

В конце занятия несколько воспитанников вытягивают из лотерейной коробочки задание (на листе бумаги) по практическому добронравию – «Хорошо везде и всегда советоваться со своей совестью: «А хорошо ли то, что я делаю?»»; «Хорошо спрашивать родителей, чем им можно помочь, и делать это с радостью».

Заключение. Использованная нами методика работы в деятельности воскресных школ способствовала воспитанию нравственно-эстетических чувств детей младшего школьного возраста. Она построена на активном вовлечении и участии детей в различных видах, направлениях деятельности в социальном институте. Методика направлена на углубление знаний, на повышение эмоциональной отзывчивости детей при общении с артефактами художественной культуры, на развитие способностей аргументированного этико-эстетического суждения окружающей действительности, на приобретение опыта в музыкальной, художественной и других видах эстетической деятельности.

Текст статьи
  1. Акопян, Н.И. Моя эмоциональная безопасность: учебное наглядное пособие / Н.И. Акопян. – Минск : Народная асвета, 2018. – 95 с. : ил.
  2. Лепешинский Игорь, Гончаров Олег, Семочкин Игорь Детский музыкальный катехизис / И. Лепешинский, О. Гончаров, И. Семочкин // Для воскресных школ, лицеев и гимназий. – Восхождение-2008. – 254 с.
  3. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Под ред. Н. А. Кушаева. – М.: Просвещение, 1986. – 236 с.
Список литературы