Под технической подготовкой подразумевается обучение спортсмена основам тактики действий, которые выполняются в соревнованиях или служат средствами тренировки, а также совершенствования спортивной техники. Техническая подготовка, как и любое целесообразное обучение является процессом управления формированием знаний, умений и навыков.
Ж.К. Холодов отмечает, что техническая подготовка включает в себя как общие принципы дидактики, а так же дидактические положения методики физического воспитания, а также имеет такие особенности спортивно-технической подготовки, заключающиеся в том, что построение технической подготовки строится по закономерностям достижения мастерства в конкретном виде спорта [5, с. 96].
Ведя речь о спортивной технике, необходимо рассмотреть два значения данного термина. Так, во-первых, Ю.Д. Железняк, под технической подготовкой подразумевается идеальная «модель» соревновательного действия, выработанная на основе практического опыта или теоретически.
Во-вторых, под технической подготовкой принято понимать формирующийся или уже сформированный способ выполнения соревновательных действий спортсменов, характеризующийся той или иной степенью эффективного использования спортсменами своих возможностей с целью достижения результата в спорте. Техническая подготовка в спорте, являясь способом выполнения отдельных соревновательных действий, имеет непосредственную связь со спортивной тактикой как способом объединения всей совокупности данных действий с целью достижения соревновательной цели.
Как подчеркивает А.В. Беляев, различия между данными понятиями не являются абсолютными, спортивная техника является практически неотделимой частью тактики [1].
Существующие представления о спорте и техническом мастерстве спортсменов связаны с предположением, что в процессе совершенствования спортивная техника должна приближаться к идеалу, отражающему наиболее эффективные виды технической под спортивной деятельности. Хотя поиск эталона идеальной техники, на сегодняшний день смог лишь выявить некоторые биомеханические закономерности спортивной активности.
В. Платонов отмечает, что в ходе практической деятельности у тренера и спортсмена наблюдается проблема в разборке и корректировке определенных моделей спортивной техники, соответствующих индивидуальным морфофункциональным особенностям и планируемым. При этом реальные формы действий, которые осваиваются спортсменами в самом начале спортивного пути, не могут иметь полное совпадение с моделями технической подготовки на последующих этапах, ввиду зависимости техники от степени развития физических и психических качеств спортсмена, которые закономерно изменяются в процессе спортивного совершенствования [4, с. 36].
А. Гринштейн полагает, что в соответствии с происходящими изменениями должно происходить и изменение форм индивидуальной техники, соответственно у технической подготовки спортсмена не «конечного пункта», осуществление технической подготовки происходит на протяжении всей спортивной деятельности [2].
Самым общим критерием эффективности технической подготовки спортивной техники и определяется разницей между фактическим спортивным результатом и расчетным результатом, который мог бы быть достигнут спортсменом при полном использовании своих физических возможностей. Очевидно, что чем полнее спортсменом используется его двигательный потенциал, тем совершеннее его техника.
В.В. Кузнецовым отмечается, что критериями спортивно-технического мастерства так же выступают показатели надежности техники, объема (количества) и разнообразия освоенных технических приемов.
В.М. Дьячков подчеркивает, что одними из простейших показателей надежности техники служит процент удачных и неудачных попыток из общего числа попыток, которые были использованы спортсменом в ходе соревнований или прикидок с целью достижения запланированного результата.
В.В. Кузнецов так же выделяет, что для объема и разнообразия средств технической подготовки характерно неодинаковое значение в различных видах спорта, наибольшее значение присуще спортивным играм, единоборствам и многоборьям, наименьшее моноструктурным видам спорта, но в любом случае это немаловажные факторы спортивно-технической подготовленности [3].
Говоря о технической подготовке спортсменов, необходимо рассмотрение основных дидактических алгоритмов и методических принципов технической подготовки спортсменов.
Так, В.А. Родионова в ходе моделирования процесса обучения или совершенствования какого-либо целенаправленного движения выделяет ряд дидактических алгоритмов:
– дидактический алгоритм –«много входов – много выходов». Происходит одновременное воздействие тренировочных средств на несколько параметров моторной программы, а также целостный контроль по нескольким параметрам за выполнением двигательных действий;
– дидактический алгоритм «один вход – много выходов». Осуществляется воздействие на один выбранный параметр моторной программы, осуществление контроля за выполнением двигательного действия осуществляется целостно или по нескольким параметрам;
– дидактический алгоритм – «один вход – один выход». Направленность тренировки на изменение лишь одного параметра моторной программы, осуществление оценки так же проводится по одному параметру;
– дидактический алгоритм – «случайный вход – много выходов». Моторная программа корректируется в тренировочном процессе, с ориентацией на промежуточные оценки выходных параметров. Так, в случае наличия значительных отклонений от необходимого на выходе осуществляется введение поправок в каком-нибудь из входных параметров [Родионова, с. 86].
В.Н. Платонов выделяет ряд основных принципов технической подготовки спортсменов:
Принцип конвергенции. Организация технической подготовки в долголетнем аспекте требует от спортсменов на этапах начальной специализации и углубленной тренировки более полного приобретения (конвергенции) в процессе тренировки сходной топологической структуры и функции двигательных действий сосходными у высококвалифицированных спортсменов, при этом необходимо соблюдении ограничений, которые накладываются другими принципами [4, с. 35].
Принцип индивидуализации. Изменение масс-инерционных характеристик модели ведет не к линейной взаимосвязи с выходным параметром, изменению поведения выходной функции после определенного порога, которая имеет скачкообразный характер. Принцип индивидуализации подразумевает, что методика технической подготовки должна учитывать сенситивные периоды изменения масс – инерционных характеристик юных спортсменов за счет коррекции планирования. В данный временной период использование средств технической направленности в большей степени связано с проведением работы над отдельными компонентами (биомеханизмами) целостного спортивного движения, имеющими относительно невысокую координационную сложность [4, с. 35].
Принцип конгруэнтности. Стратегия многолетнего планирования технической подготовки определяется соответствием уровня специальной физической подготовленности двигательным задачам, ставящимся с целью реализации на каждом этапе тренировочного процесса. Критерии оценки технического мастерства каждого из этапов многолетней тренировки строго детерминированы и построены на особенностях взаимосвязи уровней специальной физической и технической подготовленности, которые присущи данному временному отрезку. Так, для адекватной работы моторной программы в процессе выполнения двигательного действия необходимо наличие определенной соразмерности (конгруэнтности) между соответствующими показателями, которые определяют успешность выполнения моторной программы. Отсутствие необходимого уровня специальной физической подготовки, а так же его несоразмерное увеличение оказывает отрицательное влияние на качество выполнения двигательных действий. Принцип конгруэнтности является средством определения необходимого и достаточного уровня специальной физической подготовки, необходимым для качественного совершенствования уровня технической подготовленности спортсменов [4, с. 36].
Принцип квантования. Последовательное применение средств специальной технической и физической подготовки ведет к достижению наилучших результатов в процессе «тренировки» нейронной сети. Данный принцип определяет необходимость проведения разведения во время тренировок в годичном цикле тренировки, при этом преимущественная направленность специальной физической и технической подготовки должна быть в приоритете по времени [4, с. 37].
Принцип конкордантности. Данный принцип определяет, что выбор тренировочных средств, которые используются в процессе тренировки технической направленности, определяется сходством топологий применяемых в них биомеханизмов являющихся аналогичными основным соревновательным.
Таким образом, наблюдается существование отличий в средствах технической подготовки от ранее принятых, в которых анализ велся по отдельным динамическим или кинематическим параметрам. Выбор и использование средств технической подготовки в тренировочном процессе, определяется, как по степени соответствия их основному соревновательному, так и степенью воздействия на биомеханизмы, которые задействованы в нем, что позволяет сохранить уже сложившиеся моторные программы.