Сейчас финансовый аспект является одним из главных аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы жизни. Каждый человек на протяжении жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления расходов. Финансовая грамотность представляет собой важнейшую компетенцию, которая так же важна для каждого современного человека, как и умение писать и читать. В целом суть финансовой грамотности можно определить, как способность максимально осознанно подходить к решению любых финансовых вопросов на протяжении всего жизненного пути человека [2, с. 27].
25 сентября 2017 года была принята Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации. Этот документ рассчитан нацелен на увеличение численности финансово грамотных граждан [3].
Цель Стратегии: создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан [3].
Если применять данную стратегию к детям дошкольного возраста, которые находятся на начальном этапе жизненного пути, закладываемые способности управления финансами являются ничем иным, как способностями, которые влияют на его будущее материальное благополучие. Поэтому на этапе обучения детей дошкольного возраста правильнее говорить о формировании азов финансовой грамотности. Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание у ребенка бережливости, трудолюбия, деловитости, рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
В соответствии с ФГОС ребенок развивается по пяти образовательным областям, но существуют дополнительные направления для развития личности ребенка. Одним из таких направлений является финансовая грамотность. Тема финансовой грамотности детей сейчас очень актуальна. Наши дети являются непосредственными участниками финансовых отношений в семье (деньги, покупки, нужды, траты). Поэтому важно с раннего возраста формировать экономическое мышление, разумные потребности, уважительное и осознанное отношение к труду, материальным ценностям и, конечно, деньгам [3, с. 36].
Основной целью экономического воспитания дошкольников является содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов. Для достижения цели необходимо включить изучение основ финансовой грамотности в образовательные программы ДОО для детей 5-7 лет.
Образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности:
- дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления;
- обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
- способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями;
- стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- положить начало формированию финансово экономического мышления;
- побуждение интереса к изучению мира экономики и финансов;
- воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестному отношению к посильному труду;
- воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтроля, уверенности в себе;
- воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной), семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам;
- побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать [3, с. 57].
Предметно-развивающая среда в группах должна быть обогащена атрибутами, отражающими содержание различных сфер экономики (производственно-технологической, юридической, товарно-денежной, нравственно-этической и др.). В соответствии с этим можно выделить зоны:
- информационную (произведения художественной литературы экономического содержания);
- занимательно-экономическую (кроссворды, лабиринты, головоломки, экономические задачи, ребусы и др.);
- деятельностно-игровую (дидактические игры, предметы-игрушки для организации сюжетно-ролевых игр, таких как «Банк», «Аукцион», «Биржа», «Рекламное агентство» и др.) [2, с. 32].
В целях финансового просвещения детей по результатам опроса и письменного согласия родителей в старшей и подготовительной к школе группах была введена примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей 5-7 лет.
Были проведены занятия, на которых дети стали узнавать много интересного, нового и необычного. Например, откуда и как появились деньги, что до появления денег, люди обменивались товарами и что такой вид обмена назывался «бартер». Узнали, что такое «семейный бюджет», доходы и расходы семьи, виды потребностей, познакомились с купюрами и монетами разных стран. С детьми мы узнали, что есть люди, которые коллекционирую монеты и купюры разных стран мира и времени, их называют – нумизматами.
Проводились различные беседы, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, чтение экономических сказок из серии «Как Миша стал бизнесменом», игры – викторины, квесты, конструирование из бумаги в технике оригами (кошельки) и многое другое.
Работа по формированию финансовой грамотности детей опирается на взаимодействие с родителями воспитанников. Работа с родителями ведется с использованием следующих форм: анкетирование, консультации, родительские собрания, праздники и развлечения. С целью родительского просвещения были проведены беседы: «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?», «Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников», консультации: «Правила карманных денег», «Дети должны знать цену деньгам», оформлен информационный уголок, проведено родительское собрание «Уроки финансовой грамотности в семье».
Работая по направлению финансовой грамотности, я заметила, что дети стали более ответственными, бережливыми, уважительно относится к труду взрослых и их профессиям. Таким образом, можно отметить, что создание необходимых условий и правильно организованная игровая деятельность положительно влияет на становление экономической культуры детей и способствует формированию финансовой грамотности.