Строительство – это вид человеческой деятельности, направленный на создание зданий, инженерных сооружений (мостов, путей, аэродромов), а также сопутствующих объектов (инженерных сетей, малых архитектурных форм и т.п.). Это одна из ведущих отраслей народного хозяйства, без которой трудно представить научно-технический прогресс, развитие новых технологий, развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, социальной сферы.
Учитывая бурное развитие строительной индустрии, тенденция к уменьшению материалоемкости строительной продукции, обеспечению условий энергосбережения, повышению качества строительных работ, надежности и долговечности конструкций, выявляют потребность в высококвалифицированных рабочих технологиях [1]. Профессиональная деятельность в строительстве сегодня связана со сбором, регистрацией и использованием разнообразной информации. Производственной задачей строительной отрасли присущ рост доли умственного труда, непрерывная проработка информации, а также создание и использование новых идей.
Профессиональную компетентность строителей сегодня невозможно представить без навыков использования средств электронной связи, профессионально ориентированного программного обеспечения, банков данных нормативной, технологической, прогностической и экономической информации.
Для анализа требований строительной отрасли по ключевым компетентностям слушателя ДПО (перспективного работника), мы провели социологический опрос, к которому привлекли руководителей строительной отрасли. По результатам опроса мы выделили и проранжировали ответы работодателей, определив приоритет компетентностей от наименее значимых к наиболее значимым (рис. 1).
Высокотехнологичное, оснащенное современной техникой и материалами строительное производство с высоким уровнем управления нуждается в компетентных специалистах – рабочих, специалистах, инженерах.
Получение строительной профессии как наукоемкой и высокотехнологичной специальности требует изменений содержания обучения к требованиям и потребностям строительной индустрии.
Рис. 1. Приоритетность компетентностей в соответствии с потребностями работодателей строительной отрасли
Считаем, что проблема профессиональной подготовки строителей в процессе непрерывного образования исследована недостаточно. Без внимания исследователей осталось обоснование содержания фундаментальной составляющей профессиональной компетентности специалиста строительного профиля, недостаточно исследованы механизмы интеграционного взаимодействия учебных заведений и педагогические аспекты формирования компетентности слушателей на разных этапах дополнительного образования, недостаточно внимания уделено внедрению инновационных технологий [4].
На основе теоретического анализа научных работ и практического исследования выявлен ряд противоречий в области образования строительного направления. В частности, противоречия теоретического характера между:
- потребность в подготовке специалистов строительного профиля различных уровней и несогласованность учебных планов, программ, в которых недостаточно учтены запросы производства к компетентности специалистов;
- возрастающими требованиями к уровню фундаментальной подготовки специалистов строительного профиля и несовершенными учебными программами и методиками преподавания инженерных дисциплин;
- потребностями работодателей в качественной подготовке слушателей курсов ДПО к профессиональной деятельности во время обучения и доминированием традиционных методов организации учебного процесса, отсутствием практических механизмов реализации инновационных педагогических технологий [5].
Выявлены противоречия методического характера между:
- постоянным обновлением информации об инновационных строительных технологиях и материалах и несколько устаревшим содержанием дисциплин естественнонаучной и профессиональной подготовки;
- современными требованиями к организации педагогической деятельности в учебных заведениях, которые готовят специалистов строительного профиля, необходимостью сочетания теоретических знаний, приобретенных практических умений и навыков с производственными реалиями профессиональной деятельности специалиста строительного профиля и несовершенством методических разработок в указанном ракурсе.
Профессиональная подготовка строителей в условиях непрерывного образования эффективна при внедрении целенаправленного формирования профессиональной компетентности средствами естественнонаучных и профессиональных дисциплин [2]. Сформированность компетентности улучшается применением ступенчатой системы профессионального образования. Комплексный характер проблемы обучения специалистов строительного профиля приводит к осуществлению научного поиска в методологическом, теоретическом и практическом уровнях.
Методологический уровень предполагает отражение положений теории непрерывного профессионального образования и основных методологических подходов системного, компетентностного, деятельностного, синергетического, личностно ориентированного [3].
Системный подход применен для анализа профессиональной подготовки строителей в контексте взаимосвязи всех ее элементов: парадигмы и содержания профессионального образования, целей учебной деятельности, построения индивидуальных траекторий обучения слушателей и т.д.
Компетентностный подход определяет цели, содержание и методологию профессионального образования. Профессиональная компетентность строителей рассмотрена как целостная характеристика личности, сочетание знаний, умений, навыков, формирующих общий профессиональный интеллект, профессиональной позиции и индивидуально-психических особенностей специалиста.
Деятельностный подход обусловил комплексное использование инновационных технологий обучения, перенос акцентов на интенсивные, интерактивные формы и методы обучения.
С позиций акмеологии будущие специалисты строительных специальностей рассматриваются как субъекты, способные к саморазвитию, творчеству, креативному мышлению, самоорганизации своей жизни и высокопроизводительной профессиональной деятельности.
Личностно ориентированный подход реализован для организации учебного процесса, направленного на формирование личности специалиста, его творческих способностей, общей и профессиональной культуры, рассматривая их как условие качественного образования и успешной профессиональной деятельности строителей.
Теоретический уровень предполагает определение ведущих понятий исследования (непрерывная профессиональная подготовка, профессиональная компетентность); теоретическое обоснование системы степенного обучения специалистов строительного профиля в условиях непрерывного образования и педагогических условий, определяющих его эффективность; обоснование интеграционного преобразования содержания учебного процесса, установление взаимосвязей и согласование программ преподавания дисциплин разных ступеней непрерывного образования.
Практический уровень заключается в прикладной реализации всех составляющих системы профессиональной подготовки специалистов строительного профиля в условиях непрерывного образования и исследования его эффективности.
Применение указанных концептуальных подходов позволяет представлять профессиональную подготовку специалистов строительного профиля в условиях непрерывного образования как систему научно обоснованных мероприятий и педагогических воздействий, построенных на основе специфики организации учебно-познавательной деятельности специалистов строительного профиля, общих педагогических закономерностей, подходов и принципов. В исследовании формирования профессиональной компетентности специалистов строительного профиля рассматриваем как многомерный феномен, в котором инвариантно выбираем гуманитарную и социально-экономическую подготовку.
Согласно поставленной цели и гипотезе определены основные задачи исследования:
- определить и охарактеризовать особенности профессиональной подготовки специалистов строительного профиля в РФ в условиях непрерывного образования;
- выяснить место и роль фундаментальной составляющей профессиональной компетентности в системе обучения ДПО в «инженерном университете» как составляющей непрерывного образования;
- обосновать концепцию и создать систему профессиональной подготовки специалистов строительного профиля в условиях непрерывного образования;
- определить педагогические условия организации профессиональной подготовки строителей и разработать комплекс учебно-методического сопровождения инженерных дисциплин;
- разработать модель степенного формирования профессиональной компетентности строителей в условиях непрерывного образования;
- исследовать возможности использования инновационных технологий обучения в процессе формирования фундаментальной составляющей профессиональной компетентности будущего специалиста на разных степенях непрерывного образования;
- экспериментально проверить эффективность предлагаемой системы профессиональной подготовки специалистов строительного профиля на уровнях «бакалавр» в условиях непрерывного образования.
Первым этапом формирования компетентного специалиста – это социально и психологически обоснованный выбор будущей профессии. Второй этап – профессиональное обучение в университете строительного профиля, результатом учебной деятельности в котором является получение образовательно-квалификационных уровней бакалавра – магистра (специалиста). Третий этап – профессиональное становление на рабочем месте – зависит от полученной квалификации и личностных качеств молодого специалиста, позволяющих ему выполнять определенные производственные функции. Профессиональное мастерство, достижение морального и материального успеха – завершающий этап формирования профессиональной компетентности строителя, продолжающийся на протяжении всей производительной деятельности специалиста.
Модель педагогической системы профессиональной подготовки (рис. 2) специалистов строительного профиля в условиях непрерывного образования построена по базовой триаде: фундаментальная подготовка – креативная акмеология – профессиональная компетентность. В процессе построения концепции использован компетентностный, системный, деятельностный, личностно ориентированный, синергетический, акмеологический подходы. Системообразующим фактором модели ступенчатой системы профессиональной подготовки специалистов строительного профиля в условиях непрерывного образования определяем образовательно-квалификационные уровни, при получении которых будущий специалист имеет возможность раскрыть свои потенциальные возможности для достижения максимального (творческого) уровня профессиональной компетентности.
Целостность модели обеспечивают взаимосвязанные целевой и содержательный блоки, которые проектируют информационно-образовательную среду, операционный блок обеспечивает достижение поставленных целей при соблюдении определенных педагогических условий, результативный определяет сформированность профессиональной компетентности специалистов строительного профиля. Реализация модели педагогической системы предполагает оптимизацию содержания и структуры учебных программ дисциплин профессиональной подготовки, выбор соответствующих технологий и методик обучения, разработку методического обеспечения учебного процесса, координацию его содержания в системе «инженерный университет». Успешное внедрение педагогической системы возможно при соблюдении педагогических условий: преобразование содержания профессиональной подготовки; формирование положительной мотивации обучения; активизация учебно-познавательной деятельности; обеспечение системного методического сопровождения.
Разработка модели позволила осознать поиск оптимальных путей профессиональной подготовки специалистов строительного профиля, устранить ряд выявленных противоречий и на заключительном этапе экспериментального исследования сопоставить реальное состояние с желаемым.
Использование акмеологического подхода (профессиональная направленность задач, возможность достижения успеха для слушателей с разным начальным уровнем знаний, применение проектной деятельности, стимулирование самообразования) обеспечило создание в учебном процессе условий для комплексной активизации резервных возможностей личности слушателя, развития саморегуляции (способность человека управлять собой на основе восприятия и осознание актов своего поведения и психических процессов), рефлексии (процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний) и креативности (творческие способности индивида, способность к продуцированию принципиально новых идей).
Рис. 2. Модель степенного формирования профессиональной компетентности в условиях непрерывного образования
Анализ литературы, опросы преподавателей, опыт педагогической деятельности в инженерном университете дали возможность выделить следующие критерии сформированности профессиональной компетентности специалистов строительного профиля: мотивационно-ценностный (характеризует личное отношение слушателя к избранной профессии, обучению и будущей профессиональной деятельности), когнитивный (отражает уровень усвоения будущими специалистами строительного профиля знаний по конкретной дисциплине профессиональной подготовки) и деятельностный (характеризует наличие у слушателей умения применять полученные знания для решения познавательных и практических задач).
Мотивационно-ценностный критерий оценивали личностными показателями (опрос, тестирование, анкетирование). Когнитивный критерий оценивали результативными показателями (тестирование на констатирующем этапе эксперимента, вводный контроль знаний, результаты модульных контролей и экзаменационных сессий на протяжении формовочного этапа эксперимента). Деятельностный критерий оценивали процессуальными показателями (выполнение лабораторных и практических работ, индивидуальные расчетные и исследовательские задачи, защита проектов строительного направления и т.п.).
Дидактические основы компетентностного подхода в дополнительном инженерном образовании обусловлены проектированием информационно-образовательной среды для профессионально-ориентированной проектной работы в рамках специальных дисциплин с позиций реализации в данных проектах межпредметных связей.
На основе обозначенных критериев определены уровни сформированности профессиональной компетентности строителей: репродуктивный, реконструктивный, производительный, творческий и соответствующие им уровни профессионального мастерства: элементарный, базовый, совершенный, созидательный. Переход с уровня на уровень может происходить в плоскости конкретной дисциплины; в пределах данного образовательно-квалификационного уровня; в процессе практической профессиональной деятельности. Результатом внедрения педагогической системы профессиональной подготовки в условиях непрерывного образования есть положительная динамика сформированности профессиональной компетентности специалистов строительного профиля.
Рис. 3. Модель педагогической системы профессиональной подготовки специалистов строительного профиля в условиях непрерывного образования