научный журнал «Актуальные исследования» #41 (120), октябрь '22

Промышленный шпионаж и конкурентная разведка: сравнительный анализ используемых методов

Быстрое развитие рыночных отношений и технологий на сегодняшний день сопровождается стремительным развитием и экономической преступностью, от негативных последствий которой страдает все больше предприятий и организаций. Сегодня, при осуществлении деятельности и исследовании конкурентов, некоторые компании выбирают не совсем законные способы и занимаются промышленным шпионажем. Промышленный шпионаж стал достаточно распространенным явлением в мире именно благодаря большому разнообразию способов и методов его осуществления.

Аннотация статьи
промышленный шпионаж
конкурентная разведка
конфиденциальная информация
безопасность бизнеса
защита информации
Ключевые слова

Постановка проблемы. Стремительное развитие рыночных отношений, опережающее развитие технологий, стимулируют российские предприятия разрабатывать стратегические планы не только хозяйственной деятельности, но и стратегии защиты всей информации. Именно поэтому необходимо выделить четкие границы между конкурентной разведкой и промышленным шпионажем.

Конкурентная разведка – процесс консолидации информации, то есть процесс создания целостного информационного ресурса для принятия решений старшими менеджерами компании. Сегодня в условиях быстрого распространения нововведений, молниеносного распространения информации, разнообразного и быстросменного рынка, выживать и преуспевать могут только те предприятия, которые будут прогнозировать будущее, поэтому конкурентная разведка занимает такое весомое место в политике предприятия, которое стремится быть успешным.

Промышленный шпионаж – это добывание противозаконным путем конфиденциальных сведений о деятельности конкурентов, хищение сведений, ведение недобросовестной конкуренции, получение персональных данных для их использования в преступных целях.

Необходимо разграничить понятия «конкурентная разведка» и «промышленный шпионаж». Они различаются между собой по содержанию, хотя имеют общую цель. Так целью, как конкурентной разведки, так и промышленного шпионажа является получение информации, которая позволила бы получить конкурентное преимущество на рынке. Главным отличием между конкурентной разведкой и промышленным шпионажем являются методы и способы получения информации. Все, что используется разведчиком в процессе конкурентной разведки, законно, а шпионом в процессе промышленного шпионажа – нет. Промышленный шпионаж подразумевает нелегальные методы и технологии (таблица 1).

Таблица 1

Методы проведения конкурентной разведки и промышленного шпионажа

Методы конкурентной разведки

Методы промышленного шпионажа

Сбор данных из открытых источников информации

Вербовка персонала конкурента

Заказ товара у конкурента

Устройство своего человека на работу в компанию конкурента

Маскировка под клиента

"Подслушивание" телефонных разговоров

Маскировка под человека, который устраивается на работу

Получение аудиоинформации (прослушка)

Материальное поощрение сотрудников конкурента

Перехват электронных и почтовых отправлений

"Переманивание" специалистов конкурента

Получение конфиденциальной информации о сотрудниках

Служба конкурентной разведки пользуется только открытыми источниками, основная работа разведчика – информационно-аналитическая, то есть сбор и обработка различных данных, которые влияют или могут негативно или положительно повлиять на развитие бизнеса. Шпионаж состоит, главным образом, в оперативной работе, в том числе и в вербовке инсайдеров и сборе конфиденциальной информации для достижения конкурентных преимуществ. Кроме того, промышленный шпионаж предполагает только сбор информации, как правило, достаточно четко указанной заказчиком. Конкурентная разведка ориентирована не только на сбор и анализ различных данных, но и на выработку управленческих рекомендаций и решений, а также прогнозирование возможных действий конкурентов или изменений рынка.

Основная философия промышленного шпионажа заключается в гипотезе – зачем тратить время и средства на исследования, разработку и развитие, если можно подкупить сотрудника среди персонала конкурента.

В современном мире уровень промышленного шпионажа процветает и включает самые разные методы: от использования случайных сотрудников, работающих в качестве тайных агентов, хакеров, наемных команд грабителей до изучения мусорных контейнеров, подслушивания и т.д. Промышленный шпион может представлять собой внутреннюю угрозу, выступая в качестве физического лица, получившего работу в компании с целью нелегитимного шпионажа, или недовольного сотрудника, торгующего информацией в корыстных своих целях или с целью мести руководству или другим корыстным мотивам. Шпионы могут также проникнуть в доверие сотрудников в качестве формирования социальной политики предприятия и с помощью методов психологического воздействия получать необходимую конфиденциальную информацию. Для крупных предприятий распространены случаи, когда промышленные шпионы физически нарушают установленные руководством нормы поведения: просматривая мусорные корзины или копируя файлы или жесткие диски компьютеров, оставленные без присмотра.

Выделяют четыре типа инсайдерских угроз в контексте промышленного шпионажа:

  1. взяточничество – конкурент или агент разведки (нанятый конкурентом) обращается к сотруднику целевой компании с предложением и стимулированием к утечке конфиденциальных данных, мотивируя их наличными деньгами или другим методом материального и нематериального стимулирования;
  2. группа заговора – возникает в случае, когда несколько сотрудников, группируясь вместе, используют свои коллективные знания и привилегии, чтобы получить доступ к конфиденциальной информации компании;
  3. социальная инженерия – система манипуляций сетевыми администраторами и ИТ-персоналом, а также инсайдерами или аутсайдерами, имеющими доступ к конфиденциальной информации компании;
  4. управленческие привилегии – нелегитимные действия в контексте нарушения принципа конфиденциальности информации на предприятии сотрудниками, использующими свои управленческие полномочия для доступа к служебной или конфиденциальной информации и последующего незаконного ее разглашения.

Совокупность методов, присущих промышленному шпионажу, можно объединить в две группы:

  1. Агентурные методы.
  2. Технические способы.

Агентурный метод получения информации – основа любого вида шпионажа. Здесь возможны два направления деятельности: внедрение своего человека или вербовка. В любой коммерческой структуре есть лица, которые по своим обязанностям и опыту приближаются к уровню руководства высшего звена и способны вести собственную игру. Следствием вербовки может стать то, что прибыльные заказы пойдут тем лицам, которые устроили бизнес-шпионаж. Если конечной целью промышленного шпионажа является ликвидация фирмы-конкурента, или получение доступа к коммерческой тайне, то внедрение своего человека имеет больше преимуществ по сравнению с вербовкой, ведь уровень доверия к своему человеку значительно выше. Объектами агентурной разработки не всегда являются сотрудники, проинформированные о делах компании и планах ее развития. Любой работник сможет осуществить скрытую установку специальных технических средств для получения информации с ограниченным доступом.

Что касается технических методов промышленного шпионажа, то следует отметить, что производство и сбыт специальных технических средств законодательно урегулировано, а их несанкционированное использование карается законом. Для перехвата и записи акустической информации существует огромное количество технических устройств: микрофоны, электронные стетоскопы, радиомикрофоны, лазерные микрофоны. Незаметное подбрасывание радиопередающих устройств – довольно распространенный способ получения информации. Они позволяют в течение нескольких часов или нескольких дней прослушивать озвученную в помещении информацию.

Например, Стивен Джобс, основатель Apple, был удивлен, узнав, что его компьютеры уже выпускают на Тайване. В 1980-е годы появились фирмы в Тайване, Гонконге, Южной Корее, которые копировали и производили все, что только было популярным и прибыльным. Компания Apple была вынуждена постоянно судиться с тайваньскими фирмами, копировавшими их компьютеры. Например, базировавшаяся в Тайбэе компания Sunrise Computer Service не постеснялась позаимствовать у Apple даже название.

Свой компьютер Sunrise назвала Apolo, что в китайской транскрипции звучит как Apple. При этом тайваньские копии стоили почти втрое дешевле американских оригиналов. Однако потребители, как обычно, только выигрывали от деятельности экономических разведчиков. Методы работы дальневосточных шпионов оставались вполне традиционными: сбор открытой информации, изучение готовой продукции, подкуп сотрудников.

Еще одним элементом промышленного шпионажа являются инсайдеры и их информация. Инсайдерами называют людей, работающих в компании или работающих с конкурентным предприятием или организацией и обладающих конфиденциальной информацией.

В противовес промышленному шпионажу, конкурентная разведка является постоянным процессом сбора, накопления, структурирования, анализа данных о внутренней и внешней среде компании, предоставлении высшему менеджменту компании важной информации. Важно то обстоятельство, что конкурентная разведка осуществляет сбор информации об окружающей бизнес-среде только законными методами.

Служба конкурентной разведки пользуется только открытыми источниками, основная работа разведчика – информационно-аналитическая, то есть сбор и обработка различных данных, которые влияют или могут негативно или положительно повлиять на развитие бизнеса. Шпионаж состоит, главным образом, в оперативной работе, в том числе и в вербовке инсайдеров и сборе конфиденциальной информации для достижения конкурентных преимуществ. Кроме того, промышленный шпионаж предполагает только сбор информации, как правило, достаточно четко указанной заказчиком. Конкурентная разведка ориентирована не только на сбор и анализ различных данных, но и на выработку управленческих рекомендаций и решений, а также прогнозирование возможных действий конкурентов или изменений рынка.

Предоставление услуги конкурентной разведки в РФ декларируют охранные фирмы, детективные агентства, адвокатские объединения и консалтинговые компании. Представители консалтингового бизнеса заявляют, что такой разведкой могут заниматься единицы из подобных фирм. В них можно выделить организационную структуру (таблица 2). В свою очередь, юристы и адвокаты говорят, что за разведку берутся очень многие коллеги. Во всем мире лицом рынка конкурентной разведки являются частные детективные агентства.

Таблица 2

Организационная структура конкурентной разведки

Название

Задание подразделения

Форма предоставления результатов

Отделение скрытого наблюдения

Фиксация указанных в задании фактов

Справка, протокол наблюдения

Отделение проведения расследований

Сбор необходимой информации, документов и предметов

Аналитическая справка; документы (или их копии), предметы (или их модели)

Отделение по работе с информаторами

Привлечение к сотрудничеству информаторов и получение от них информации

Дело (досье); аналитические обзоры; справки по каждому сообщению информатора

Отделение по техническому обеспечению проведения операций

Установка и эксплуатация технических средств, их предоставление сотрудникам других групп

Акты; кино-, фотокадры, звукозапись и т.п.

Отделения по выявлению и сбору открытых и закрытых публикаций

Установление перечня необходимых печатных изданий, их приобретение и получение из них требуемых сведений

Обзоры; копии важнейших публикаций

Аналитическое отделение

Обработка, классификация и анализ закрытых и открытых разведывательных сведений

Разведывательные данные; справки-меморандумы

Отделение стратегического планирования

Оценка и ранжирование внешних потенциальных угроз безопасности предприятия, и планирование мероприятий по их предотвращению (нейтрализации)

Проекты программ предотвращения (нейтрализации) внешних угроз безопасности предприятия

Справочно-информационный фонд

Хранение и выдача сотрудникам требуемой информации

Справки; оригиналы печатных публикаций, микрофильмы и т.п.

Отделение экспертов консультантов

Квалифицированная оценка представленных материалов

Экспертные выводы; акты экспертиз; справки.

Перед конкурентной разведкой (таблица 3) стоят две задачи. Первая задача – обеспечить, чтобы руководитель, определяющий политику деятельности предприятия, в любой момент знал реальное конкурентное положение своего предприятия, информация должна быть объективной.

Вторая задача – знать обо всех угрозах или возможностях в окружающем мире и вовремя подать сигнал. Причем этот сигнал должен быть подан как можно раньше, пока ситуация не стала очевидной всем, что позволит руководителю иметь достаточный запас времени для оценки положения и использования шанса для защиты от опасности.

Таблица 3

Классификация методов конкурентной разведки

Фактор влияния на классификацию

Разновидности методов конкурентной разведки

Ситуация

– открытие нового направления бизнеса;

– изменение поведения на рынке конкурента;

– появление нового партнера, конкурента на вашем поле;

– появление в вашем бизнесе различных проблем.

Законность

– белые (совершенно законные методы);

– серые (методы, которые не нарушают норм законов, однако не соответствуют морально-этическим нормам).

Направленность

– разведка против компании;

– разведка против персоны;

– финансовый мониторинг;

– оценка инвестиционных проектов конкурентов;

– методы универсальной разведки.

Экстравагантность

– выгодный клиент;

– несуществующая вакансия;

– сосланный казачок;

– Интернет – друг;

– коллега по работе, обучению;

– ныряние в мусорный контейнер.

Создание эффективной системы коммерческой разведки требует времени на свое развертывание, наработку соответствующих баз данных и знаний и обзаведение полезными контактами в среде первоисточников и экспертов, хорошо знающих рынок и готовых делиться информацией. Сроки развертывания подобной эффективной системы коммерческой разведки могут колебаться в промежутке от года до полутора лет. К основным целям конкурентной разведки через организацию службы конкурентной безопасности относятся подходы, изображенные на рисунке.

Рис. Цели конкурентной разведки

Основными причинами, по которым многие российские компании не придают должного значения информационно-аналитическим инструментам, являются:

  • недостаточный объем необходимой информации о важности и эффективности конкурентной разведки;
  • устаревшие технологии менеджмента предприятий;
  • не адекватная оценка собственных сил;
  • не понимание сущности и методов конкурентной разведки;
  • отрицательный опыт применения конкурентной разведки через привлечение к данному виду деятельности третьих лиц, компаний, которые позиционируются как опытные и профессиональные, но таковыми не являются.

Зарубежный опыт показывает, что чем большую популярность имеет определенный бренд, тем сильнее должна быть система защиты информации на предприятии. Примером может служить неприятный инцидент, случившийся с компанией Apple.

В мае 2016 г. китайская фирма Xintong Tiandi Technology, продающая сумки, чехлы для мобильных телефонов и другие кожаные изделия под брендом iPhone, выиграла судебный спор против компании Apple.

Решение в пользу китайской компании вынес городской народный трибунал Пекина. Производитель смартфонов требовал запрета на использование товарного знака iPhone компанией Xintong Tiandi, зарегистрировавшей его в Китае в 2010 г. Объем продаж Apple упал впервые за 13 лет. Apple инициировала судебный процесс еще в 2012 г., однако суды низшей инстанции дважды отказывали ей в удовлетворении иска.

В постановлении суда высшей инстанции говорится, что истец не смог доказать, что в 2007 г., когда Xintong Tiandi подала заявку на товарный знак, iPhone был хорошо известным брендом в Китае. Смартфоны производства Apple впервые поступили в продажу в Китае в 2009 г.

Выводы. Промышленный шпионаж – это один из видов недобросовестной конкуренции. Умышленное повреждение промышленного оборудования, информационных систем на предприятии, использование психологического давления на работников, приводит к хищению коммерческой тайны (нелегальным методом) и возможной дальнейшей дискредитации или ликвидации бизнеса конкурентов. Следует разделять понятия промышленного шпионажа и конкурентной разведки, отличающиеся, в основном, законностью действий. Сегодня промышленный шпионаж осуществляется разными путями и методами, что обусловлено развитием информационных технологий и научно-технического прогресса. С целью обезопасить себя от промышленного шпионажа, компаниям необходимо усиливать защиту своих информационных ресурсов и проводить постоянный мониторинг факторов уязвимости информации, подлежащей защите.

Текст статьи
  1. Wright P. Spycatcher. New York / Peter Wright // Viking, 2013. – 270 p.
  2. Radu Sion Financial Cryptography and Data Security: FC 2010 Workshops, WLC, RLCPS, и WECSR, Tenerife, Canary Islands, Spain, January 25-28, 2010, Revised Selected Papers / Radu Sion Reza Curtmola, Sven Diet Josep M. Miret, Kazue Sako, Francesc Sebé – Springer, 2010. – 257 с.
  3. Glover T. Chinese hackers blamed for cyber attack wave / Tony Glover // This is Money, 2012 Режим доступа: http://www.thisismoney.co.uk/money/news/article-1687393/Chinese-hackers-blamed-for-cyber-attack-wave.html.
  4. Ahmed M. Google cyber-attack from China 'an inside job / Murad Ahmed // The Times. Retrieved, 2013.
  5. DeWeese S. Capability of People's Republic of Conduct Cyber Warfare and Computer Network Exploitation: Prepared for US-China Economic and Security Review Commission / Steve DeWeese, Bryan Krekel, George Bakos, Christopher Barnet, Virginia McLean // USA: Northrop Grumman Corporation. Dongxiau Yue, et al., v. Chordiant Software, Inc., 2009. – 630 p.
  6. Apple проиграла суд по товарному знаку iPhone Режим доступа: http://www.unian.net/science/1336952-apple-proigralakitayskoy-firme-sud-po-tovarnomu-znaku iphone.html.
  7. Бизнес-разведка. Внедрение передовых технологий: пер. с англ. [Текст] / Кристофер Боган, Майкл Инглиш; под общей ред. Б.Л. Резниченко. –М.: Вершина, 2006.- 328 с.
  8. Воронов, Ю.П. Конкурентная разведка: учебное пособие / Москва 2007. – 264 с.
  9. Доронин, А.И. Бизнес-разведка [Текст]: учебное пособие // М.: издательство «Вот-89», 2009 – 245 с.
  10. Лемков, Г. Конкурентная война. Нелинейные методы и стратегемы. [Текст]: учебное пособие // М: Вот-89, 2007. – 228 с.
  11. Нежданов И. Аналитическая разведка для бизнеса // М.: Ось-89, 2008. 336с
  12. Фляйшер К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе // М.: БИНОМ, 2005. – 541 с.
Список литературы