Главная
АИ #41 (120)
Статьи журнала АИ #41 (120)
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор(-ы):

Маслаева Анастасия Валентиновна

Секция

Педагогика

Ключевые слова

дошкольный возраст
нравственно-патриотическое воспитание
патриотизм
нравственность
любовь к Родине

Аннотация статьи

Статья раскрывает вопросы патриотического воспитания дошкольников, которое направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности.

Текст статьи

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине
(В.А. Сухомлинский)

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень – Любовь к Отечеству, к своей Родине.

Воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Всё начинается с детства» – как нельзя больше, относится к данному вопросу. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма и нравственности. Нравственность – это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других – для себя. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе.

Нравственное воспитание – основной стержень общей системы всестороннего развития личности. Нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием. Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. С самого раннего детства необходимо формировать у детей правильные представления о важнейших, нравственных ценностях.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к малой Родине – родному краю, городу, в котором ты живешь; и гордость за свой народ и его достижения; и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Главная цель программы воспитания патриотизма в дошкольной педагогике: Формирование у дошкольников гражданственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любви к семье, краю, Родине и стремление к миру; чувства собственного достоинства, гармоническое проявление;патриотических чувств и культуры межнационального общения. А также заложить фундамент нравственных и волевых навыков поведения, которые постепенно перейдут в привычку и станут естественной потребностью.

Исходя из цели, работа педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый ряд задач:

  • создание системы гражданско-патриотического воспитания;
  • воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;
  • формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
  • воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;
  • развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
  • расширение представлений о родной стране, ее столице, городах;
  • знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
  • ознакомление с историческим прошлым нашей Родины;
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
  • формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
  • воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.

Нравственное воспитание достигается с помощью определенных средств, среди которых следует указать следующие: художественные средства, природу, собственную деятельность детей, окружающую обстановку.

1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Необходимо использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, трудолюбии, верности, храбрости. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, поведением птиц, животных, насекомых. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами жизни человека. Очень важно знакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна привлечь внимание детей к изобразительному искусству.

2. Чувство любви к родной природе – еще одно из средств воспитания патриотизма. Природа способна вызвать у детей гуманные чувства, желание заботиться о ней, охранять и оберегать. Именно воспитанием любви к природе, можно и нужно развивать патриотические чувства дошкольников, ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с рождения, ближе ему и сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.

3. Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Одним из таких средств воспитания является народная игра. Она – уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры. Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Игры отражают все области материального и духовного творчества людей. Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Народная игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре. Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

4. Окружающая ребенка обстановка или атмосфера, в которой он воспитывается, также является одним из средств воспитания детей. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. Поэтому важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Таким образом, патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, к своей земле.

Перед всеми нами стоят общие цели – формирование нравственно и физически здорового поколения, способного к решению всё более усложняющихся задач, которые ставит жизнь. Необходимо сохранение и возрождение народа, а это невозможно без усвоения, упрочения и живого развития отеческих традиций.

Список литературы

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2008.
  2. Петрова В.И, Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  3. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М.: Скрипторий, 2008.
  4. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – М.: Сфера, 2011.

Поделиться

708

Маслаева А. В. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2022. №41 (120). С. 113-115. URL: https://apni.ru/article/4706-nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-detej

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая