Актуальность исследования обусловлена тем, что современная школа, в том числе и начальная, в большой степени сосредоточена на формировании интеллектуальных способностей обучающихся в ущерб их эмоциональному развитию. Между тем, по свидетельству ведущих классиков психологической науки, роль эмоционального интеллекта не менее значима в развитии ребенка, чем формирование мыслительных навыков. В своих работах Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов и др. отечественные психологи доказали единство интеллектуального и эмоционального компонентов в гармоничном развитии личности человека. Поэтому уменьшение значимости поддержки эмоциональных реакций ребенка в школьном детстве резко ограничивает возможности обучения.
Основное содержание. Реалии современности таковы, что в структуре личности младшего школьника происходят кардинальные и необратимые изменения. Специалисты констатируют, что дети этого возраста постепенно утрачивают интерес к общению друг с другом, увеличивается количество аутичных и социально незрелых младших школьников, конфликтные ситуации все чаще решаются путем проявления агрессивности – все это приводит к обеднению эмоциональности ребенка, к скудости в проявлении эмоций, поэтому одной из важнейших задач воспитания и обучения в начальной школе является формирование эмоциональной сферы.
Одним из наиболее важных психологических качеств личности является эмоциональная отзывчивость. Как известно, в рамках различных учебных дисциплин цель воспитания эмоциональной отзывчивости младших школьников может реализоваться только крайне ограниченными методическими средствами, а уроки литературного чтения представляют собой наиболее эффективное средство для развития данного психологического качества.
Понятие «эмоциональная отзывчивость» в психологической науке впервые было использовано П. Фрессом, рассматривающим его как такое свойство личности, которое характеризует эмоциональность человека и его чувствительность к эмоциогенной ситуации. Широко обращаясь к анализу этого понятия отечественные специалисты, были единодушны в характеристике его сути и природы. Так В. В. Бойко дал следующее определение указанному термину: эмоциональная отзывчивость – это «устойчивое свойство индивида проявляющееся в том, что он легко, быстро и гибко эмоционально реагирует на различные воздействия – социальные события, процесс общения, особенности партнеров и т. д.» [2, с. 205]. По мнению Е.С. Ищенко, эмоциональная отзывчивость представляет собой «сложное интегрированное качество личности, основой которого является способность индивида эмоционально реагировать на явления окружающей действительности» [5, с. 64]. Структура эмоциональной отзывчивости, согласно В.С. Вербовской, предполагает анализ таких компонентов как «мотивационный, социально-коммуникативный, когнитивный, поведенческий, оценочно-рефлексивный. Результатом их сформированности становится приобретение эмоционального опыта» [3, с. 76].
Е.Н. Артемова считает, что наиболее сенситивным периодом в воспитании эмоциональной отзывчивости можно считать младший школьный возраст. Специалист подчеркивает, что сенситивность обусловлена повышенной чувствительностью младшего школьника, высокой степенью способности тонкого и гибкого восприятия, умения подражания, а также постоянное желание испытания себя. Младший школьник обладает чрезвычайной природной любознательностью, высоким уровнем обобщения, эмоциональностью и неискаженным доверием к родителям и учителям. В этом возрасте у ребенка еще не проявляется негативизм к правилам морали, который может проявиться в подростковом возрасте [1].
Эти же аспекты при психологической характеристике младшего школьного возраста выделяет С.А. Курносова, которая считает, что именно в этот период у ребенка особо острой становится тонкость восприятия, проявляющаяся в непосредственной реакции чувства радости или удивления, восторга или негодования при восприятии художественных произведений [8].
И.Ю. Кулагиной также обращается внимание на то, что именно в младшем школьном возрасте у ребенка выявляется эмоциональная впечатлительность, а также отзывчивость на все необычное и яркое [7]. С. Г. Кочергина подчеркивает, что младший школьный возраст сенситивен для интенсивного развития сложных чувств и умения сопереживать другим, расширяется «эмоциональное поле переживаний, учащиеся могут осознавать более тонкие оттенки собственных переживаний и пытаются выразить их в вербальной форме» [6, с. 5].
Эмоциональная отзывчивость в отношении прочитанных литературных произведений в методической литературе обозначается как читательская эмпатия. По мнению Н.Н. Иванова, читательская эмпатия является необходимым условием «адекватного, соответствующего авторскому замыслу восприятия произведения литературы и одновременно одна из целей чтения – развитие эмоциональной отзывчивости, внутреннего мира читателя» [4, с. 89]. Как видим, у исследователя читательская эмпатия как психолого-педагогическое явление соответствует психологическому понятию «эмоциональная отзывчивость».
На уроках литературного чтения эмоциональная отзывчивость или читательская эмпатия развивается в прямой взаимосвязи с восприятием нравственных ситуаций, встречающихся в литературном произведении. Для того, чтобы развить эмоциональную отзывчивость применяется так называемый прием Клапареда, который понимается как затруднение в процессе восприятия нравственной ситуации, лежащей в основе художественного произведения. Обучающийся, встречающийся с нравственным затруднением эмоционально включается в разрешение ситуации. Учитель начальных классов, ставящий перед собой задачу формирования читательской эмпатии или эмоциональной отзывчивости младшего школьника использует разнообразные приемы:
- самостоятельное завершение произведения в кульминационный момент; например, учитель предлагает обучающимся окончить рассказ Л.Н. Толстого «Разбитая чашка» и задает вопрос: «Предположите, как поступит отец после признания сына в том, что он разбил чашку». Если задание оказывается для младших школьников затруднительным, учитель может предложить несколько вариантов ответов с последующим обсуждением вариантов;
- прием проектирования нравственных ситуаций при сопоставлении героев и их поступков;
- прием неожиданных вопросов: «Представь, что ты превратился в животное под названием ... (имя ребёнка), живущее в доме человека. Чем ты питаешься? Что ты умеешь чувствовать, переживать так же, как это животное? Кто с тобой играет? Тебе вычёсывают шёрстку?» и т.д. [9, с. 59];
- прием рассказа отрывка рассказа или сказки от лица того или иного литературного героя;
- иллюстрирование изучаемых произведений;
- прием контрастного сравнения, когда на основе анализа произведения «сталкиваются» противоположные нравственные понятия: сочувствие и равнодушие, радость, ответственность и безответственность и т.д. [1].
При задаче развития читательской эмпатии важно соблюдать ряд основополагающих принципов. Ни одна из эмоциональных реакций, какова бы она не была, не должна запрещаться взрослым. Любая эмоция ребенка – это приобретенный жизненный опыт. Блокада эмоциональных проявлений младшего школьника взрослыми – это основа для снижения его эмоциональной отзывчивости. Ребенок имеет право на ошибку в проявлении негативных эмоций, однако сами взрослые – родители и учителя – несут нравственную ответственность за вызванное эмоциональное состояние, имеющего разрушительную силу. Базой для формирования эмоциональной отзывчивости является родительское и учительское сопереживание и эмпатия. Если взрослые не интересуются эмоциональным состоянием ребенка, он впоследствии не сможет стать эмоционально отзывчивым.
Таким образом, воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников в первую очередь требует изменения образовательной парадигмы. Следует признать, что интеллектуальное развитие в современной школе находится в приоритете, тогда как эмоциональная сфера, а в частности, формирование эмоциональной отзывчивости – слабо разработанное направление в методике преподавания учебных предметов в начальной школе. Уроки литературного чтения могут стать основой для разработки методов, форм и приемов формирования эмоциональной отзывчивости. Наиболее эффективными можно признать такие приемы, которые основаны на эвристичности и неожиданности в постановке необходимости решения нравственной ситуации. Чем более широко представлена палитра эмоциональных оттенков при восприятии литературного произведения, тем более эффективной становится работа учителя по развитию читательской эмпатии.