Главная
АИ #41 (120)
Статьи журнала АИ #41 (120)
Теоретические основы формирования эмоциональной отзывчивости младших школьников ...

Теоретические основы формирования эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках литературного чтения

Автор(-ы):

Воробьёва Виктория Сергеевна

Затеева Татьяна Григорьевна

Секция

Педагогика

Ключевые слова

младший школьник
сенситивность
эмоциональная отзывчивость
читательская эмпатия
литературное чтение
эффект Клапареда
нравственные ситуации

Аннотация статьи

В статье дана характеристика особенностей эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках литературного чтения. Автор осуществил попытку представить теоретические основы формирования эмоциональной отзывчивости обучающихся. Обозначены основные черты сенситивности младшего школьного возраста для развития эмоциональной отзывчивости. Рассмотрено понятие читательской эмпатии. Выявлены приемы формирования эмоциональной отзывчивости на уроках литературного чтения.

Текст статьи

Актуальность исследования обусловлена тем, что современная школа, в том числе и начальная, в большой степени сосредоточена на формировании интеллектуальных способностей обучающихся в ущерб их эмоциональному развитию. Между тем, по свидетельству ведущих классиков психологической науки, роль эмоционального интеллекта не менее значима в развитии ребенка, чем формирование мыслительных навыков. В своих работах Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов и др. отечественные психологи доказали единство интеллектуального и эмоционального компонентов в гармоничном развитии личности человека. Поэтому уменьшение значимости поддержки эмоциональных реакций ребенка в школьном детстве резко ограничивает возможности обучения.

Основное содержание. Реалии современности таковы, что в структуре личности младшего школьника происходят кардинальные и необратимые изменения. Специалисты констатируют, что дети этого возраста постепенно утрачивают интерес к общению друг с другом, увеличивается количество аутичных и социально незрелых младших школьников, конфликтные ситуации все чаще решаются путем проявления агрессивности – все это приводит к обеднению эмоциональности ребенка, к скудости в проявлении эмоций, поэтому одной из важнейших задач воспитания и обучения в начальной школе является формирование эмоциональной сферы.

Одним из наиболее важных психологических качеств личности является эмоциональная отзывчивость. Как известно, в рамках различных учебных дисциплин цель воспитания эмоциональной отзывчивости младших школьников может реализоваться только крайне ограниченными методическими средствами, а уроки литературного чтения представляют собой наиболее эффективное средство для развития данного психологического качества.

Понятие «эмоциональная отзывчивость» в психологической науке впервые было использовано П. Фрессом, рассматривающим его как такое свойство личности, которое характеризует эмоциональность человека и его чувствительность к эмоциогенной ситуации. Широко обращаясь к анализу этого понятия отечественные специалисты, были единодушны в характеристике его сути и природы. Так В. В. Бойко дал следующее определение указанному термину: эмоциональная отзывчивость – это «устойчивое свойство индивида проявляющееся в том, что он легко, быстро и гибко эмоционально реагирует на различные воздействия – социальные события, процесс общения, особенности партнеров и т. д.» [2, с. 205]. По мнению Е.С. Ищенко, эмоциональная отзывчивость представляет собой «сложное интегрированное качество личности, основой которого является способность индивида эмоционально реагировать на явления окружающей действительности» [5, с. 64]. Структура эмоциональной отзывчивости, согласно В.С. Вербовской, предполагает анализ таких компонентов как «мотивационный, социально-коммуникативный, когнитивный, поведенческий, оценочно-рефлексивный. Результатом их сформированности становится приобретение эмоционального опыта» [3, с. 76].

Е.Н. Артемова считает, что наиболее сенситивным периодом в воспитании эмоциональной отзывчивости можно считать младший школьный возраст. Специалист подчеркивает, что сенситивность обусловлена повышенной чувствительностью младшего школьника, высокой степенью способности тонкого и гибкого восприятия, умения подражания, а также постоянное желание испытания себя. Младший школьник обладает чрезвычайной природной любознательностью, высоким уровнем обобщения, эмоциональностью и неискаженным доверием к родителям и учителям. В этом возрасте у ребенка еще не проявляется негативизм к правилам морали, который может проявиться в подростковом возрасте [1].

Эти же аспекты при психологической характеристике младшего школьного возраста выделяет С.А. Курносова, которая считает, что именно в этот период у ребенка особо острой становится тонкость восприятия, проявляющаяся в непосредственной реакции чувства радости или удивления, восторга или негодования при восприятии художественных произведений [8].

И.Ю. Кулагиной также обращается внимание на то, что именно в младшем школьном возрасте у ребенка выявляется эмоциональная впечатлительность, а также отзывчивость на все необычное и яркое [7]. С. Г. Кочергина подчеркивает, что младший школьный возраст сенситивен для интенсивного развития сложных чувств и умения сопереживать другим, расширяется «эмоциональное поле переживаний, учащиеся могут осознавать более тонкие оттенки собственных переживаний и пытаются выразить их в вербальной форме» [6, с. 5].

Эмоциональная отзывчивость в отношении прочитанных литературных произведений в методической литературе обозначается как читательская эмпатия. По мнению Н.Н. Иванова, читательская эмпатия является необходимым условием «адекватного, соответствующего авторскому замыслу восприятия произведения литературы и одновременно одна из целей чтения – развитие эмоциональной отзывчивости, внутреннего мира читателя» [4, с. 89]. Как видим, у исследователя читательская эмпатия как психолого-педагогическое явление соответствует психологическому понятию «эмоциональная отзывчивость».

На уроках литературного чтения эмоциональная отзывчивость или читательская эмпатия развивается в прямой взаимосвязи с восприятием нравственных ситуаций, встречающихся в литературном произведении. Для того, чтобы развить эмоциональную отзывчивость применяется так называемый прием Клапареда, который понимается как затруднение в процессе восприятия нравственной ситуации, лежащей в основе художественного произведения. Обучающийся, встречающийся с нравственным затруднением эмоционально включается в разрешение ситуации. Учитель начальных классов, ставящий перед собой задачу формирования читательской эмпатии или эмоциональной отзывчивости младшего школьника использует разнообразные приемы:

  • самостоятельное завершение произведения в кульминационный момент; например, учитель предлагает обучающимся окончить рассказ Л.Н. Толстого «Разбитая чашка» и задает вопрос: «Предположите, как поступит отец после признания сына в том, что он разбил чашку». Если задание оказывается для младших школьников затруднительным, учитель может предложить несколько вариантов ответов с последующим обсуждением вариантов;
  • прием проектирования нравственных ситуаций при сопоставлении героев и их поступков;
  • прием неожиданных вопросов: «Представь, что ты превратился в животное под названием ... (имя ребёнка), живущее в доме человека. Чем ты питаешься? Что ты умеешь чувствовать, переживать так же, как это животное? Кто с тобой играет? Тебе вычёсывают шёрстку?» и т.д. [9, с. 59];
  • прием рассказа отрывка рассказа или сказки от лица того или иного литературного героя;
  • иллюстрирование изучаемых произведений;
  • прием контрастного сравнения, когда на основе анализа произведения «сталкиваются» противоположные нравственные понятия: сочувствие и равнодушие, радость, ответственность и безответственность и т.д. [1].

При задаче развития читательской эмпатии важно соблюдать ряд основополагающих принципов. Ни одна из эмоциональных реакций, какова бы она не была, не должна запрещаться взрослым. Любая эмоция ребенка – это приобретенный жизненный опыт. Блокада эмоциональных проявлений младшего школьника взрослыми – это основа для снижения его эмоциональной отзывчивости. Ребенок имеет право на ошибку в проявлении негативных эмоций, однако сами взрослые – родители и учителя – несут нравственную ответственность за вызванное эмоциональное состояние, имеющего разрушительную силу. Базой для формирования эмоциональной отзывчивости является родительское и учительское сопереживание и эмпатия. Если взрослые не интересуются эмоциональным состоянием ребенка, он впоследствии не сможет стать эмоционально отзывчивым.

Таким образом, воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников в первую очередь требует изменения образовательной парадигмы. Следует признать, что интеллектуальное развитие в современной школе находится в приоритете, тогда как эмоциональная сфера, а в частности, формирование эмоциональной отзывчивости – слабо разработанное направление в методике преподавания учебных предметов в начальной школе. Уроки литературного чтения могут стать основой для разработки методов, форм и приемов формирования эмоциональной отзывчивости. Наиболее эффективными можно признать такие приемы, которые основаны на эвристичности и неожиданности в постановке необходимости решения нравственной ситуации. Чем более широко представлена палитра эмоциональных оттенков при восприятии литературного произведения, тем более эффективной становится работа учителя по развитию читательской эмпатии.

Список литературы

  1. Артемова Е.Н. Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников средствами литературного чтения // StudNet. 2020. №5. С. 248-254.
  2. Бойко ВВ. Психоэнергетика: [источники психической энергии, эмоционально-энергетическое воздействие, психологический комфорт и защита, правила эмоционального поведения] / В. В. Бойко. М. [и др.]: Питер, 2008. 409 с.
  3. Вербовская В.С. Эмоциональная отзывчивость: содержание и структура понятия // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2013. № 4. С. 74-78.
  4. Иванов Н. Н. Воспитание читательской эмпатии в процессе работы с произведением литературы // Ярославский педагогический вестник. 2017. №4. С. 88-92.
  5. Ищенко Е.С. Формирование эмоциональной отзывчивости на уроках литературного чтения в начальной школе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. №4. С. 63-67.
  6. Кочергина С.Г. Эмоциональная отзывчивость на музыку как компонент общего развития младших школьников : автореф. дис. ... канд.псих. наук : 19.00.13 / С. Г. Кочергина. М., 2015. 25 с.
  7. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю. Кулагина. М.: Эксмо, 2009. 176 с.
  8. Курносова С.А. Содержание воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников / С.А. Курносова // Ярославский педагогический вестник. 2011. Ярославль. № 3. С. 33.
  9. Нанаева О.В. Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников // Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – Уфа: Агентство международных исследований. 2018. С. 57-60.

Поделиться

886

Воробьёва В. С., Затеева Т. Г. Теоретические основы формирования эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках литературного чтения // Актуальные исследования. 2022. №41 (120). С. 98-101. URL: https://apni.ru/article/4707-teoreticheskie-osnovi-formirovaniya-emotsiona

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля