Главная
Конференции
Наука, технологии и образование в XXI веке: проблемы взаимодействия и интеграции
Научно-методические основы подготовки спортсменов, занимающихся рукопашным боем

Научно-методические основы подготовки спортсменов, занимающихся рукопашным боем

Секция

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

макроцикл
этапы подготовки
тренированность
функциональные возможности
микроцикл
специальная подготовка
средства тренировки
полуцикл
недельный цикл
спортивная форма
объём и интенсивность нагрузки

Аннотация статьи

В статье предлагается система построения тренировки спортсменов, занимающихся рукопашным боем, которая позволяет эффективно подготовиться к ответственным соревнованиям, в рамках полугодичной программы.

Текст статьи

Система построения тренировки квалифицированных бойцов рукопашного боя позволяет достаточно эффективно осуществлять подготовку спортсменов в рамках полугодичного макроцикла. Целенаправленная подготовка должна начинаться за полгода до основных соревнований (Чемпионат ведомства). При этом планируется два трехмесячных полуцикла, первый заканчивается соревнованиями, которые носят контрольный характер. В полуцикле для решения конкретных задач выделяется три этапа (каждый по месяцу) и в соответствии с этим определяется их содержание и направленность тренировки. Рост тренированности должен происходить постепенно, чтобы пик ее пришелся на финальные старты. Несмотря на то, что в промежуточных соревнованиях ставится задача успешного выступления, необходимо исключить форсирование спортивной формы [1].

Тренировки следует построить таким образом, чтобы уровень тренированности спортсмена плавно нарастал от этапа к этапу. Первый этап посвящается в основном повышению уровня функциональных возможностей организма и частично специальной физической подготовке. Основными средствами тренировки на данном этапе являются кросс, спортивные игры, упражнения с отягощениями и на гимнастических снарядах. Специальная подготовка состояла преимущественно из специально-подготовительных упражнений, упражнений на лапах, снарядах и в меньшей степени с партнером. Условные и вольные бои не проводились. Примерно 70% времени пришлось на общую физическую подготовку и примерно 30% – на специальную подготовку.

Тренировки строятся в форме недельного микроцикла – 1 тренировка через день по 2-2,5 часа. В субботу тренировка проводится в рамках единого дня борьбы. Обычно каждая тренировка начинается с бега 15-25 минут со средней скоростью и интенсивностью (ЧСС 140-150 уд/мин). В выходные дни самостоятельное тренировочное занятие имеет восстанавливающую направленность и поэтому проводиться c небольшой интенсивностью.

Тренировки в недельном цикле строились следующим образом: понедельник – тренировка ударов руками, среда – борцовская тренировка, пятница – тренировки ударов руками и ногами, комплексная тренировка. Каждая тренировка заканчивалась интенсивной скоростно-силовой работой [2].

По истечении примерно 6 месяцев, проводится комплексный контроль уровня подготовленности, по его результатам, как правило, у спортсменов заметно повышается уровень функциональной подготовленности, в меньшей степени – уровень специальных физических качеств. Следующий этап подготовки обычно направлен на дальнейшее повышение общей и особенно специальной подготовленности. Специальная подготовка обычно занимает 65% тренировочного времени, из них примерно 35% составляют упражнения на снарядах и с партнером. Много внимания уделяется совершенствованию техники и тактики ведения боя на длинной, средней и ближней дистанциях. Участие в контрольных соревнованиях во второй половине этапа позволяет определить степень подготовки. Если в соревнованиях одержана победа или занято призовое место, то спортсмен повысил уровень общей и специальной подготовленности, но своей лучшей спортивной формы он еще не достиг. Третий этап обычно направлен на дальнейшее повышение специальной подготовленности и особенно на совершенствование технико-тактического мастерства с акцентом на индивидуализацию. Для этого значительно снижается объем нагрузки, но увеличивается интенсивность ее.

В дальнейшем на тренировках решаются задачи совершенствования скоростных качеств и технико-тактического мастерства, при этом много внимания уделяется работе с партнером в форме условных и вольных поединков [3].

В результате тренировок в первом полуцикле создается устойчивая функциональная база для дальнейшего повышения тренированности спортсмена. Следующий полуцикл обычно направлен на приобретение и совершенствование спортивной формы, а также формирование готовности к участию в главных соревнованиях.

На первом этапе этого полуцикла ведется работа над дальнейшим повышением и расширением функциональных возможностей спортсмена, при этом, чтобы избежать форсирования спортивной формы, увеличивается объем нагрузки и снижается ее интенсивность. В ходе этого этапа, примерно половина времени занимает специальная подготовка, большая часть из которого отводится специальным подготовительным упражнениям, а упражнения на снарядах и с партнером занимают примерно равное время.

B конце третьего микроцикла планируется участие спортсмена в первенстве города среди юниоров (18-21 год). Поэтому с целью успешной подготовки к этим отборочным соревнованиям во втором и в третьем микроциклах повышается интенсивность и жесткость упражнений на снарядах, а работа с партнером проводиться в основном в форме условных боев. Такой режим тренировки способствует укреплению специальных навыков для проявления их в экстремальных условиях соревновательной деятельности. Если спортсмен победил в состязаниях или занял призовое место, то это значит, что он приближается к своей лучшей форме. В результате второй этап подготовки был направлен на дальнейший подъем специальной физической подготовленности и на совершенствование индивидуального технико-тактического мастерства на всех дистанциях боя, во всех положениях стоя и лёжа [4].

Перед участием в Чемпионате ведомства в ходе первого микроцикла, достаточно объемном и специализированном, большую часть времени примерно 60% занимает специальная подготовка, причем больше половины этого времени отводится упражнениям на снарядах и с партнером в высоком темпе. В ходе второго микроцикла, разгрузочного, объем нагрузки сокращается примерно наполовину, а интенсивность нагрузки увеличивается. Время на проведение вольных боёв сокращается, но они проводятся в быстром темпе. На данном этапе главное – это подвести спортсмена к пику спортивной формы, формирование у него психологической готовности к ответственным соревнованиям. Поэтому основной упор в тренировках делается на повышение уровня специальных физических качеств, использование упражнений с отягощениями, имитационные упражнения, проводятся индивидуальные занятия на лапах [5].

Затем следует ударный микроцикл, в котором моделируются условия предстоящих соревнований, работа при этом выполняется напряженная как с партнёром, так и на снарядах. Четвёртый микроцикл организуется по принципу повышения нагрузок: объем нагрузки сохраняется таким же, как и в третьем цикле, но тренировки становятся более специализированными. Такой режим тренировочной работы способствует поддержанию достигнутого уровня тренированности в течение достаточно долгого времени, а также снятию повышенного психического напряжения, вызванного предстоящими соревнованиями.

В соответствии с этим полуциклы должны отличаться друг от друга по содержанию средств и методов тренировки и по величине тренировочных нагрузок. Первый направлен на формирование спортивной формы, а второй на её совершенствование. В конце второго полуцикла используется соревновательные методы и условия тренировки. Такое построение тренировки соответствует основным закономерностям развития спортивной формы, способствует успешной подготовке спортсменов занимающихся рукопашным боем к ответственным соревнованиям [6].

Список литературы

  1. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов физической культуры / А.М. Максименко. – 2-е изд, испр. и доп. – М. : Физическая культура, 2009. – 496 с.
  2. Кудин В.А., Торопов В.А., Дудчик В.И., Куликов М.Л., Науменко С.В., Ушенин А.И. Физическая подготовка: учебник. 2-е изд., испр. и доп. / Кудин В.А. и др. // Изд-во СПБУ МВД России. – СПб.: ООО «Р-КОПИ», 2016.
  3. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник. Ю.Ф. Курамшин. Москва. 2010 г.
  4. Торопов В.А., Ушенин А.И., Дудчик В.И., Золотенко Р.Б., Хыбыртов Р.Б. Рукопашный бой в теории и практике служебной подготовки сотрудников органов внутренних дел: монография / Под ред. проф. В.А. Торопова // Изд-во СПБУ МВД России. – СПб.: ООО «Р-КОПИ», 2016.
  5. Торопов В.А., Науменко С.В., Куликов М.Л., Ушенин А.И., Хыбыртов Р.Б., Дудчик В.И. Исследование процесса эффективного обучения сотрудников полиции приемам рукопашного боя: Монография- СПб: ООО «Р-КОПИ», 2018г. – 112с.
  6. Хыбыртов Р.Б., Ушенин А.И., Торопов В.А. Характеристика педагогической системы обучения сотрудников полиции приёмам рукопашного боя в средствах индивидуальной бронезащиты // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 1 (61). С.168-172.

Поделиться

2781

Шахваледов М. Н., Ушенин А. И., Оруджев А. М., Арсеньев В. А. Научно-методические основы подготовки спортсменов, занимающихся рукопашным боем // Наука, технологии и образование в XXI веке: проблемы взаимодействия и интеграции : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 февраля 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 153-156. URL: https://apni.ru/article/471-nauchno-metodicheskie-osnovi-podgotovki-sports

Актуальные исследования

#40 (222)

Прием материалов

28 сентября - 4 октября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

9 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 октября