Главная
АИ #41 (120)
Статьи журнала АИ #41 (120)
Узбекистан – драйвер интеграционных процессов в Центральной Азии

Узбекистан – драйвер интеграционных процессов в Центральной Азии

Автор(-ы):

Сайидова Мухаббат Гаффаровна

Секция

Политология

Ключевые слова

международные отношения
граница
демаркация
экономика
внешние факторы
энергетика
интеграция

Аннотация статьи

В этой статье приводятся данные некоторых международных аналитических центров и их предвидение по дальнейшему развитию региона. Сравнивая экономические показатели двух государств-лидеров Казахстана и Узбекистана, эксперты делают некоторые прогнозы региона в краткосрочном будущем.

Текст статьи

Интерес на Центральную Азию в международных политических и экспертных кругах сегодня заметно ослаб, если сравнивать интерес к региону, например, ещё 10–15 лет назад. Это обусловлено как логикой развития международной повестки, появлением постоянных очагов нестабильности и напряжённости в других частях света, в первую очередь на Ближнем Востоке, так и определённой стабилизацией внутренней и внешней политики стран региона.

Согласно выводам экспертов, лидерами экономического развития стали Казахстан и Узбекистан, страны богатые природными ресурсами, крупнейшие в регионе по размерам экономик, ёмкости своих рынков, с большим населением. Но их сравнительная успешность лишь отчасти может быть объяснена наличием природных ресурсов. Определяющую роль в результатах их экономического развития сыграли в первую очередь готовность и политическая воля к системной работе по планированию, развитию, диверсификации экономики, созданию ориентированного на инвесторов благоприятного юридического климата.

Так, Казахстан занял уверенное первое место. Республика располагает серьёзным экономическим потенциалом, ёмким рынком (17 млн человек + рынки стран ЕАЭС), ориентированной на привлечение инвесторов законодательной базой, комплексом программ по развитию несырьевой экономики и, соответственно, созданием благоприятных условий для инвесторов в данные сферы. Республика стала важным транспортным евразийским хабом в рамках проектов китайского Экономического пояса Шёлкового пути.

После успешно проведённого транзита власти Узбекистан занял высокое место в рейтинге, имея ёмкий внутренний рынок (свыше 30 млн человек), диверсифицированную экономику, собственную ресурсную базу, политическую стабильность. В пользу инвестиционной привлекательности республики говорят и обозначенные новым президентом Шавкатом Мирзиёевым масштабные планы по системному реформированию экономики республики и созданию благоприятных условий для инвесторов.

Анализируя присутствие и упоминаемость центральноазиатских стран в передовицах международной прессы и докладах ведущих аналитических центров, мы можем увидеть, что, с точки зрения международной активности, выхода за рамки региональной повестки дня, среди центральноазиатской пятёрки особо выделяется Казахстан. Республика в силу своей сбалансированной внешней политики воспринимается в мире как «нейтральная» сторона с высоким уровнем доверия.

Так, Казахстан уже в четвёртый раз выступает в качестве площадки для межсирийских переговоров, призванных усадить враждующие стороны в арабской республике за стол для обсуждения мирной повестки дня. Личный авторитет казахстанского президента и его посредническая активность во многом способствовали нормализации российско-турецких переговоров. Сюда можно добавить, что Казахстан является страной-сооснователем главного интеграционного проекта на постсоветском пространстве – Евразийского экономического союза. При этом у Астаны со всеми центральноазиатскими соседями сложились прагматичные, конструктивные отношения, что добавляет ей политического веса на международной арене. Более того, формат взаимодействия «Казахстан – Узбекистан», который активизировался после прихода к власти в Узбекистане в декабре 2016 года Шавката Мирзиёева, обещает при системном развитии сделать регион Центральной Азии более самодостаточным и автономным от влияния внешних игроков за счёт опоры именно на региональное сотрудничество.

Узбекистан, имеющий общую границу со всеми государствами Центральной Азии (ЦА), включая Афганистан, обладает уникальным геополитическим преимуществом, которое позволяет ему влиять на политические, экономические процессы и обеспечение безопасности в самом центре Евразии. Таким образом, Центральноазиатский регион всегда был основным приоритетом внешней политики Узбекистана, поскольку региональная безопасность и развитие напрямую связаны со страной. В соответствии со Стратегией действий на 2017-2021 годы, Узбекистан активно реализует свою региональную политику по созданию «пояса безопасности, стабильности и добрососедства» вокруг Узбекистана путем превращения Центральной Азии в регион возможностей.

В начале глобальной пандемии руководство Узбекистана вновь продемонстрировало свою приверженность региональному сотрудничеству и призвало к совместному реагированию на пандемию COVID-19 в Центральной Азии. Страны ЦА поддерживали обмен опытом и информацией по борьбе с коронавирусной инфекцией, демонстрируя региональную солидарность в борьбе с общими задачами. Гуманитарная помощь из Узбекистана в Кыргызстан и Таджикистан, а затем из Казахстана в Кыргызстан, способствовала региональному сотрудничеству и его преимуществам

После прихода к власти президент Узбекистана Ш. Мирзиеев инициировал масштабные реформы в стране, а также уделил приоритетное внимание укреплению региональных связей и международного сотрудничества. Такая активная региональная стратегия создала благоприятный дипломатический климат между странами ЦА. Инициатива президента Ш. Мирзиеева на Генеральной Ассамблее ООН в сентябре 2017 года о проведении консультативных встреч лидеров стран Центральной Азии была поддержана его коллегами и две из таких консультативных встреч были проведены в Астане (март 2018 года) и Ташкенте (ноябрь 2019 года). В связи с пандемией третья встреча была перенесена на 2021 год и будет организована Туркменистаном.

Благодаря открытой и прагматичной политике Узбекистана в отношении стран Центральной Азии, были возобновлены региональные связи и открыты границы; восстановлены и обогатились новыми направлениями воздушные, автобусные и железнодорожные маршруты; также были облегчены связи между людьми, что, в свою очередь, способствовало развитию региональных экономических и торговых отношений. В результате уровень двустороннего и многостороннего сотрудничества в регионе заметно повысился. Например, в течение 2017-2019 гг. общий объем торговли Узбекистана со странами ЦА ежегодно рос и достиг 5,2 миллиарда долларов. Согласно статистике, в 2020 году, несмотря на глобальную пандемию, эта сумма составила 5 миллиардов долларов, в то время как доля стран ЦА в общем товарообороте Узбекистана выросла с 12,4 % (2019 год) до 13,6% в 2020 году.

Список литературы

  1. Стратегия развития Узбекистана на 2022-2026 годы. Указ президента Республики Узбекистан. - Т.: «Узбекистан», 2022.
  2. Самандарова Н. Экономическое развитие Узбекистана в годы независимости. - Т.: «Экономика и жизнь» 2020.

Поделиться

263

Сайидова М. Г. Узбекистан – драйвер интеграционных процессов в Центральной Азии // Актуальные исследования. 2022. №41 (120). С. 43-45. URL: https://apni.ru/article/4710-uzbekistan-drajver-integratsionnikh-protsess

Другие статьи из раздела «Политология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня