Главная
АИ #41 (120)
Статьи журнала АИ #41 (120)
Микрообучение взрослых в условиях онлайн-образования

Микрообучение взрослых в условиях онлайн-образования

Автор(-ы):

Подлипская Александра Владимировна

Секция

Педагогика

Ключевые слова

микрообучение
онлайн-образование
приложения
социальные сети
образовательный контент

Аннотация статьи

В статье рассматривается специфика форм организации микрообучения взрослых как одного из основных образовательных форматов будущего в условиях онлайн-образования.

Текст статьи

В современных социально-экономических условиях для каждого человека лозунг «Образование через всю жизнь» становится личностно значимым, поскольку рынок труда практически ежедневно предъявляет к специалисту новые требования. Таким образом, непрерывное образование из разряда обязанности переходит в разряд потребности.

Однако, прервать производственный процесс с целью организации обучения специалистов не всегда возможно, поскольку это сопряжено с материальными и временными затратами. Решение данной проблемы возможно через использование формата микрообучения (microlearning), под которым специалисты СберУниверситета предлагают понимать «метод обучения, при котором контент подается небольшими частями, каждая из которых имеет одну конкретную цель, и ее выполнение занимает совсем немного времени» [1, с. 24].

Анализ подходов к определению понятия «микрообучение» показал, что наиболее часто данный формат упоминается в контексте организации корпоративного обучения персонала (Д.Л. Волкова, Г.А. Монахова), где с его помощью происходит эффективное повышение квалификации персонала по актуальным производственным направлениям [2]. Специфика микрообучения как дозированного формата предъявления информации (bite - sized learning) отражена в работах О.Л. Чулановой и А.А. Хисамутдиновой [4, с. 7]. В методической литературе термин «микрообучение» синонимизируется с «нанообучением», «капсульным обучением» и «быстрым обучением». Таким образом, мы согласны с мнением Т.А. Любимовой, что «микрообучение предполагает получение обучающимся новой и необходимой информации небольшими блоками, каждый из которых позволяет освоить один узкий профессиональный навык или технологическую операцию» [3, с. 21].

Онлайн-формат организации микрообучения сотрудников приобрел особую актуальность с началом пандемии COVID-19, когда большая часть персонала осуществляла свои трудовые функции удаленно. Анализ возможностей сети Интернет для организации микрообучения показал, что наиболее популярны следующие формы:

1. Приложения для мобильных устройств. Являются наиболее востребованными, поскольку позволяют обучаться в любом месте (транспорт, дом) и в любое время, не требуя специальных условий. На рынке существует большой ассортимент как платных (Qstream, Edgagement), так и бесплатных (EdApp, GoSkills, 7taps, Learnie) приложений для организации микрообучения сотрудников по конкретным направлениям. К преимуществам данной формы можно отнести возможность создания организацией собственных курсов на основе уже имеющихся шаблонов, включение элементов геймификации, разных форм получения обратной связи от обучающихся. Приложения для микрообучения также помогают оперативно получать информацию о статистике прохождения курсов, наиболее сложных и трудоемких блоков. В приложениях есть возможность производить загрузку обучающих видео, изображений, документов. Автоматизаций функции проверки также помогает пользователю быстрее увидеть динамику освоения содержания курса.

2. Видеоканалы с образовательным контентом. В организации для новых сотрудников или сотрудников, желающих повысить свою квалификацию по решению конкретных профессиональных дефицитов, можно предусмотреть запись видеороликов, в которых более опытные коллеги, наставники или менторы обучают и демонстрируют профессиональные навыки в видеоформате. Такой тип микрообучения удобен тем, что обучающийся всегда может вернуться к нужному моменту на видео, прослушать ещё раз. Особенно актуально использование видеоконтента с сотрудниками, принадлежащими поколению Z («поколение цифровых аборигенов») – люди, родившиеся в период с 1995 по 2010 гг. и обладающие высоким уровнем доверия к информации, передающейся с помощью цифровых устройств. Для них следует предусмотреть возможность внедрения в микрообучение элементов концепции «Word of Mouth» («из уст в уста»), когда наибольший приоритет отдается информации, полученной непосредственно от профессионалов. Корпоративные видеоканалы могут быть как общедоступными, так и персонифицированными только для конкретной категории сотрудников.

3. Возможности социальных сетей. Микрообучение в условиях онлайн-образования возможно рассматривать как необходимое средство профессиональной коммуникации. Важную роль в реализации данной функции могут выполнять социальные сети и мессенджеры, как общеизвестные (ВКонтакте, Одноклассники, Телеграмм), так и частные (в рамках одной организации LOQUI BUSINESS, Yammer, «Пряники»). Среди преимуществ использования социальных сетей специалисты отмечают минимизацию времени на получение профессиональной информации, использование общей базы данных для решения задач. Пользователи, привыкшие проводить в социальных сетях достаточно большое количество времени, легче и быстрее адаптируются к условиям микрообучения. Возможность создания групп обучаемых и выстраивание между ними коммуникации также происходит более эффективно.

4. Элементы геймификации (корпоративные обучающие игры). Игры могут встраиваться как элемент структуры микрообучения и создаваться на базе сторонних приложений. Такие игры помогают в формате нестандартного взаимодействия повторить теоретическую информацию через викторину, квиз, кроссворд, интерактивные задания. Для их создания можно использовать общедоступные онлайн-сервисы – Madtest, Kahoot, Learning Apps и Flippity. В последнее время особую популярность среди обучающихся приобретают образовательные веб-квесты, включающие в себя комплекс тематических заданий с решением необычных ситуаций. Среди наиболее популярных сервисов для создания таких веб – квестов можно выделить Квестодел, Urban Quest, Learnis, Surprize me, Genially.

Наряду с включением в образовательный процесс элементов геймификации существует возможность разработки специализированных игровых корпоративных симуляторов. Крупные организации, заинтересованные в систематическом повышении профессиональных компетенций своих сотрудников, заказывают разработку виртуальных корпоративных симуляторов выстроенных на основе конкретных производственных процессов. В ходе работы в симуляторе сотруднику предлагается «прожить» разные роли, а руководителю – организовать одновременное обучение большого количества сотрудников с минимальными материальными затратами в онлайн – формате. Среди достоинств симуляторов можно назвать отсутствие у обучающихся необходимости скачивать и устанавливать специализированное программное обеспечение, возможность организовать реальное взаимодействие членов команды по решению профессиональных задач.

Руководитель с функциями администратора может наблюдать активность отдельных обучающихся, их динамику в продвижении к цели. Услуги по разработке корпоративных игровых симуляторов предоставляют Virtonomica, Gameducation, Simformer.

5. Профессиональная инфографика. Данный формат микрообучения чаще всего используется как элемент вышеперечисленных, поскольку предназначен сопровождать образовательный процесс. Инфографика по отдельным производственным модулям помогает эффективно задействовать все средства визуализации и структурирования информации – блок-схемы, смартобъекты, графики и диаграммы, списки и таблицы. Дополнение инфографики соответствующими тематическими изображениями позволяет сформировать у обучающихся ассоциативный ряд, который быстрее воспроизводится в памяти при выполнении профессиональных задач. Инфографика может составляться как по теоретическому материалу, так и по производственному процессу или действию (выполнение этапов, последовательности трудовых операций). Инфографику можно создавать как на основе возможностей современных текстовых процессоров, настольных издательских систем, так и с помощью специализированных онлайн-сервисов.

До марта 2022 года наиболее популярным сервисом был ресурс Canva, который на данный момент является недоступным для жителей Российской Федерации. Аналогами данного сервиса можно назвать Easel.ly, Infogr.am, Piktochart.

Анализ организации обучения взрослых в условиях онлайн – образования показал, что на сегодняшний день микрообучение является одним из трендов современного корпоративного обучения в цифровом обществе. Возможности сети Интернет позволяют сделать процесс получения новых профессиональных компетенций универсально эффективным для компаний с разным количеством персонала.

Список литературы

  1. Корпоративное обучение для цифрового мира / Под ред. Катькало В. С., Волкова Д. Л. – 2-е изд. – Москва: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018. – 235 с.
  2. Монахова Г.А, Монахов Д.Н., Прончев Г.Б. Микрообучение как феномен цифровой трансформации образования // Образование и право. 2020. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mikroobuchenie-kak-fenomen-tsifrovoy-transformatsii-obrazovaniya (дата обращения: 09.10.2022).
  3. Онлайн-курс: от идеи до воплощения. Пошаговое руководство / Т. А. Любимова – «Издательские решения», 2017. – 63с.
  4. Чуланова О.Л., Хисамутдинова А.А. Микрообучение как технология совершенствования обучения персонала организации с целью получения целевых знаний // Материалы Афанасьевских чтений. 2020. № 2 (31). С. 5-18.

Поделиться

265

Подлипская А. В. Микрообучение взрослых в условиях онлайн-образования // Актуальные исследования. 2022. №41 (120). С. 128-130. URL: https://apni.ru/article/4712-mikroobuchenie-vzroslikh-v-usloviyakh-onlajn

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая